Слайд 1Врачебно-педагогический контроль на занятиях адаптивной физической культурой
Слайд 2
Утомление
Временное состояние, объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки
Переутомление
Патологическое состояние, стадия длительного утомления в результате неправильного режима труда и отдыха
Слайд 3Когда физические нагрузки неадекватны процессам восстановления и организм студента-инвалида не успевает
восстановиться к следующему занятию, то может возникнуть состояние переутомления, перегрузки, что приводит к истощению организма, развитию патологических состояний.
Особенно важно это в работе с инвалидами с поражением органов зрения, так как негативные явления могут отразиться негативно на функции органов зрения.
У инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата в классе — травмы и заболевания спинного мозга, где запредельные нагрузки могут повлечь за собой необратимые отрицательные моменты, вместо помощи мы можем навредить, ухудшить состояние здоровья. Поэтому данная категория людей требует очень внимательного отношения к организации и проведению учебно-тренировочного процесса, с непременным врачебным контролем.
Слайд 4Врачебный контроль
Все занимающиеся АФК должны проходить врачебный контроль не менее двух
раз в год.
Врачебный контроль за студентами-инвалидами осуществляется по месту их нахождения, т.е. здравпункт или городская поликлиника к которой закреплено учебное заведение, а также в поликлиниках по месту жительства.
Студенты занимающиеся адаптивным спортом, как и все спортсмены, наблюдаются в районном или городском врачебно-физкультурном диспансере.
комплексное медицинское обследование
занимающихся ФКиС
с целью изучить состояние здоровья и влияние
на организм физических нагрузок
Слайд 5Важной специфической задачей является оценка влияния инвалидизирующих факторов на состояние организма,
а также динамики показателей жизнедеятельности под влиянием систематических занятий физической культурой и спортом. Не менее значимым является определение показаний, ограничений и противопоказаний к физическим нагрузкам.
Слайд 6Врачебный контроль
При первоначальном исследовании инвалидов обязательно применение углубленного метода, а при
повторном — краткого.
Врачебное обследование за занимающимися адаптивной физической культурой и спортом мало чем отличаются от обследования здоровых людей. Это касается лиц с нарушением слуха и зрения.
Что касается инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата, то здесь имеются определенные особенности.
Слайд 7Более подробным должен быть осмотр невропатолога и хирурга, которые оценивают степень
нарушения функций, уровня поражения, чувствительности, состояния мышечного тонуса. В данном случае следует иметь в виду, что движение может быть ограничено и по другой причине, кроме ослабленной мускулатуры. Это могут быть «спазм», «контрактура» (примером могут служить лица с последствиями детского церебрального паралича).
Особенности врачебного обследования инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата
Слайд 8Возможные тесты функционального состояния организма
Уровень функциональной подготовленности студентов с инвалидностью определяется
при выполнении ими «стандартных нагрузок». Стандартными нагрузками можно применить для студентов-инвалидов с соматическими заболеваниями, поражением органов или слуха.
Стандартными нагрузками для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата могут быть специально подобранные «стандартные нагрузки».
Слайд 9Например:
приседания (инвалиды с ампутациями верхних конечностей, односторонняя ампутация нижних конечностей);
имеются особенности
в проведении функциональной пробы при поражении нижних конечностей. Проба лечь-сесть 20 раз выполняется из положения лежа на кушетке, при слабых мышцах спины исполняется, держась за край кушетки, или 20 раз отжаться от поручней, сидя в коляске.
бег на месте (инвалиды с ампутациями верхних конечностей и инвалиды с ампутацией голени на протезе);
отжимание из упора лежа (инвалиды с ампутацией бедра и голени);
отжимание у гимнастической стенки (инвалиды с односторонней
ампутацией предплечья и плеча);
отжимание от поручней кресла-коляски (инвалиды с параплегией);
«пандус-тест» — езда по пандусу вверх с максимальной скоростью.
Слайд 10Тест с физической нагрузкой должен быть прекращен при возникновении признаков, указывающих
на достижение предела переносимости нагрузок.
Клинические признаки:
возникновение признаков приступа стенокардии;
появление выраженной одышки;
чрезмерное утомление, головокружение, тошнота, бледность кожи, холодный пот и др.;
повышение систолического АД до 230 мм рт.ст. и более;
увеличение диастолического АД до 130 мм рт.ст. и более;
отсутствие повышения или снижение систолического АД, несмотря на повышение мощности нагрузки;
отказ обследуемого продолжать работу в связи с дискомфортом или чувством страха.
Слайд 11Функциональные пробы
Проба Розенталя
Проба Штанге
Проба Генчи
Ортостатическая проба
Проба на равновесие
Теппинг тест
и т.д.
Функциональные пробы
подбираются
в зависимости от характера пораженной системы,
наиболее выраженных патологических сдвигов,
анатомического дефекта
Слайд 12Для студентов-инвалидов самоконтроль имеет очень важное значение, так как позволяет субъективно
оценить приспособление организма к физической нагрузке путем ежедневных оценок им самим изменений в организме под влиянием учебно-тренировочного процесса или соревнований.
Для этого каждый занимающийся ведет дневник самоконтроля.
При обнаружении отрицательных изменений в самочувствии или «непонятных» для студента изменений надо обратиться к врачу или педагогу.
Отсутствие контроля, небрежное отношение может повлечь за собой ухудшение здоровья.
Слайд 13Педагогический контроль
Педагогический контроль возможен только при прохождении обучающимся врачебного контроля и
только при отсутствии противопоказаний к занятиям АФКиС.
При проведении педагогического контроля, преподаватель обязан учитывать рекомендации врача, чтобы не нанести вред здоровью занимающегося.
Педагогический контроль за студентами-инвалидами осуществляется два раза в год, как и со здоровыми студентами.
Слайд 14Педагогический контроль
Педагогический контроль за занимающимися предусматривает оценку уровня развития их физических
качеств.
Выносливость
Быстрота
Сила
Координация
Гибкость
Слайд 15Все методики педагогического контроля требуют определенного опыта и профессионализма со стороны
исследователей, а также аккуратности и корректности (В.П. Жиленкова, Е.С. Ульрих).
Слайд 16Врачебно-педагогическое наблюдение
Совместная работа врача и педагога:
определить, как воздействуют
на организм занимающегося физические
нагрузки,
с целью предупредить переутомление
и усугубление уже имеющейся патологии
или появлению заболевания.
Слайд 17Все вышеперечисленные виды контроля (врачебный, самоконтроль, педагогический) призваны помогать преподавателю в
проведении занятий по АФКиС, а студенту-инвалиду повысить свой уровень здоровья, адаптационных возможностей организма, а так же физическую и функциональную подготовленность.