Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Таксимовская средняя общеобразовательная школа № 3»
Дневник выбора профессии
для
9 класса по курсу «Мой выбор»
Cоставила: Степанова Л.И., учитель технологии
Слайд 2
Нет плохих профессий, но есть такие, которые мы уступаем другим.
Каждый человек
в своей жизни сталкивается с проблемой выбора профессии. От того насколько правильно он будет сделан, зависит удовлетворенность трудом и качество повседневной жизни. Чтобы не ошибиться, ты должен сегодня осознать, что для тебя ценно, важно, актуально в жизни, т.е. каковы твои ценности. Ценности и смыслы – это та область взаимодействия личности и общества, которая позволяет человеку понять самого себя: «Кто я?», «Каково мое назначение в этой жизни?» и активно определить свое место в обществе.
Помни, что выбор ты должен сделать сам. Это твой выбор, твое решение. Ты принимаешь его и несешь полную ответственность, к которой ты должен быть морально готов.
На занятиях тебе представится возможность получить знания, твоя активность, откровенные ответы при диагностике обследования и выполнение всех заданий в рабочей тетради, помогут в этом.
Как выбрать профиль обучения в старших классах?
Как понять свои истинные мотивы и желания?
Как соотнести их со своими способностями?
Слайд 3Введение
Общие сведения о себе
Фамилия, имя________________________
Дата рождения_________________________
Самое значительное событие моей жизни, определяющее
мое будущее__
Человек, оказавший на меня большое влияние_________________________
Мне нравится заниматься (Я увлекаюсь)_______________________________
В будущем я хотел (а) бы добиться____________________________________
Мои образовательные планы на год___________________________________
Автопортрет Дайте 10 ответов на вопрос, кто я такой? Свои ответы дополните рисунком(по желанию).______________________________________________
Слайд 4Задание 1. Ответь на вопросы
Зачем учиться после школы, ведь можно
и так прекрасно устроиться?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ради чего ты собираешься прожить свою жизнь (в чем ты видишь ее смысл)?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выбрал ли ты профессию, если да, то какую?_____________________
Что является проблемой для вашего обучения после 9 класса?
___________________________________________________________
Слайд 5
Мир профессий
Задание 2. Выбери правильный ответ.
1. Профессия – это:
А) род
трудовой деятельности
Б) вид занятия в рамках трудовой деятельности
В) служебная обязанность
Г) наивысшая ступень соответствия конкретного человека и его деятельности
2. Специальность – это:
А) социальная характеристика человека
Б) разновидность занятий в рамках одной профессии
В) совокупность знаний умений и навыков
3. Должность – это:
А) уровень подготовки к выполнению определенного вида работы
Б) призвания человека к определенному виду деятельности
В) конкретный трудовой пост в организации
4. Рынок труда – это:
А) система социально-экономических взаимоотношений между работодателями и теми кто ищет работу
Б) предмет, содержание и условия труда
В) потребность общества в работниках
Слайд 6Задание3:
Приведите примеры профессий, которые недавно перестали существовать
Какие вы
знаете профессии, которые появились в нашем обществе в последнее время?
Назовите три специальности, относящиеся к одной профессии
К какой профессии относятся следующие специальности:
а) педиатр
б) стоматолог
в) терапевт
г) хирург
5.Перечислите специальности, которые относятся к профессии строитель?
6. Врач - это профессия или специальность?
7. Напиши свой вариант профессии, специальности и должности
Слайд 7Задание 4.
Составьте список специалистов, которые :
участвуют в создании :
а) художественного кинофильма
б) хлеба
в) газеты
г) тетради
д) пальто
е) магнитофона
обеспечивают:
а) возможность поездки в любой населенный пункт;
б) возможность телефонного разговора;
в) безопасность государственной границы;
г) возможность получения среднего образования
Задание 5.
Из приведенного ниже списка выберите профессии, которые:
а) почти или совершенно исчезли:
б) появились только в XX веке:
в) появились в последние десятилетия:
Список профессий
Художник, оператор ЭВМ, тракторист-машинист
сельскохозяйственного производства, полевод, трубочист, редактор, столяр, извозчик, маляр, врач, летчик, бухгалтер, оператор электронного набора и верстки, дилер, экскурсовод, резчик по дереву, садовник, повар, гувернер, клоун, педагог, риэлтор.
Слайд 8Задание 6.
Из перечня нижеприведенных слов выпишите в первый столбик слова,
которые обозначают специальности.
