Слайд 1МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ С УЧЁТОМ ЗАКОННЫХ УСЛОВИЙ И ХАРАКТЕРИСТИКЕ ТРУДА
Выполнила:
учитель начальных классов МОУ«Лучистовская школа». Шуляк А.Б.
Слайд 2ПЛАН
Характеристика гимнастики
Гимнастика как учебно-педагогическая и научная дисциплина
Методы применяемые в
гимнастики
Задачи гимнастики
Слайд 3Гимнастика
это определённая, исторически сложившая совокупность специфических средств и методов физического
воспитания людей.
Она является дисциплиной спортивно-педагогической.
Слайд 4Существует несколько толкований понятия «гимнастика»:
одни считают, что оно произошло от
греческого слова гимнос – обнаженный, впервые появилось у древних греков, так как они занимались гимнастикой обнаженными
в первом издании БСЭ происхождение понятия «гимнастика» связывается с греческим словом гимназо – упражняю
в третьем издании БСЭ это понятие получает дополнительное толкование – упражняю, тренирую.
Слайд 5ГИМНАСТИКА, В НАШЕ ВРЕМЯ, ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СИСТЕМУ СПЕЦИАЛЬНО ПОДОБРАННЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
И НАУЧНО-РАЗРАБОТАННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ВСЕСТОРОННЕГО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЗАНИМАЮЩИХСЯ, ЭСТЕТИЧЕСКОГО И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ИХ.
Слайд 6РАЗНООБРАЗНЫЕ ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПОЗВОЛЯЮТ БЛАГОТВОРНО ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА ВСЕ ЗВЕНЬЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА,
НА ВСЕ МЫШЕЧНЫЕ ГРУППЫ И СИСТЕМЫ.
Слайд 7ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАН
- НА ШИРОКОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ДВИЖЕНИЙ;
-
НА ВОСПИТАНИИ УМЕНИЙ ВЛАДЕТЬ И УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ДЕЙСТВИЯМИ;
- НА ТВОРЧЕСКОМ СОЗИДАНИИ НОВЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КООРДИНАЦИЙ;
- НА РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ.
ВСЕ ЭТО СТИМУЛИРУЕТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ФОРМИРУЕТ УМСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ, УМСТВЕННУЮ АКТИВНОСТЬ, ПЛАСТИЧНОСТЬ И МОБИЛЬНОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.
Слайд 8Гимнастика как педагогическая дисциплина предъявляет к педагогу специфические требования:
- знать ее
оздоровительные, образовательные и воспитательные возможности, историю;
- уметь пользоваться гимнастической терминологией;
- обеспечивать предупреждение возможных травм на занятиях, физических и психологических перегрузок;
- владеть методами обучения, проведения различных форм занятий гимнастикой, особенно урока;
- уметь использовать гимнастические упражнения для изучения, оценки и развития психомоторных способностей, необходимых для успешного овладения гимнастикой как видом спорта, другими спортивными дисциплинами, трудовыми, военно-прикладными двигательными действиями и др.
Слайд 9- УМЕТЬ ПОДБРИТЬ МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ;
- ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИМЕЮЩИЕСЯ В РАСПОРЯЖЕНИИ ПЕДАГОГА
СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ, ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ;
- ТЩАТЕЛЬНО ПОДБИРАТЬ СЛОВА, ПРАВИЛЬНО ФОРМУЛИРОВАТЬ МЫСЛИ И ВЫРАЖАТЬ ИХ ЧЕТКО, ДОХОДЧИВО И ЭМОЦИОНАЛЬНО;
- ДОБРОТНО ИЗУЧАТЬ СМЕЖНЫЕ НАУКИ, ВХОДЯЩИЕ В КУРС ОБУЧЕНИЯ, УМЕТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИХ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ И ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
Слайд 10ГИМНАСТИКА
КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА ИМЕЕТ СВОЕ
содержание (средства и методы
физического воспитания занимающихся)
теорию
историю
методы преподавания
область научных исследований.
Слайд 11
Теория гимнастики
рассматривает вопросы, связанные с содержанием гимнастики как спортивно-педагогической дисциплины,
как предмет познания и практической деятельности, с ее задачами, местом и значением в системе физического и духовного воспитания людей. По всем изучаемым в курсе гимнастики темам проводится научно-методическая работа.
Слайд 12МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
ГИМНАСТИКИ ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, ИЗУЧАЕТ ОБЩИЕ ОСНОВЫ
ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ГИМНАСТИКЕ, К ОТДЕЛЬНЫМ ЕЕ ВИДАМ И ГРУППАМ УПРАЖНЕНИЙ. ЧАСТНЫЕ РАЗДЕЛЫ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ – МЕТОДИК УРОКА И ДРУГИХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ ГИМНАСТИКОЙ, МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗБОР ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП УПРАЖНЕНИЙ, РАЗРЯДНЫХ НОРМАТИВОВ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ, КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ И ДРУГИЕ ВОПРОСЫ.
Слайд 13ИСТОРИЯ ГИМНАСТИКИ
РАСКРЫВАЕТ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ОБЩИХ
ЗАКОНОВ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА, КУЛЬТУРЫ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ ИЗУЧЕНИЕ НЕ ТОЛЬКО ОПЫТА ПРОШЛОГО, НО И СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ.
Слайд 14НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАБОТА ПО ГИМНАСТИКЕ МОЖЕТ ПРОВОДИТЬСЯ ПО ВСЕМ ИЗУЧАЕМЫМ
ТЕМАМ, ВКЛЮЧАЯ ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ ГИМНАСТОВ, ЗАКАЛИВАНИЕ, МАССАЖ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САУНЫ, ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ВОССТАНАВЛИВАЮЩИХ СРЕДСТВ, ТАКЖЕ ОБОРУДОВАНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИХ ЗАЛОВ, ПЛОЩАДОК, ИНВЕНТАРЯ, ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ, СРЕДСТВ ТСО, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ И ДР.
