Слайд 1Декоративно-прикладное творчество
Слайд 2Геометрическая резьба
Создание орнамента
Разновидности резьбы по дереву
Слайд 3Сформулируем основные цели:
Сформировать понятия об основных видах резьбы
Развить графические навыки при
создании орнамента
Воспитание эстетического вкуса, художественного образа, внимания и аккуратности
Слайд 4Чему должны научиться:
Различать основные виды резьбы по дереву
Выполнять простейшие геометрические рисунки
Составлять
композицию орнаментов
Слайд 5Что для этого нужно?
Образцы резьбы
Основные критерии резьбы
Чертежные инструменты
Навыки работы чертежными инструментами
Слайд 6Резьба по дереву всегда была непременным элементом русской деревянной архитектуры. Развитию
этого декоративно-прикладного исскуства способствовали простота обработки и доступность материала, наличие умелых мастеров и богатые традиции. Сколько прекрасных образцов деревянной аохитектуры и художественного творчества оставили нам предки!
Талант русского народа, присущие ему чувства прекрасного и гармонии позволяли создать глубоко самобытные произведения, способствовали подъему и расцвету высого исскуства народной архитектуры
Самыми знаменитыми были резчики русского Севера, Урала, Сибири, Поволжья, Костромской, Владимирской и других губерний.
Восславим дерево
Слайд 7Контурная резьба
По технике выполнения-самая простая.
Изображения, выполненные
в этом виде, напоминают
четкий графический рисунок.
Широко
применяется в
народной резьбе: панно,
разделочные доски, посуда,
Сувениры.
Слайд 8Плоско-рельефная резьба
Самым ярким представителем этого вида является КУДРИНСКАЯ резьба .В самом
ее названии
удивительным образом сочетаются
наименование подмосковной деревни
Кудрино, где она зародилась.
Зарождение резьбы связано с именем
Василия Ворноскова, который был
Одним из учеников созданной в конце
19 в. в селе Абрамцеве художественно-столярной школы- мастерской, основанной известными русскими художниками.
Основной стиль резьбы: сочетание узоров из растительных побегов, гирлянд из листьев, цветов вызывает ощущение «кудрявости».Также характеризует резьбу мягкость контуров, округлость форм рельефа, богатство светотени, живость узоров.
Слайд 9Ажурная резьба
Часто ажурную резьбу называют ПРОПИЛЬНОЙ, ДОМОВОЙ, так как ее техника
основана на пропиливание ажурных проемов в доске.
Такой резьбой украшают отдельные части здания:
наличники, причелины, торцевые доски, ограждения, рамки и многое другое.
Слайд 10Скульптурная резьба
Выполнение объемной скульптуры принципиально отличается от всех других видов резьбы
.Объемную резьбу можно рассматривать со всех сторон, так как она не связана с плоскостью и рассчитана на свободное расположение в пространстве.
Декоративными скульптурами можно украсить
дом, детские площадки. Прекрасно сделанные
сувениры украшают быт, создают уют,
поднимают настроение.
Слайд 11Богородская игрушка
Любопытнейшим местом России, единственным в своем роде мировым центром
резной игрушки из дерева, назвал подмосковное село Богородское основатель музея игрушки, художник и ученый Н.Д. Бартрам. Одним из первых оценив уникальность богородской художественной резьбы, он еще в 1900-е годы работал с местными кустарями. Деревня, где почти все жители – резчики, привлекала многих. В 1920 - 1930-х годах в богородской школе кустарного ученичества, открытой еще в январе 1914 года, преподавали живописец М.В. Ломакин и выпускник Академии художеств скульптор А.В. Петров. В 1970-е годы сюда не однажды приезжал писатель В. Шукшин, поэт В. Боков, режиссер М. Ромм. И ни один гость не уезжал равнодушным – такое восхищение вызывает рождение деревянных человечков и зверей из липовых чурочек, щепочек, горбушек. И так приятны необычные для гражданина древесные запахи и звуки: удары топора, шелест стружки, хрупанье стамески. Особенно в тишине домашней мастерской, где все это еще слышнее и наполнено каким-то тайным смыслом и значением.
Слайд 12Геометрическая резьба
Все элементы геометрической резьбы представляют собой простейшие геометрические фигуры. Относительная
простота геометрической резьбы, ее декоративность сделали эту резьбу очень популярной. Рисунок эффектной игрой светотени дает возможность хорошо украшать различные изделия: кухонные полочки, разделочные доски, настенные панно, шкатулки и др.
Слайд 13Основные элементы геометрической резьбы
Это двухгранные, трехгранные клинорезные выемки различной ширины, глубины,
конфигурации. Наиболее распространены треугольники, отличающиеся формой и размером.
Широко распространенным мотивом является КРУГ-РОЗЕТКА. Невозможно вообразить многочисленность вариантов.
Слайд 14Сколышки
Куличики
Треугольники
Цепочка
Ромбы
Витейка
Змейка
Розетки
Соты
Звездочки
Слайд 15Композиция геометрической резьбы
Узоры создаются путем повторения различных элементов, заключенных в какую-либо
геометрическую фигуру, в сочетании с треугольниками, квадратами, ромбами, прямыми и ломаными линиями, можно получить множество разнообразных узоров.
Слайд 18Что мы изучили на уроке?
Разновидности резьбы по дереву
Контурная
Плоско-рельефная
кудринская
Ажурная
Скульптурная
богородская
Геометрическая
Отличие различных стилей резьбы
Основные элементы геометрической резьбы
Составление композиции геометрического рисунка
Слайд 19Этапы создания рисунка
Разметку узоров производят простым
карандашом с помощью угольника и
линейки. Для некоторых узоров
потребуется циркуль. Все элементы
рисунка четко вычерчивают на заготовке.
Со всех сторон заготовки очерчивают поля
шириной 10 мм. Площадь которая
образовалась внутри, заполняется
полосками узоров одиночными или
двойными. Расстояние между полосками
5 мм. Внутреннюю площадь заготовки, между
полями, заполняют различными композициями
розеток, сияний, вертушек и т. д.
Слайд 20
10
10
20
20
10
Создание окантовочного рисунка
Слайд 21Этапы создания розетки 6 лепестков
1.Начертить окружность заданного диаметра.
2.Из точки пересечения
окружности с перпендикулярной
линией, не меняя раствора циркуля провести дугу.
3. Из точек пресечения дуги с окружностью провести
отставшие дуги до образования рисунка.
Слайд 22Этапы создания розетки 12 лепестков
1.Начертить 6-ти лепестковую
розетку.
2.Из точки пересечения
горизонтальной
линии с
окружностью провести дугу
3. Из точек пресечения дуги
с окружностью провести
отставшие дуги до образования
рисунка.