Токарь, хирург, товаровед, литературный критик, пианист, преподаватель, столяр, монтажник, шахтер, летчик - испытатель, судья, химии - теоретик, маляр, кассир билетный, закройщик, ткачиха, секретарь -референт, инструктор - валеолог, маклер биржевой.
Из перечня приведенных ниже слов выпишите во второй столбик слова, которые обозначают профессии.
Ветеринарный врач, учитель, резчик по камню, фермер, продавец книг, бульдозерист, директор школы, инженер, художник - конструктор, парикмахер, водитель, швея, кулинар, учитель рисования.
Слайд 9Классификация профессий
Задание 7
В какой отрасли экономики может работать:
а) слесарь
б) музыкант
Задание 8.
Какие
предприятия нашего района относятся:
К машиностроению
К пищевой промышленности
К сельскому хозяйству
Задание 9.
Напишите в два столбика : профессии и специальности а)по преобладанию в них умственного и б)физического труда
Медсестра, агроном, швея-мотористка, машинист тепловоза, полевод, штукатур, бухгалтер, гравер, продавец книг, инженер-конструктор, столяр, воспитатель детского сада, электромонтажник, оператор машинного доения, корректор, оператор птицефабрик и механизированных ферм.
Слайд 10Задание 10. Распределите нижеприведенные профессии, специальности по отраслям экономики.
Сборщик микросхем
Агроном
Токарь-универсал
Инспектор
милиции
Резчик по камню
Кондитер
Садовод
Медсестра
Следователь
Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
Сталевар
Швея-мотористка
Продавец книг
Маляр
Экономист
Дозиметрист
Маклер биржевой
Слайд 11Задание 11. Из перечисленных ниже профессий или специальностей выберите те, которые
необходимы:
А) в сельском хозяйстве
Б) в химической промышленности
В) в строительстве
Г) в машиностроении
Список профессий (специальностей)
Чертежник-конструктор, ветеринарный фельдшер, бухгалтер, овощевод, лаборант химико-бактериологического анализа, монтажник радиоаппаратуры, слесарь, агроном, инженер-механик, маляр, химик-технолог, юрист.
Слайд 12АНКЕТА: «Готов ли ты к выбору профессии?»
1.Как называются профессии твоих родителей?
2.
Какие учебные заведения они заканчивали?
3.Кем собираются стать твои друзья?
4. Есть ли у тебя дело, которым ты занимаешься с интересом, желанием?
5.Занимаешься ли ты углубленно каким-либо учебным предметом?
6.Можешь ли ты перечислить учебные заведения, имеющиеся в вашем городе?
7.Читаешь ли ты книги о профессиях?
8.Беседовал ли с кем-нибудь о профессиях?
9.Помогаешь ли ты родителям в их работе?
10.Бывал ли ты на встречах с представителями каких-либо профессий?
Слайд 13
11.Обсуждался ли в вашей семье вопрос о том, как выбирать профессию?
12.Говорили
ли в вашей семье о том, какими путями можно получать профессию?
13.Знаешь ли ты, чем различаются понятия «сфера деятельности» и «вид деятельности»?
14.Обращался ли ты в центр профориентации или к школьному психологу по поводу выбора профессии?
15.Занимался ли ты дополнительно – с репетитором или самостоятельно, чтобы лучше освоить какой-либо школьный предмет?
16.Думал ли ты о применении своих способностей, талантов в профессиональной деятельности?
17.Готов ли ты сделать профессиональный выбор?
18.Выполнял ли ты тест на выявление своих способностей к какой-либо профессии?
19.Занимался ли ты в УПК по специальности, близкой к той, о которой мечтаешь?
20.Знаешь ли ты, какие профессии пользуются большим спросом на рынке труда?
Слайд 14
21.Как ты думаешь, человеку с профессиональным образованием легче найти работу, чем
выпускнику общеобразовательной школы?
22.Знаешь ли ты, чего будешь добиваться в своей будущей профессиональной деятельности?
23.Умеешь ли ты искать информацию о профессиях и о состоянии рынка труда?
24.Работал ли ты когда-либо в свободное время?
25.Советовался ли ты с учителями по вопросу профессионального выбора?
26.Считаешь ли ты, что профессионализм приходит к специалисту с годами?
27.Обращался ли ты в службу занятости, чтобы узнать, какие профессии сейчас нужны, а какие – нет?
28.Занимаешься ли ты в кружке, секции, спортивной или музыкальной школе?
29.Зависит ли материальное благополучие от уровня образования и профессионального мастерства?
30. Зависит ли материальное благополучие от опыта работы?