Слайд 15
Методы – это способы применения средств гимнастики с целью специально запланированного
(педагогического или оздоровительного) воздействия на занимающихся.
Способ выполнении упражнения характеризуется следующим:
сколько раз выполнять упражнения
как при этом дышать
как восстановить силы после интенсивной и продолжительной мышечной работы.
Слайд 16ГИМНАСТИКЕ ПРИСУЩ
МЕТОД СТРОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАННОГО УПРАЖНЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ НА
УРОКЕ, ПО ЗАРАНЕЕ РАЗРАБОТАННОЙ УЧИТЕЛЕМ ПРОГРАММЕ ОБУЧЕНИЯ.
Метод строго регламентированного упражнения реализуется в следующих методических особенностях:
возможность логически обоснованно разложить каждое упражнение на отдельные части, фазы и изучать его по этим частям, а затем в целом;
Слайд 17
Аналитический характер упражнения позволяет применять их для решения строго определённых
задач. С их помощью можно избирательно развивать мышечную силу, повышать функциональные возможности отдельных органов и систем организма, воздействовать на психические и личностные свойства занимающихся, формировать двигательные умения и навыки;
В гимнастике существует множество самых различных по двигательной структуре, способам выполнения, энергетическому, информационному, психологическому обеспечению упражнений. Из них могут составляться комплексы для решения многих задач;
Каждое отдельное упражнение в зависимости от метода его применения может быть многофункциональным. С помощью одного и того же упражнения за счет изменения способа его выполнения и дозировки можно целенаправленно воздействовать на разные функции организма, психические и личностные свойства занимающихся, развивать у них способности к тому или иному виду учебной, спортивной, профессиональной деятельности;
Слайд 18
можно определить пульсовую стоимость каждого включенного в урок упражнения, зная её,
составлять кривую физиологической нагрузки, управлять её величиной в ходе урока;
возможность усложнять упражнения за счет изменения исходных положений, соединения их в связки, включения в комбинации, выполняя в условиях мышечного, умственного утомления, эмоционального возбуждения или угнетения, на разных снарядах, в разных условиях внешней среды;
возможность выполнять упражнения под музыкальное сопровождение, подбирать упражнения под характер музыкального сопровождения или наоборот, индивидуальный стиль их исполнения гимнастами на соревнованиях;
возможность строгой регламентации педагогического процесса, позволяющего четко организовать занятия и активизировать деятельность занимающихся на уроке.
Слайд 19ЗАДАЧИ РЕШАЕМЫЕ ГИМНАСТИКОЙ
Оздоровительные задачи :
гармоническое развитие опорно-двигательного аппарата человека
улучшение
функционального состояния его внутренних органов
укрепления здоровья
повышения физического развития и физической подготовленности
повышение физической и умственной работоспособности
формирование правильной и красивой осанки
закаливание организма.
Слайд 20ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
обогащение занимающихся знаниями в области гимнастики и способов её применения
в целях укрепления здоровья
повышения работоспособности
формирование двигательных умений и навыков, необходимых в быту, труде, спорте, военном деле
развитие способностей, облегчающих овладение новыми формами движений
овладение анализом и синтезом движений тела человека
постепенное усложнение изучаемых двигательных действий
возможность использования бесконечных вариаций гимнастических упражнений (по их форме, структуре, последовательности выполнения) позволяют занимающимся гимнастикой наглядно расширять представления о двигательных возможностях организма, познавать их общие закономерности
Таким образом, практически осуществляется связь между умственным образованием и физическим воспитанием.
Слайд 21ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
формирование морально-волевых качеств личности, отвечающей нормам нравственности человека
подготовка
к здоровому образу жизни, трудовой деятельности
развитие его памяти, внимания, умственного кругозора, общей культуры.
Эти задачи решаются в тесно взаимосвязи. Строгая регламентация учебных занятий, четкая организация деятельности занимающихся, определённая последовательность изучения различных по структуре упражнений, порядок их взаимосвязи между собой, постепенность нарастания физических нагрузок, разнообразие условий и требований для освоения новых двигательных умений и навыков позволяют успешно решать воспитательные задачи.
Слайд 22ЛИТЕРАТУРА
Гимнастика с методикой преподавания. Уч.пособия И.Б.Павлов, В.М.Баршай. – М.Просвещение, 1985.
Гимнастика с
методикой преподавания: уч. пос. для уч-ся пед. уч-щ по спец. «Физическая культура» / Н.К. Меньшиков, М.Л. Журавин, Н.Д. Скрябин и др.; Под ред. Н.К. Меньшикова. – М.: Просвещение , 1990.
Гимнастика. Учебник под.ред. А.М.Шлемина и А.Т.Брыкина.- М.Физкультура и спорт, 1979.
Гимнастика: учебник / В.М. Баршай, В.Н. Курысь, И.Б. Павлов. – Ростов н/Д : Феникс, 2009.
Гимнастика: учебник / под общ. ред. А.Т. Брыкина, - М.: «Физкультура и спорт», 1971
Гимнастика: учебник для студентов высш. пед. завед../ М.Л.Журавина, Н.К.Меньшикова.- М.: изд. центр «Академия», 2002.
Гимнастическая терминология: Справ. по курсу «Гимнастика» / Сост. С.А.Александров. — Гродно: ГрГУ, 2000. — 43 с.
Спортивная гимнастика. Под. Общей ред. Ю.К. Гавердовского и В.М.Смоленского. Изд. Москва «Физкультура и спорт» 1979.
Справочники по физической культуре и гимнастики.
Энциклопедический словарь по физической культуре.