Слайд 1Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры
Работу выполнила
Учитель физической культуры
Школы №130
Кондратьева И.В.
Слайд 2“Для соразмерности красоты и здоровья требуется не только образование в области
наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями…”
Платон
“Тот, кто не обладает здоровым умом, не найдёт верной дороги к счастью, а тот, у кого слабо и болезненно тело, не далеко уйдёт по ней…”
Джон Локк
Слайд 3Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии - это система различных целенаправленных воздействий на
целостный учебно- воспитательный процесс, организуемых для медико-психолого-педагогической профилактики и коррекции негативных психофизиологических, психологических и личностных состояний школьников в рамках традиционной системы образования.
Слайд 4Функции здоровьесберегающих технологий
формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления
личности.
информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни.
диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля.
адаптивная: воспитание у учащихся направленности на здравотворчество.
рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта. интегративная: объединяет народный опыт.
Слайд 5Актуальные проблемы детского здоровья
Гиподинамия
Нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения,
дыхания, пищеварения.
Детские стрессы
Нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе.
Тревожность
Недостаток эмоциональной поддержки в школе и семье, недостаток информации.
Слайд 6Школьные факторы риска
Стрессовая педагогическая тактика;
Несоответствие методик и технологий обучения
возрастным и функциональным возможностям школьников;
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
Провалы в существующей системе воспитания;
Интенсификация учебного процесса;
Слайд 7 Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
Частичное
разрушение служб школьного медицинского контроля;
Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Слайд 8Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Создание необходимых гигиенических условий;
Создание необходимых психологических условий;
Профилактика заболеваний;
Пропаганда здорового образа жизни.
Слайд 9Чередование видов деятельности.
1)Разнообразие форм организации урока, чередование умственной и физической
нагрузки.
2)Благоприятная дружеская обстановка на уроке. Урок должен быть развивающим, интересным.
3)Дозировка заданий. Главное при выполнении упражнений - не допускать перегрузки учащихся.
4)Индивидуальный подход к каждому ребенку.
5)Занятия на свежем воздухе.
6)Воспитательная направленность занятия.
Слайд 10Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии, используемые на уроках физкультуры по характеру действия
различают :
Стимулирующие технологии;
Защитно- профилактические;
Компенсаторно- нейтрализующие;
Информационно -обучающие (Закаливание и тренировка физических качеств );
Санитарно- гигиенические нормы и требования, физкультминутки и физкультпаузы;
Забота учащихся о своём здоровье.
Слайд 11Цель здоровьесберегающих технологий
Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику;
Воспитание валеологической культуры как
совокупности осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека;
Знания о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его;
Валеологическая компетентность, позволяющая ребёнку самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской психологической самопомощи и помощи.
Слайд 12Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с двигательной активностью учащихся.Двигательная
активность восполняется при использовании различных форм:
1)Проведение урока физической культуры 2-3 раза в неделю. Учащимся предоставлена возможность заниматься в спортивном зале (волейбол, баскетбол) и на спортивных площадках школы во внеурочное время.
2)Организация и проведение физкультурных праздников и Дней здоровья.
3)Участие детей в городской спартакиаде школьников.
4)Проведение утренней зарядки с детьми младшего школьного возраста.
5)Использование между уроками физкультминуток и физкультпауз.
6)Пассивное закаливание, вовлечение учащихся в городские спортивные кружки и секции.
Слайд 13Необходимо!
проветривание спортивного зала естественным сквозным способом; влажная уборка зала через каждые
2 часа занятий; наличие туалетов и умывальников в раздевалках девочек и мальчиков; соответствующее освещение, наличие аптечки; спортивный инвентарь по возрасту, лыжная база, наличие у каждого учащегося сменной спортивной обуви и спортивной формы для занятий на уроке физической культуры в зале и соответствующей формы при уроках на свежем воздухе (осень-весна, зима). Защитно-профилактические технологии.
Слайд 14Здоровьесберегающие технологии требуют активного участия в этом процессе самих учащихся; создание
здоровьесберегающей среды; высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов; планомерной работы с родителями(валеологического просвещения родителей); тесного взаимодействия с социально-культурной сферой.
Слайд 15 Основные этапы урока с точки зрения здоровьесбережения
1 этап «врабатывание» 1
– 5 минуты урока (5 минут), нагрузка – относительно небольшая, деятельность – репродуктивная, переходящая в продуктивную, повторение программного материала предыдущего урока.
2 этап «максимальная работоспособность» 5 – 25 минуты урока (20 минут), эффективность умственной деятельности – 80%, нагрузка – максимальное снижение на 15 минуте, деятельность – продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом.
3 этап «конечный прорыв» 25 – 35 минуты (10 минут), эффективность умственной деятельности – 40 – 60%, нагрузка – небольшое повышение работоспособности, деятельность – репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного материала.
4 этап «рефлексия» 35 – 40 (45) минуты, эффективность умственной деятельности – 10%, нагрузка - минимальная, деятельность – подведение итогов урока, анализ собственной деятельности.
Слайд 16 УЧИТЕЛЮ НЕОБХОДИМО:
учитывать состояние здоровья;
функциональные возможности
всех учащихся;
физическую подготовленность;
индивидуальные особенности учащихся;
степень предшествующих нагрузок при изучении ранее пройденного материала;
повышать мотивацию учащихся к занятиям физической культурой различными методами.
Слайд 17«Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован
к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека»
Г. Сигерист
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков».
Всемирная организация здравоохранения
Слайд 18
Спасибо за внимание!
Будьте здоровы!