Слайд 1Узелковый батик «шибори»
Перепелюк Ирина Викторовна
учитель технологии
первой квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 4» г. Чебаркуль
Слайд 2
Если учитель имеет только любовь к делу,
он будет хороший учитель.
Если
учитель имеет только любовь к ученикам,
как отец, мать он будет лучше того учителя,
который прочел все книги, но не имеет любви к делу.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу
и к ученикам он совершенный учитель.
Л.Н. Толстой
Слайд 3Содержание
•история батика;
•виды батика;
•материалы и инструменты для узелкового батика;
•технология выполнения узелкового батика;
•результаты
работы.
Слайд 4Цель
• Познакомить с техникой батика, с видами, инструментами для батика;
•
Научиться выполнять роспись по ткани;
• Развивать творческое воображение, воспитывать интерес к декоративному искусству
Слайд 5
Батик — batik — индонезийское слово. В переводе с индонезийского слово «ba» — означает хлопчатобумажная
ткань, а «-tik» — «точка» или «капля». Ambatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать.
Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием клеющих составов.
(МОЖЕТ БЫТЬ КЛЕЙ «КОНТУР» ИЛИ КЛЕЙ « ПВА»)
Слайд 6
История возникновения батика
Зарождение искусства батика
Ручная роспись тканей является разновидностью художественного
текстиля, на основе использования традиций древней росписи тканей. Это искусство развивали с глубокой древности много народов мира - индейцы, китайцы, египтяне, перуанцы, но наивысшего развития и художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява, который считается древнейшим центром батика.
Слайд 7 Существует красивая легенда о батике - «искусстве, радующем глаз и освежающем
душу». В незапамятные времена на вершину горы Аллу-Алу, что на острове Ява, спустился Батар Гуру и увидел, что земля погрузилась в тишину и сумрак, ибо нет радости ее жителям без ярких небесных красок. И простер он руку, и раскинулись на полях свитки изысканнейших тканей - ба. И простер он другую руку, и сонмы диких пчел устремились к нему, неся воск свой из глубин лесных. Растопил он воск, ударил в барабан, сгустил разноцветные тучи и пустился в пляс по шелкам, оставляя причудливый узор - тик, тик, тик. До народа доносилось батик-тик, ба-тик-тик.
Слайд 8 Эксперты считают, что батик изначально было искусством предназначенным исключительно для Яванской
знати. Принцессы и благородные женщины проявляли свое вдохновение для создания изысканных рисунков.
Способ окраски ткани индонезийцы хранили как великую тайну, распространялись только готовые изделия.
Слайд 9 История батика в России
На Руси с незапамятных времен известны способы
расцвечивания ткани путем набивания узора, в дальнейшем получившее название печатных рисунков. Это так называемые различные виды «набойки», от слова «набивать».
Расцвет ручной набойки на Руси наблюдался в 16-17 вв., хотя дошедшие до нас образцы ткани говорят о том, что развитие этого вида украшения ткани относится к 10 веку.
Слайд 10
В XX веке, вместе с всеобщим увлечением стилем модерн, батик получает
новое рождение. В этот же период батик появляется и в России. Развивался, в основном, в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков и, естественно, не опирались на какую-либо традицию. У истоков развития батика в нашей стране стояли такие великолепные художники, как А. Алексеева, Т. Алексахина, Н. Вахмистров, К. Малиновская и многие другие.
Слайд 11
Родоначальниками основополагающих направлений в технике русского батика являются: Ирина Трофимова -
монументальный батик. Станковое направление: Сергей Давыдов - «философский» батик, создатель техники батика «Техника Давыдова», уникальных инструментов и технологий; Татьяна Шихирева - «повествовательный» батик; Виктория Кравченко - «офортный» батик; Юрий Булычев - «традиционный» батик: Виктор Парийский - «живописный» батик; Евгений Архиреев, Юрий Ярин - «обратный» батик (техника вытравки); Александр Талаев - «экспериментальный» батик.
Слайд 12Оборудование
• Хлопковая ткань
• Краски для батика и кисти
Вода
• Скобы-скрепки
для стопок бумаг
• Баночка для воды
Картон обклеенный скотчем
Нитки и иголка, швейная машинка
Выкройка для квадратной декоративной подушки
Холофайбер
Слайд 13
В этом мастер-классе по батику мы распишем и сошьем декоративную подушечку
в одной из японских техник узелкового, точнее складного батика - шибори. Что касается цветового решения выберем смежную палитру четырёх цветов: жёлтого, зеленого,
синего, аквамарин.
Слайд 14
Берем хлопковую ткань в ширину
30 сантиметров. В длину две ширины
плюс ширина запаха,
а так же по несколько сантиметров на обработку краев. Подшиваем края будущей наволочки с двух сторон.
Слайд 15
Перед тем как окрашивать ткань необходимо выстирать или намочить и выжать,
если она уже была постирана.
Слайд 16
Разложим будущую наволочку
лицевой стороной в верх.
Слайд 17
Сложим пополам, затем каждую половинку еще раз пополам.
Слайд 18
Возьмем за один из уголков получившейся ленты,
и сложим его с
одной из сторон,
образуя равнобедренный треугольник.
Слайд 19
Перевернем всю ленту, отогнем обратно получившийся треугольник к противоположной стороне.
Снова
переворачиваем, и складываем треугольники – «гармошкой» пока хватает ленты.
Слайд 20
На полученную стопку из треугольников кладем картонку обклеенную скотчем,
чтоб не
впитывала краску.
Слайд 21
Такую же картонку кладем с другой стороны и зажимаем все вместе
скобкой для бумаг, оставляя зазор для того, что могла пройти кисть и окрасить ткань под ней.
Слайд 22
Берем кисть и хорошо пропитываем ткань с одного из углов,
жёлтой
краской.
Слайд 23
Другой угол пропитываем
краской цвета «аквамарин».
Слайд 25
Кончик аквамаринового угла,
слегка пропитаем синей краской.
Слайд 26
И оставим всю конструкцию сохнуть около суток. После чего снимаем зажим,
убираем картонки.
Слайд 27
Разворачиваем.
Если ткань не высохла до конца, подсушиваем ее феном.
Слайд 28
Проглаживаем ткань с двух сторон, при температуре для глажки хлопка, по
несколько минут для закрепления красок, начиная с изнанки.
Слайд 29
После того как краска хорошо закрепилась на ткани, на всякий случай
заготовку можно простирать в теплой воде с мылом, что бы выстиралась лишняя краска. После чего ее снова надо прогладить.
Слайд 30
Складываем подушечку: кладем ткань лицевой стороной к себе, загибаем запах, складываем
пополам.
Заколем булавками края, которые будем прошивать на машинке.
Слайд 31
Выворачиваем подушечку на лицевую сторону.
Набиваем холофайбером.