Слайд 15
А теперь подсчитай все ответы «да».
К этой сумме прибавь по
полбалла за каждый вопросительный знак. Ответы «нет» не считаются.
21-30 баллов. Ты - молодец! Задался целью и уверенно к ней идешь. Выбрать профессию тебе будет гораздо легче, чем другим. Ты практически готов сделать этот серьезный шаг.
11-20 баллов. Что же неплохо. Ты активно занимаешься самообразованием - заботишься о своем будущем. Но его явно недостаточно для правильного выбора профессии. Похоже, ты упустил кое-что необходимое для этого. Не волнуйся, у тебя еще достаточно времени, чтобы наверстать упущенное.
Слайд 16Тест по классификации труда (Е.А. Климов)
Выбери один из двух вариантов деятельности
и запиши его номер.
1аВыращивать и дрессировать служебных собак для поиска наркотиков
1бРазрабатывать новые модели электронной бытовой техники
2аСпасать людей после аварий землетрясений
2бЗаверять документы, оформлять доверенности и договора
3аПеть в музыкальной группе
3бИнтенсивно тренироваться, совершенствоваться и добиваться новых спортивных результатов
4аНалаживать работу компьютеров, оборудования
4бРассказывать о товаре, убеждать людей приобретать его
5аПереводить научные тексты
5бПисать рассказы, сценарии, фельетоны
6аТренировать свой организм, чтобы он выдерживал воздействие больших физических нагрузок
6бРазрабатывать мероприятия по охране редких растений
7аРемонтировать оргтехнику, компьютеры, телефоны
7бИсправлять смысловые и стилистические ошибки в готовящихся к печати текстах
Слайд 17
8аЗаниматься флористикой, оформлять помещения цветами
8бАнализировать состояние растений и животных в загрязненных
условиях среды
9аУправлять автомобилем, автобусом, трейлером, локомотивом поезда
9бМикшировать музыку или корректировать фотоснимки с помощью компьютера
10аЕжедневно тренировать свои атлетические навыки в спортивном зале, в бассейне, на стадионе, корте и т.д.
10бОтлаживать работу спортивного автомобиля и заменять механизмы в случае неисправности
11аДавать людям консультации по туристическим маршрутам других городов, стран
11бОформлять витрины универмагов; заниматься оформлением концертов и шоу
12аРазводить декоративных рыб и ухаживать за аквариумами в офисах
12бОказывать людям медицинскую помощь
13аУпорядочивать документацию фирмы и подготавливать новую (договора, счета, ведомости, доверенности и т.д.)
13бВырабатывать навыки красивой походки и пластичных движений для профессионального выступления на подиуме
14аИзучать генетику, выводить новые сорта растений
14бРаботать в фондах архивов, находить необходимые документы
Слайд 18
15аСопровождать людей в сложных туристических походах в роли инструктора
15бПридумывать и отрабатывать
сложные акробатические трюки, спортивные номера
16аЛечить кошек, собак, лошадей и пр.
16бОсуществлять сборку компьютеров
17аИскать нужных людей, проводить подбор персонала в различные фирмы
17бПроводить финансовый анализ рынка ценных бумаг
18аИграть на сцене, сниматься в кино, ставить трюки
18бТренировать и репетировать красивые и точные движения перед спортивным выступлением
19аНалаживать работу медицинского лазера, ультразвуковой аппаратуры
19бПреподавать различные предметы в школе, техникуме, институте и т.д.
20аРассчитывать экономный путь транспортировки товара до потребителя
20бОформлять иллюстрациями сайты, книги, журналы
21аОсуществлять постоянную психологическую и физическую подготовку к соревнованиям, турнирам, выступлениям
21бУчаствовать в экспедициях, посвященных изучению природных явлений
22аСтроить дома по планам, делать разводку электричества соответственно с проектом
22бРаботать с финансовыми законами и кодексами
Слайд 19
23аПроектировать садово-парковые зоны, оформлять участки с помощью растений
23бАнализировать молекулярный состав крови
24аПроектировать
новое производственное оборудование, дома
24бПроизводить архитектурно-восстановительные работы исторических мест
25аОттачивать мастерство выполнения спортивного упражнения, превозмогая усталость и страх
25бРазрабатывать новые модели спортивных тренажеров, велосипедов и другое спортивное оборудование
26аОрганизовывать праздники, выступать в роли тамады
26бВести концертные программы, объявлять зрителям имена выступающих и названия номеров программы
27аИзучать жизнь организмов с помощью электронного микроскопа
27бОказывать людям психологическую помощь, работать на телефоне доверия
28аОбрабатывать, анализировать и обобщать социологические данные
28бПрофессионально работать над красотой своей фигуры и внешности
29аРазрабатывать средства защиты растений от вредителей и вирусов
29бПисать компьютерные программы
30аКонсультировать людей в фитнес- зале, в бассейне, на спортивной площадке
30бТренировать общую выносливость и совершенствовать отдельные спортивные или артистические навыки
Слайд 20Найдите в этой таблице свои варианты ответов и выделите их. Каждое
совпадение будем считать за один балл.
