Слайд 13-4 урок.
Сферы профессиональной деятельности
11 класс
Слайд 2План урока:
1. Профессиональная деятельность человека
2. Средства труда
3. Практическая работа «Профессиональные
направления»
Слайд 31. Профессиональная деятельность человека осуществляется в рамках каких-либо конкретных отраслей экономики.
Отрасль
— исторически сложившаяся совокупность предприятий, производств, организаций, характеризующаяся единством экономического назначения производимой продукции или услуг, однородностью потребляемого сырья и материалов, общностью материально-технической базы и технологических процессов, специфичностью профессионального состава кадров и условий труда.
Сфера профессиональной деятельности — это совокупность отраслей, объединенных по определенному признаку. По результатам труда различают две крупные сферы профессиональной деятельности: сферу материального производства и непроизводственную сферу с входящими в каждую из них определенными отраслями.
Слайд 5 В сфере материального производства производится два вида продукции: средства производства и
предметы потребления.
Непроизводственная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, других отраслей экономики, управлению ими. Сфера материального производства и непроизводственные отрасли тесно взаимосвязаны. Состояние и развитие непроизводственной сферы оказывают активное воздействие на социально-экономический прогресс и являются важнейшими его показателями.
Слайд 6По мере социально-экономического развития общества число работников в сфере материального производства
уменьшается, а в непроизводственной — увеличивается. Особенно быстрыми темпами развиваются в настоящее время обслуживающие отрасли (сервис).
Слайд 7В каждой отрасли можно выделить области профессиональной деятельности по ее направленности,
т. е. по предмету труда. Предмет труда — это то, на что направлен труд человека, на что работник воздействует, видоизменяя и приспосабливая его к удовлетворению личных и общественных потребностей.
Слайд 9Особой областью профессиональной деятельности является предпринимательство, которое может интегрировать себя в
другие сферы и отрасли экономики и культуры.
Предпринимательство — это творческая деятельность по созданию товаров или услуг за счет собственных или заемных средств с целью получения прибыли. Предпринимательская деятельность может осуществляться как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере.
Слайд 10Процесс профессиональной деятельности начинается с определения цели и задач этой деятельности,
которые формулируются в должностных инструкциях, квалификационных характеристиках, профессиограммах и других технологических документах.
Слайд 11Основным компонентом процесса профессиональной деятельности является человек, т. е. субъект этой
деятельности, тот, кто ее осуществляет.
Прежде всего, человек должен быть готов к труду по конкретной профессии. Готовность к профессиональной деятельности — это качество личности, позволяющее человеку успешно выполнять именно эту деятельность.
Слайд 12Готовность включает в себя следующие аспекты:
- физиологический (общее развитие, состояние здоровья);
-
нравственный (потребность в труде, любовь к профессии, сформированность профессионально значимых нравственных качеств);
- психологический (соответствие особенности и свойств психики — внимания, памяти, мышления, темперамента и т. п. — характеру труда);
- практический (наличие специальных знаний, умений и опыта).
Слайд 13Требования к профессиональной подготовке по каждой специальности определяются государственными стандартами профессионального
образования, они содержатся также в Едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС). Требования профессии к человеку излагаются в профессиограммах и психограммах.
Слайд 14Трудовая деятельность человека обычно мотивируется. Мотивы трудовой деятельности могут быть общественно
значимыми (удовлетворение потребностей общества) и личностно значимыми (удовлетворение жизненно необходимых личных потребностей); среди личностно значимых мотивов трудовой деятельности можно особо выделить мотивы с негативной окраской, так называемые корыстные мотивы (стремление к единоличному обогащению, славе, почестям и власти — как к самоцели).
Слайд 15В процессе профессиональной деятельности человек выполняет следующие функции:
- аналитическую (планирование, проектирование,
организация деятельности, анализ ее эффективности);
- энергетическую (затрата энергии мышц и психической энергии);
- технологическую (выполнение в строго определенной последовательности технологических операций и переходов);
- транспортную (перемещение предметов труда и готовой продукции).
Слайд 162. Свою профессиональную деятельность человек осуществляет, используя определенные средства труда.
Средства труда
— это то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда (преобразует их) с целью производства материальных и духовных благ. К средствам труда относятся орудия производства (машины, оборудование, инструменты), а также земля — всеобщее средство труда, производственные здания, железные, шоссейные и другие дороги, нефте- и газопроводы, линии электропередач и т. д.
Слайд 17Определяющая роль в составе средств труда принадлежит орудиям производства. Схематично орудия
производства можно представить следующим образом.
Слайд 18Поясним схему.
Машины в зависимости от выполняемой работы бывают:
· энергетические (турбина, двигатель,
генератор и др.);
· рабочие и технологические (станок, сеялка и др.);
· транспортные (конвейер, автомобиль);
· подъемные (краны, лебедки);
· информационные (арифмометры, ЭВМ).
Слайд 19Оснастка — совокупность технических средств, которые дополняют технологические машины и нужны
для выполнения определенной части технологического
процесса
(например,
крепление,
подача заготовок
и т. п.).
Слайд 20Рабочие инструменты в отличие от машин не могут сами совершать полезную
работу. Они служат орудиями труда
человека (игла, отвертка
и т. п.) или средствами
измерения (линейка,
микрометр и т. п.).
Слайд 21Контрольно-измерительные приборы служат для измерения определенных показателей и контроля за
технологическим
процессом.
Слайд 22Автоматические устройства выполняют технологические операции без непосредственного участия человека по
заданной
программе
и осуществляют
следующие функции:
контроль, защита,
регулирование,
управление.
Слайд 23К функциональным возможностям человека относятся возможности:
· рук (сила, ловкость, координация);
· органов
чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния и др.);
· тела (пластика, мышечная сила и др.);
· психики (сила, уравновешенность психических процессов и др.);
· речевого аппарата, голоса и др.
Слайд 24Совокупность средств труда и предметов труда называется средствами производства.
Преобразование предметов труда
осуществляется с помощью технологического процесса, состоящего из технологических операций и переходов.
Слайд 26Результатом преобразовательной (профессиональной) деятельности человека является какой-либо продукт — товар или
услуга.
Товар — продукт труда, предназначенный для продажи или обмена. Каждый товар обладает двумя свойствами: способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность (потребительская стоимость) и способностью обмениваться на другие вещи (стоимость).
Слайд 27Для хранения продуктов труда (товара) создаются специальные места, помещения, склады.
Реализация продуктов
труда осуществляется путем продажи на рынке, бартерного обмена, личного потребления.
К услугам относятся информационное, художественное, медицинское, бытовое и другие виды обслуживания людей.
В процессе профессиональной деятельности человека создаются материальные и духовные блага, развиваются средства труда, общество и сам человек.
Слайд 283. Практическая работа.
1. Рассмотреть профессии по направлениям.
2. По каждому направлению составить
перечень профессий.
Источник: http://edunews.ru/professii/obzor/