Слайд 1
Использование народных традиций на уроках технологии через проектную деятельность
Каргальцева Татьяна Петровна,
учитель технологии МБОУ СОШ № 9
Слайд 6Метод проектов –
система обучения, ориентированная на творческую самореализацию
личности учащихся и развитие их интеллектуальных и волевых качеств.
Результатом проектной деятельности является новый продукт, имеющий практическую значимость.
Слайд 10Основа проекта –
технология лоскутной практики
Слайд 11В основе метода проектов лежит:
Развитие познавательных навыков учащихся;
Умения самостоятельно
конструировать свои знания;
Умения ориентироваться в информационном пространстве;
Развитие творческого мышления.
Слайд 12Учебный проект с точки зрения обучающихся – это возможность
раскрыть свой творческий
потенциал, приложить свои знания
проявить себя в группе
публично показать достигнутый результат, который имеет прикладное значение и значим для своих открывателей
Слайд 13Учебный проект с точки зрения учителя – средство выработки специфических умений
и навыков:
Проблематизация (выявление проблемы и постановка задач)
Целеполагание и планирование
Самоанализ и рефлексия
Поиск и отбор информации
Практическое применение знаний
Выбор, освоение и использование технологии создания конечного продукта
Представление результатов своей деятельности и хода работы
Слайд 15Куклы "День и Ночь"
Куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и
ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью - темную.
Куколка "День" - молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Она - хозяйка дня, и следит, чтобы в будни дни люди работали, трудились, в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило солнышко. Куколка следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей все ладно.
Куколка "Ночь" - мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Ночь - волшебница. Она меняет и вещи и людей. Она несет другой мир. Ночью все таинственно. Все привычное без солнечного света становится неузнаваемым. И люди становятся другие. Более откровенные, открытые. Самые душевные разговоры за полночь затягиваются. Но главное, ночью люди спят. Ночь следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его.
Слайд 16Пеленашка
Для новорожденных матерью делалась кукла «младенчик-пеленашка». Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка,
с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда и т.п. - все это хранило родовую и генетическую память. Спеленутую куклу подкладывали и к младенцу в колыбель, где она была до крещения, чтобы сбить злых духов с толку и принимать на себя все напасти, угрожавщие незащищенному крестом малышу. После крещения кукла убиралась из колыбели и хранили ее наравне с крестильной рубахой.
Слайд 17Зайчик – на - пальчик
Зайчика на пальчик делали детям с трех
лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.
Слайд 18"Кормилка " или вепсская кукла
Образ замужней женщины, символ благочестия и
достатка. Этой куколке приделывали объемную тряпичную грудь – чтобы дети были всегда сытыми и здоровыми. Она «согревала» местечко в колыбельке до рождения ребенка. После рождения – висела над изголовьем, как оберег от порчи и сглаза. Когда малыш подрастал, с этой куколкой ему позволяли играть.
Слайд 19"Десятиручка
Это обрядовая многорукая кукла. Ее делали из лыка или соломы
14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов.
Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д.
Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась.
Предлагаем повесить куколку на видное место в комнате, где женщина проводит время в работе.
Слайд 20"Девка-Баба"
В народе называют ее Перевертыш, Вертушка.
Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется.
Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом.
Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой.
Слайд 21Мартинички
Нитяная пара куколок белого (зимнего) и красного (летнего) цветов. Использовались в
обряде закликания весны. Мартинички вывешивались на ветвях деревьев, чтобы привлечь-приблизить наступление теплого сезона.
Слайд 22Неразлучники
Муж и жена - две половинки одного целого. Их дарили молодым
на свадьбу. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое, ведь после свадьбы супружеской паре предстояло вместе идти по жизни. Кукол изготовляли подруги невесты из лоскутков белой, красной ткани, используя обрывки разноцветных нитей.
Слайд 23Лихоманки
Лихорадки или трясовицы – это злые духи болезней, их создал
Чернобог из колючек репейника, болотной тины и грязного ила. Летом Перун загоняет эту нечисть глубоко под землю, но зимой лихоманки получают свободу. Всю зиму и весну они лихорадят людей, вселяясь в них и мучая одного за другим. В дома они залетают ночью через печную трубу и вселяются в первого попавшегося. И, что бы эти злобные духи не добрались до людей, за печку вешали обережных кукол-лихоманок. Их делали целыми комплектами по 9,12, а чаще 13 штук – ведь духи-лихорадки по одиночке не летали.
Слайд 24Пеленашка
Когда женщина ждала ребенка, изготавливала куклу и клала в люльку, что
бы та согревала ее. А когда рождался ребенок, подвешивала пеленашку над люлькой, чтобы малыш смотрел на неё и не плакал, пока мама занята делами по хозяйству.
Слайд 26 Основные этапы проектной деятельности
Слайд 33Творческий проект
«Народный костюм своими руками»
Руководитель проекта
Каргальцева Татьяна Петровна
Слайд 34Цели и задачи проекта
Цель: приобретение и расширение знаний молодежи
о культуре своего родного края, развитие навыков исследовательской работы, освоение техники традиционных ремесел, развитие организаторских способностей, сохранение национальных традиций.
Слайд 35 Задачи:
изучение культуры родного края и города;
вовлечение детей и подростков
в процесс воссоздания народного костюма;
развития эмоционально-эстетического отношения к традиционной национальной культуре;
популяризация традиционных народных ремесел;
формирование творческой, активной личности, её нравственной позиции.
Слайд 36Мероприятия по реализации проекта
Исследовательская работа в краеведческих музеях (г.Мичуринска г.Тамбова г.Котовска,
г. Уварово) . Экскурсии в музей.
Создание и демонстрация презентации «Особенности женского Тамбовского костюма
Проведение мастер-классов среди школьников.
Создание коллекции костюмов «Женские костюмы Черноземья»
Создание коллекции «Русская обрядовая кукла» », буклет «Русская обрядовая кукла»
Организация и проведение этнографического фестиваля «У околицы».
Слайд 37Экскурсии в Музей истории крестьянского быта
Во время рассказа подростки смогли познакомиться
с предметами старинного быта, рассмотреть устройство ткацкого станка, пройти в «бабий кут» посмотреть на предметы изготовленные руками старых мастеров (кисеты, рушники). Детям показали Евангелие 18 века, люльку для младенца и т.д.
Слайд 39Театрализованный рассказ о быте крестьян
Зрители окунулись в историю вместе с экскурсоводами
Слайд 40Презентация женского костюма Тамбовщины
Слайд 41Работа в мастерских
Изготовление коллекции костюмов
Слайд 43Мастер – класс
«Обрядовые куклы»
Здесь были задействованы самые юные.
Каждый сделал своего ангела-хранителя.
Слайд 48
«Народный костюм – своими руками».
Слайд 66С благодарностью всем коллегам, идущим по нелегкой исследовательской стезе….