Слайд 1
МБОУ «СШ №49 имени героев-даманцев»
Проект
«История развития русского
народного костюма как отражение жизни
общества»
Слайд 2Хабаровск 2017
Выполнили ученицы класса 7.3
Усатова Мария и Чугунова Кристина
Руководитель проекта
Учитель технологии
Пуштарекова Татьяна Сергеевна
Слайд 3Цель исследования: создание наглядного пособия для уроков технологии – русского народного
костюма.
Объект исследования: русский народный костюм (с элементами стилизации).
Предметом исследования являются историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм национального костюма России.
Слайд 4 Гипотеза: предположим, на древние формы рубах, сарафанов и поясной одежды,
девичьих и женских головных уборов, украшений, некоторые виды обуви повлияли историко-социальные процессы в обществе.
Основные методы исследования: изучение и анализ литературы и ресурсов Интернета, сравнение национальных костюмов разных стран, построение таблиц).
Теоретическая значимость: мне хотелось познакомить одноклассников с результатами и выводами исследования по выбранной теме.
Практическая значимость проекта:
Мы надеемся, что данная работа будет интересна и полезна:
• детям – при изучении истории своего народа;
• педагогам – при подготовке внеклассных занятий ;
• родителям – для интересного общения в семейном кругу и оказания помощи детям при подготовке к урокам.
Слайд 5 Обоснование проблемы.
Сегодня, наконец-то,
приходит понимание того, сколь много потеряно там, где нет воспитания на своих местных, национальных традициях: забыты народные промыслы, многие дети плохо знают традиции и обычаи своего народа, своей семьи.
Я считаю, что нужно восстанавливать прерванную «связь времен», возрождать духовные ценности, возвратить утраченную любовь к родной земле, её природе, уважительное отношение к предкам. Данной проектной работой, я хочу познакомить ребят с образцами народного костюма, орнамента русской народной вышивки и заинтересовать историей русской культуры.
Слайд 6Исследование актуальности проблемы
Слайд 7Изучаем историю развития русского народного костюма
Русская традиционная одежда начала формироваться в
V веке.
Слайд 8В Х-Х1 вв. в Древней Руси проявлялось и византийское влияние.
Слайд 9После принятия христианства на Руси распространяются византийские обычаи, а также византийская
одежда. Древнерусский костюм этого периода(10-13 вв.) становится длинным и свободным, фигуру он не подчеркивал и придавал ей статичность
Слайд 10Сближение Руси в XVIIв. с Западом отразилось на всей обстановке жизни
только в более зажиточных слоях общества. Оживлению русской жизни не соответствовали тяжелые шубы и длиннополые кафтаны. Поэтому Петру I так нужно было переодеть русских людей в более удобную короткую одежду. Еще более подтвердила свою жизненность и функциональность традиционная русская народная одежда.
Слайд 11В первые годы 18-го столетия по указу Петра I правящие классы
должны были перейти на обязательное ношение платья иноземного образца. Однако "поскольку реформа не коснулась такого огромного пласта общества, как крестьянство, то именно крестьянский костюм становится подлинно народным. В его русле развивалась одежда казаков, поморов, однодворцев, разных групп старообрядческого населения.
Слайд 12Начиная с XVIII-XIX веков, крестьянская одежда несколько видоизменяется под воздействием моды
и развития промышленного производства. Русский костюм с этого времени выполняется из фабричных тканей, изменяется отделка головных уборов и обуви, а затем меняются и сами формы одежды. Победа в Отечественной войне 1812 г. вызвала подъем патриотических чувств, и многие светские дамы стали носить стилизованные русские национальные костюмы, состоявшие из рубахи с глубоким вырезом (по моде начала XIXв.), косоклинного или прямого сарафана, стянутого поясом под грудью, кокошника, повязки или венца.
Слайд 13До 1930 годов народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского
населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок и т.д. У многих народов национальный костюм в качестве праздничного сохраняется до сих пор. Он осваивается как художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве ансамблей народный песне и танцах.
Вывод: В России все иностранные влияния в области костюма, воспринимаясь, постепенно растворялись и поглощались русскими традициями, не изменяя основной линии ее развития. Национальное своеобразие русского народного костюма усиливалось благодаря взаимодействию в нем различных этнических культур, интернациональное и общечеловеческое приобретало в нём ярко национальное выражение.
Слайд 14 Основные черты русского народного костюма.
Основные черты русского народного костюма.
Слайд 21Вывод: Мы выбрали безполиковую рубаху, так как нашли в Интернете очень
простой крой и решили, что будем шить именно по этой выкройке.
Слайд 24Вывод: Мы выбрали модель №1, так как думаем, что эта модель
самая простая в изготовлении
Слайд 25Выбор ткани для изготовления рубахи.
Вывод: Наш выбор пал на крепе. У
ткани креп усадка невысокая, ниже сминаемость и выше прочность, чем у льна или бязи .
Слайд 26Выбор ткани для изготовления сарафана.
Вывод: Наш выбор пал на ткань габардин,
так как она мало мнётся, легко стирается. А также нам понравился оттенок красного
Слайд 27Выбор нитей и машинных игл
Вывод: Для изготовления сарафана из габардина подойдут
нитки хлопчатобумажные №40 и игла машинная №90 . Для изготовления рубахи из крепа подойдут нитки хлопчатобумажные №50 и игла машинная №80 .
Слайд 28Экономическое обоснование проекта.
Вывод: Наш проект экономичен, так как подобный костюм в
магазине стоит в несколько раз дороже.
Слайд 30Чертёж рубахи
Крой рубахи очень простой. В зависимости от вида, рубаха состоит
из 5 — 6 основных элементов. Это рукава, подол, две ластовицы, косая бейка и, иногда, накладка на вырез горловины.
Слайд 32Технологическая карта изготовления сарафана
Слайд 33Оценка проекта
Оценка проекта воспитанниками кружка «Театр моды»
Вывод: в соответствии с оценками
наших кружковцев мы можем сделать вывод, что наше изделие удалось. Мы рады подарить наш костюм школе как наглядное пособие для уроков технологии и ИЗО.
Слайд 34Эстетическая оценка изделия.
Эстетическое в русском народном костюме — это его природные,
художественные и социальные особенности.
Прекрасное в русском народном костюме проявляется в его способности преображать человека — делать его красивым, а также в удобстве, экономичности и целесообразности, в творческом раскрытии возможностей и особенностей материалов, в гармоничности колористки и рациональности конструкции, в красоте силуэта и в вырастающих на основе всего этого декоративном великолепии, глубине идейно-образного содержания и его широком положительном общечеловеческом значении.