Слайд 21
Подсчитайте, сколько баллов получилось в каждом столбце:
9-10 баллов: ярко выраженная склонность;
7-8
баллов: выраженная склонность;
4-6 баллов: склонность на среднем уровне;
2-3 балла: склонность не выражена;
0 баллов: работа с таким предметом труда активно отвергается – «что угодно, но только не это».
Слайд 22Определите профессию по заданным необычным ее характеристикам.
Самая зеленая профессия;
самая денежная профессия;
самая
книжная профессия;
самая сладкая профессия;
самая смешная профессия;
самая серьезная профессия;
самая зубастая профессия;
самая опасная профессия;
самая цветная профессия;
самая железная профессия;
самая движущаяся профессия;
самая пахучая профессия.
Слайд 23Какие отличительные признаки являются общими для каждой пары ниже перечисленных профессий:
Медсестра-токарь:
Официант-водитель
такси
Учитель математики - спортивный тренер
Бухгалтер - слесарь
Полевод - агроном
Слайд 24Характеристика профессий (специальностей), которые вам нравятся по классификационным признакам:
A) преимущественно умственный или
физический труд;
Б) отраслевая (межотраслевая), к какой отрасли относится?
B) производственной или непроизводственной сфере;
Г) уровень и характер требуемой классификации
Слайд 25К какому типу профессий относится каждая из перечисленных ниже специальностей:
Воспитатель детского сада, ветеринарный врач, фармацевт, маляр по художественной отделке, пожарный, фотограф, медицинская сестра, водитель троллейбуса, слесарь-сборщик радиоаппаратуры, государственный налоговый инспектор.
Слайд 26определите, к какому классу профессий относятся
следующие специальности:
кулинар, автослесарь, модельер, водитель
такси,
контролер ОТК, оператор машинного доения, слесарь-сборщик
радиоаппаратуры, следователь, агроном, писатель, корректор, парикмахер.
Г__________________
П__________________
И__________________
Слайд 27Распределите перечисленные ниже орудия по отделам:
Трактор, лопата,телефон, лупа,
весы, логарифмическая линейка, стиральная машина,
фотоаппарат, рулетка, микрокалькулятор (электронная счетная машина),
колокольчик председателя собрания, автомобиль, зеркало, шприц,
компьютер.
Р__________________
М__________________
А___________________
Слайд 28Распределите нижеприведенные профессии и специальности по
группам таблицы классификационных признаков ,
руководствуясь особенностями
условий труда:
Учитель, бухгалтер, водолаз,космонавт,
геолог, водитель автобуса, слесарь-сборщик, полевод, продавец промышленных товаров, монтажник-высотник, маляр, следователь, оператор по выращиванию и откорму свиней, чертежник.
Б________________
Н________________
О_________________
М_________________
Слайд 29Составьте формулу одной из следующих профессий
Электромонтер, швея-мотористка, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства,
полевод, учитель, стенографистка, водитель такси, агент по туризму.
Слайд 30
Приведите примеры профессий, специальностей, соответствующих формулам
а) П Пр Ф о
б)
Т Пр Р б
в) 3 Г А б
г) Ч Г Ф м
д) Т И Ф б
е) X И М
Слайд 31Перечислите общие признаки следующих профессий
и
специальностей:
а) животновод, садовник:
б) инженер-конструктор, композитор, химик-теоретик :
в) медсестра, токарь, бухгалтер:
г) токарь, машинист башенного крана, бульдозерист, шофер:
д) продавец, доярка, машинист башенного крана, слесарь:
е) продавец, официант, библиотекарь, медсестра, спортивный тренер:
Слайд 32
1. Назовите те виды деятельности, которые, по вашему мнению,
больше могли бы
вам подойти:
2. Составьте формулу (или
несколько) своей профессии ( той профессии, которая нравится и которую вы
предполагаете освоить)
Слайд 33Зачетная работа:
Составить профессиограмму по выбранной профессии