Слайд 1Обобщённые сведения об одежде, история её развития, технология изготовления.
Слайд 2Тема урока: «Виды женского платья, пропорции фигуры».
Цель и задачи урока:
Узнать историческое развитие одежды
С видами силуэтов
Понятие о стиле
Требования, предъявляемые к одежде
Виды и характеристика плечевых изделий
Снятие мерок для построения чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом
Слайд 3Что такое одежда? Костюм? В чем их различие?
Одежда – совокупность предметов,
которыми покрывают, облекают тело.
Костюм – верхняя комплектная одежда.
Если одежда служит человеку для защиты от холода, то костюм отражает внешний облик человека, выявляет его внутреннее содержание, является психологической, социальной, возрастной и исторической его характеристикой
Слайд 4Немного из истории одежды
Плечевая одежда берет свое начало от первобытных плащей
– шкур. Через тысячелетия эти одеяния трансформировались, например в мужские и женские костюмы греков. Они представляли собой полотна ткани , которые не сшивали, а искусно драпировали ими фигуру человека. Нижняя часть рубашки носила название – хитон, верхняя накидка – гиматия.
Слайд 5Основы построения
античного костюма XII v
История оставила нам три свидетельства античного костюма
— это скульптура, осязаемая форма в идеальном воплощении. Ибо складки одежды, приникшие к телам скульптур, воспроизводятся в камне, а в действительности так укладывается только мокрая ткань, прилипая к телу; вазовая живопись — где цель изображения не столько достоверность расположения складок в костюме, сколько линейная их красота; скульптура Танагры — свидетель беспристрастный, в котором видна разница между документальным изображением и идеалом искусства.
Костюм различается по способу наложения полотнища на тело: свободно наброшенное или обвитое полотнище и полотнища скрепленные. К первым относится плащ-гиматий, ко вторым плащ — хламида и хлайна и все другие наименования одежды. Поэтому любой свободно наброшенный плащ мы можем определить как гиматий, независимо от его размера.
Слайд 6Национальной одеждой граждан Римской империи считалась тога — ткань эллипсовидной формы,
складывающаяся вдвое и сложными манипуляциями окутывающая фигуру. Сложность ее одевания заставила прибегать к предварительным операциям укладывания ее на манекене.
Тога надевалась поверх туники. Последняя превратилась в домашнюю одежду коллобий — рубаху или, вернее, платье с коротким или длинным рукавом, кквадратным или круглым вырезом горловины. Имея просторную форму, она часто опоясывалась и уже ничем не напоминала греческий хитон. Два вертикальных клавуса (полосы) спускались по всей длине полотнища. Особое богатство декоративного убранства приобрели туники в период христианизации Рима с I по VII век н. э
Слайд 7Костюм эпохи Возрождения
Мода Ренессанса
«Соблюдай соразмерность, с которой ты одеваешь фигуры, в
зависимости от их положения и возраста.» Леонардо да Винчи
Этот период в истории культуры знаменателен тем, что человек, открыв один раз самую великую книгу, какая вообще существует на земле, — книгу природы, так увлекся ею, что уже никогда больше не пожелал ее закрыть. Интерес к человеку в эпоху Возрождения определил новый идеал красоты и, естественно, новую ее оболочку — костюм, над созданием которого трудятся не только портные, но и многие художники века.
Деятельному, энергичному человеку тесно и неудобно в средневековых одеждах, он не стесняется своего тела, он гордится и любуется им. Он силен и могуч, этот человек, он любит поесть и попить, он любит быструю ходьбу и бешеную скачку лошадей
Верхняя одежда, а затем и нижняя становится широкой, удобной; на платье появляются разрезы, дающие свободу движения, разрезы, в которые выглядывают буфы ткани. Плечи расширяются, торс делается массивным, ноги обуваются в широкий просторный кожаный башмак.
Слайд 8Средневековые костюмы
(XIII—XV века)
Готика
Период господства церкви над всей духовной деятельностью человека
определил сложность эпохи средневековья, социальные границы ее общества и эстетическое кредо. Человеческое тело, а женское особенно, было недостойным изображения, а тем более любования.
