Слайд 1Формирование навыков учебного труда у детей с нарушениями слуха (в классах
коррекции).
Слайд 2В период школьного обучения детей с отклонениями в развитии виды трудовой
деятельности, как правило, входят в уроки трудового обучения. Уроки труда используются в качестве средства компенсаторного развития с учетом характера нарушений.
Слайд 3 Трудовая деятельность доступна, интересна детям с нарушениями слуха. Не только
малыши, но и более старшие дети готовы часами заниматься с кубиками, с конструкторами, вырезать, чертить, клеить. Удовлетворяя свои интересы, дети в тоже время познают окружающий мир, овладевают практическими действиями, знакомятся со свойствами материалов.
Слайд 4Трудовые умения:
Выполнение работы при демонстрации учителем нужных действий.
Работа по образцу.
Дополнение имеющегося
образца.
Внесение изменений в работу.
Выполнение работы по словесным. инструкциям, по рассказу о ее ходе.
Работа по аналогии.
Работа по представлению.
Слайд 5При изготовлении изделий:
формируются ручные умения и навыки
дети знакомятся со свойствами материалов
и инструментов, с оборудованием
педагог стремится к развитию речи и мышления ребенка, к формированию умственных действий
Слайд 6 Первоначально школьники изготавливают изделие по образцу и по показу
учителя. Затем они используются описанием будущего изделия. Увеличивается доля самостоятельности детей:
Сначала, они работают под непосредственным руководством учителя, который ставит общую цель, раскрывает частные учебные задачи, показывает способы их решения.
Потом, они учатся переносить полученные знания и умения в новые условия. На этом этапе учитель ставит перед учащимися общую цель, раскрывает частные задачи, а они определяют способы их решения самостоятельно.
В конце, у детей вырабатываются умение самостоятельно решать задачи, опираясь на приобретенные знания, умения, навыки.
Такая планомерная работа по выработке практических навыков даёт положительный результат, ускоряется процесс изготовления объектов, дети осваивают ручные умения, легче овладевают речевым материалом.
Слайд 7 Речь является необходимым средством, которое организует и направляем деятельность
школьников. Приступая к обучению детей изготавливать аппликации, учитель не объясняет предварительно, что такое аппликация, как обводить шаблон, как работать с ножницами. Обводя шаблон, дети учатся понимать и выполнять поручения учителя, учатся пользоваться инструментом, экономно расходовать материал. Для речевого развития учащихся важно, чтобы показ учителям действий не опережал его инструкции (сложи бумагу по линии, склей, вырежи и т.д.).
Слайд 8 Формирование житейских понятий:
Пространственные («справа», «слева» и т.д.);
Направления («направо», «налево» и
др.);
Количественные («несколько», «столько же» и др.);
Относительные («побольше», «еще меньше» и др.);
Временные («сейчас», «потом», «долго» и др.);
Природоведческие (о растениях, о животных и пр.);
Форма предметов («квадратный», «круглый» и т.д.);
Величина предметов («большой», «маленький» и т.д.).
Слайд 9 Виды работ на уроках труда:
1 группа - общетрудовые умения. Эти
умения планирования предстоящих трудовых действий; определения цели своего и коллективного труда; определение материалов и инструментов, необходимых для работы; определение соединений и способов скрепления деталей, определение размеров изделий, определение последовательности трудовых действий; чтение эскизов, чертежей для последующей разметки и изготовления изделий.
2 группа - исполнение изделий. Включает в себя: обработку материалов, сборку, монтаж изделий; отделку изделия и деталей; контроль и обнаружение ошибок, их исправление; овладение приемами работы с инструментами и приспособлениями.
3 группа – культура и организация труда. Подготовка инструментов и рабочего места, поддержание в нем порядка в процессе труда, экономного расходования материалов, трудовых усилий и времени; работа с разделением обязанностей в паре, бригаде в коллективе класса; соблюдение правил техники безопасности.
Слайд 10 Правила техники безопасности, гигиены труда формируются у детей постепенно.
Сначала школьники учатся понимать и выполнять требования учителя, сопровождаемые показом, затем самостоятельно готовят свое рабочее место, пользуются инструментами и т.д. На заключительном этапе обучения дети должны уметь самостоятельно применять знания, полученные ранее, в новых условиях. Особенно это относиться к умению готовить свое рабочее место, содержать его в порядке в ходе изготовления изделия, правильно размещать материалы и инструменты.
Слайд 11Техника безопасности на уроках труда
Правила работы с ножницами:
Храните и переносите ножницы
в футляре
Держите ножницы острыми концами вниз
На рабочем столе ножницы держите закрытыми
Передавайте ножницы кольцами вверх
При работе берегите пальцы левой (правой) руки
Слайд 12Правила работы с клеем:
Перед работой с клеем застели стол клеёнкой
При работе
с клеем пользуйся кисточкой
Постарайся, чтобы клей не попадал на одежду, лицо и особенно в глаза
Если клей попал в глаза, срочно вымой руки и промой глаза водой
После работы плотно закрой баночку с клеем
Вымой руки и кисточку для клея мылом
Слайд 13 В классах коррекции дети, помимо других заболеваний, имеют так
же нарушения развитии мелкой моторики. Развитие моторики способствует развитию всей личности. Содержание и методы формирования движений позволяют воздействовать на социальное поведение, на эмоционально – волевую сферу, улучшают способность слуховой дифференцировки и развивают речевую деятельность. В трудовом обучении таких детей, особое внимании уделяется, развитию моторики, формированию ручных навыков. Для этого на уроках используются различные действия, как изготовление поделок из бумаги, картона, аппликаций, мозаик, оригами, раскрашивание, вырезание и др.