Античный постулат гармонии физической и духовной красоты рассыпался обломками языческих храмов, сгорел в пожарищах варварских завоеваний, погиб в недрах монастырских скрипториев. Одежда погребла под каскадом ткани греховное тело, закутала, запаковала его земную красоту, заменив ее надолго химерой искусства тщеславия и богатства, выраженного руками портных и искусников декора в форме костюма. Крестовые походы, начавшиеся в 1095 году и окончившиеся в 1270-ом, приблизили высококультурный Восток к малообразованной Европе. Отделение ремесла от земледелия преображает средневековый мир, а знакомство с Востоком, его обычаями и товарами, развитие торговых связей открывают новый период в истории культуры Европы.
Слайд 9Эпоха XVII века
Семнадцатый век был встречен грохотом мушкетов и аркебуз, звоном
сабель и топотом конницы, стоном крестьян над вытоптанными пашнями, скрипом дипломатических перьев, шумом дворцовых ассамблей тщеславных монархов. Он был освящен пламенем освободительной войны Нидерландов и буржуазной революции в Англии, династическими и религиозными войнами всех европейских стран.
«Человек как бы утопает в знаках отличия и атрибутах, он стремится импонировать зрителю всем, чем только возможно, — тяжелым париком, гордой осанкой, властным взором, дорогими узорными тканями, эффектно и небрежно запахнутым плащом, драгоценными кольцами, серьгами, ожерельем...».
Стали появляться модные изображения и модные листки, где указывались названия цвета и ткани, из которых надлежало шить костюмы. В середине века вышло первое модное издание «Меркур талант». С его появлением мода могла путешествовать из страны в страну. С середины века диктат моды перешел к Франции и остался там по сей день.
Слайд 10Костюм эпохи Просвещения
XVIII века
Свободная и непринужденная форма как нельзя кстати пришлась
ко двору и в несколько лет стала модной и распространенной женской одеждой
Во имя изящества были убраны на время сложные шляпы и чепцы, волосы, гладко собранные на макушке или затылке, уложенные в небольшие букли естественного цвета или напудренные рисовой пудрой, обрамляли легко и просто фарфоровые лица женщин. Иногда макушки прикрывались небольшой накладкой из дорогого кружева, сеткой из граненых камней, жемчужной розеткой или в прическу вкалывалась имитация цветка, изысканного произведения ювелирного искусства. Кажущаяся простота изящно выполненного во всех деталях костюма доставалась дорогой ценой.
В подражание античным костюмам линия талии с 1790 года повышается и фиксируется широким шарфом или кроем лифа. Большой вырез обязательно драпируется косынкой, прикрывающей большой бюст. Последнее вошло в моду под влиянием Руссо, утверждавшего необходимость самостоятельно вскармливать грудью своих младенцев.
Слайд 11Платья в стиле Рококо
Период господства стиля рококо (1730—1750) в костюме знаменуется
усложнением формы: контуша спереди начинает прилегать к корсажу, оставаясь сзади свободной. Раскрытое спереди на корсаже и юбке из той же ткани и прилегающей к бюсту, а сзади заканчивающееся складкой Ватто, платье, называемое французским, становится обычным туалетом светских дам и выходным платьем буржуазок
(1745—1750) знаменуется в костюме совершенствованием отдельных деталей, изысканностью причесок, отделок и появлением новых тканей. Ухищрения моды в этот период направлены на достижение определенного идеала. Талия становится неимоверно тоненькой, грудь, поднятая сильно кверху, почти что обнажается и стыдливо прикрывается косынками. Панье на китовом усе так легки, что легкие муслины, батист, канаус, репс живописно движутся, как бы наполненные воздухом. Черные или цветные ленты, легкая кружевная фреза, плотно перехватывающие шею (у основания), делают ее более хрупкой, а головку миниатюрной. В этот период и появляется панье с локтями, разделенное на две половины. В таких панье легче двигаться, их можно приподнять для прохода в дверь и положить на них руки, что стало непременным жестом этого времени. Изменилась и форма рукавов, они расширились книзу, напоминая крыши китайских пагод, их так и называют — а-ля пагод.
Слайд 12Стиль ампир
Во Франции поздний классицизм нашел свое выражение в новом стиле,
который получил название «ампир».
Первый император Франции Наполеон стремился придать своему правлению пышность, торжественность и блеск, какими окружали себя императоры Древнего Рима. Новый стиль ампир (от французского слова «империя») появился не в результате свободного развития художественных направлений, а создавался искусственно, в соответствии с желаниями и вкусами императора.
Дамы носили платья без рукавов из свободно падающего муслина, с большим вырезом и шлейфом. Эти платья не подходили к холодному климату Европы, поэтому вскоре у них появились короткие рукава, собранные «фонариком», а затем и длинные. Ворот тоже стал закрытым. Характерной чертой платья ампир была высокая талия. Укороченный подол доходил до лодыжек, открывая изящные туфли без каблуков или сандалии с переплетенными ремешками, напоминающие времена Древнего Рима. Поверх платья женщины надевали короткий жакет-спенсер или кашемировую шаль.
Слайд 13мода начала 20 века
стиль модерн.
Женская мода этого периода являлась воплощением стиля
"прекрасной эпохи" и стиля модерн. Основу женского силуэта составил идеальный образ женщины, которой чужды земные тревоги, каждодневность, заботы быта и вообще физическая работа
Модный силуэт, создающий такой образ, состоял из непомерно утянутой корсетом "осиной" талии; широких бедер; расклешенной колоколообразной, похожей на цветок юбки, которая заканчивалась треном (шлейфом), создававшим иллюзию "пены волн", из которых выходит это прекрасное неземное создание.
Слайд 14Силуэт в одежде
Силуэт- это французское слово, которым называют внешние очертания любого
предмета, его «тень». Он призван выявить достоинства вашей фигуры и сгладить недостатки
Первое зрительное впечатление от одежды – это ее форма. Условно силуэты сравнивают с геометрическими фигурами: прямоугольник, квадрат, трапеция, овал, треугольник
Слайд 15Прямой силуэт, полуприлегающий
Силуэт трапеция
Полуприлегающий силуэт слегка подчеркивает формы фигуры.
Приталенный силуэт отличают
расширенная линия плеча, низа и зауженная талия.
Силуэт «трапеция» характеризует расширение от линии плеча или проймы.
Слайд 16Приталенный силуэт
Можно уподобить двум «встречным» трапециям или треугольникам и он интересен
в том случае, если есть контраст между тонкой талией и легкими, свободными формами верха и низа.
Слайд 17Силуэт овальный.
Предлагается модой редко и долго не удерживается , так как
он противоречит естественным пропорциям телосложения, зрительно выглядит неустойчивым
Слайд 18«Мода- капризна и изменчива»
Коко Шанель
Мода-это то, что в определенное время пользуется наибольшей популярностью и признанием большинства.
Слайд 19Понятие о стиле
Стиль – это устойчивый, конкретно определившийся языке эпохи, утверждающий
ее культуру, понятие красоты, отношение к окружающему миру. Стиль это манера одеваться (мода приходит и уходит, а стиль остается).
Существует множество современных стилей, но к основным относятся классический, спортивный, фольклорный и романтический
Слайд 20Стиль
(от греческого stylus означает манеру, характер)
Характер одежды зависит от
ее стиля. По стилевому решению все многообразие форм одежды можно свести к трем основным группам:
Слайд 21Классический стиль
Который отличается подчеркнутой строгостью и подтянутостью. Возникнув в прошлом
веке, он остается в моде постоянно.
Слайд 22Спортивный стиль
Во все времена одежда этого стиля была свободной формы,
обеспечивающей удобство в движении. Она должна подчеркивать спортивность фигуры, стройность и подтянутость.
Слайд 23Фантазийный или романтический
Эта область «фантазий», «воспоминаний», «поисков». Здесь используются элементы исторического,
национального (фольклорного) костюма.
Слайд 24Пропорции фигуры человека
Древнейшие предложили впервые пропорции человеческого тела в качестве модуля
принят размер головы, который составляет 1/8 часть всего роста
Слайд 25Квадрат Древних
Первый подробный канон изображения тела человека доработан итальянским художником Леонардо
Да Винчи.
Слайд 26«Золотое сечение».
Линия талии делит тело на две неравные части. Верхнюю –
три модуля
Нижнюю – пять модулей.