Слайд 1СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Мещенок Татьяна Васильевна
КГУ
«ОСШ № 23 г. Темиртау» 2013 г.
Слайд 2На современном этапе работы школы главной задачей педагогов является всестороннее содействие
становлению и развитию человеческой индивидуальности, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям. Естественно выдвигается на первый план проблема обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности.
На всех этапах развития школы, на первое место выдвигался вопрос поиска эффективных путей, реализации оценочной функции учителя
Слайд 3
Регулярная двигательная активность и занятия спортом являются неотъемлемой
частью здорового образа жизни. Необходимые элементарные знания и умения для развития желания вести подвижный образ жизни, а также мотивацию для тренировок, ученик должен приобрести в школе на уроках физкультуры. На уроках физкультуры, как и на других, при оценивании исходят из требований Государственной программы обучения и созданной на её основе школьной программы обучения, в которой определены знания и умения учащихся. Учителя физической культуры нашей школы зафиксировали в своём положении об оценивании порядок оценивания по физкультуре, критерии оценивания, в том числе порядок оценивания учащихся, долго отсутствовавших по болезни, а также учащихся с особыми потребностями, а также назначение дополнительных занятий, оповещение об отметках.
Слайд 4 ОБЪЕКТЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
1.Физическая подготовленность
(уровень развития физических качеств)
2. Степень усвоения двигательных умений
и навыков прикладной, оздоровительной,
спортивной направленности
Слайд 7
4. Место физической культуры в системе ценностей учащихся.
Уровень физкультурной активности.
Отношение к физкультурной деятельности
3. Эффективность и результативность
игровых и соревновательных действий учащихся
Слайд 8
6. Владение способами осуществления физкультурно-оздоровительной
и физкультурно-спортивной деятельности
5.Знание основ теории физической
культуры
(культурно-исторический,
медико-биологический,
психолого-педагогический аспекты)
Слайд 9
7. Степень усвоения общеучебных умений и навыков,
универсальных способов их применения
в познавательной,
рефлексивной,
информационно-коммуникативной, проектной деятельности
8. Творческая деятельность учащихся в области физической культуры и ее результаты
Слайд 10
10. Степень усвоения методических
умений
9. Динамика развития физических качеств учащихся
Слайд 11Шаблонное тестирование
физической подготовленности
Слайд 12
1.Шаблонное тестирование
физической подготовленности
2.Поточный контроль
Слайд 13
4.Анкетирование учащихся,
анализ их поступков и т.д.
3.Индивидуальный контроль
Слайд 145.Опрос, защита рефератов, дискуссии и походы
6.Поточный или избирательный
контроль
Слайд 157.Анкетирование, тестирование
8. Экспертиза исследовательского проекта, представление стенгазеты, нестандартного оборудования, инвентаря
и др
Слайд 1610.Индивидуальный контроль
9.Творческое тестирование
Слайд 18В настоящее время главное внимание в образовании уделяется не столько выяснению
того, в какой мере обучающиеся усвоили основные знания, сколько выявлению их способности применять их для решения практических, познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач.
Слайд 19Диагностика не является порождением нашей современной эпохи. Понять, что ученики уже
усвоили и насколько глубоко, педагоги старались всегда.
Оценка учебных достижений по учебному предмету «Физическая культура» отличается многогранностью.
Слайд 20 Задачами физического воспитания являются:
совершенствование физических качеств;
формирование двигательных умений
и навыков;
формирование специальных физкультурных знаний;
умение применять полученные знания на занятиях и в повседневной жизни.
Слайд 21Таким образом, оценка знаний учащихся по физкультуре характеризуется комплексностью,
и оценивание
только по отдельным составляющим нецелесообразно.
Слайд 22Наиболее популярны системы, основывающиеся на оценке динамики изменения результатов учебной деятельности.
Однако они больше акцентированы на физическую подготовленность и гораздо меньше – на теоретические знания в области физкультуры и техническую подготовленность.
Слайд 23В последние годы подход к оценке достижений учащихся по физической культуре
стал более либеральным, что связано со все более усиливающейся вариативностью содержания образования и разнообразием условий реализации образовательно-воспитательного процесса. Ответственность же в основном несет образовательное учреждение. Это касается, например, выбора системы оценивания, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации оно обеспечивает самостоятельно.
Слайд 24Ни у кого не вызывает сомнения, что лучшая система оценивания учебных
достижений по физической культуре – учет динамики индивидуальных показателей. Но специфика развития физических качеств учащихся такова, что с ростом показателей становится сложнее достичь положительной динамики. Некоторые физические качества обусловлены наследственностью учеников, и изменить здесь что-либо в лучшую сторону крайне сложно, с другими дело обстоит несколько проще. Совершенно очевидно, что при выставлении оценки по физической культуре необходимы осторожность и взвешенность. Скоростные способности детей являются наиболее консервативными в развитии, и здесь не следует рассчитывать на быстрый результат. Напротив, при прогнозировании показателей выносливости в беге умеренной интенсивности, а также силовой выносливости динамика роста может быть довольно высокой.
Слайд 26Оцениваются физическая подготовленность, практические умения и навыки, теоретические знания, навыки организации
физкультурно-оздоровительной деятельности, динамика (прирост) оцениваемых параметров по сравнению с исходными или предшествующими промежуточными значениями (учитывается базовый уровень здоровья, физической подготовленности), сформированность общеучебных умений и навыков.
Слайд 27В последнее время часто обсуждается вопрос об индивидуальном подходе к оценке
физической подготовленности человека. Так, ряд специалистов в области теории и методики физического воспитания считают, что совсем не обязательно требовать выполнения физических нормативов – для получения высокой оценки школьнику достаточно продемонстрировать положительную динамику результатов в контрольных упражнениях (тестах).
Слайд 28Но такой подход к оцениванию достижений школьников в области физкультуры может
привести к следующим негативным последствиям:
произволу со стороны учителя при выставлении оценок;
искаженному представлению учащихся о своих возможностях, ухудшению их социальной адаптации;
обману со стороны учеников, имеющих низкий уровень физической подготовленности: в начале года они будут сознательно демонстрировать результаты ниже своих возможностей, а затем – несколько лучшие, чтобы гарантированно получить высокую отметку
Слайд 29Авторы другой работы предлагают при оценивании уровня физической подготовленности и составлении
тестов учитывать различные типы телосложения. Тест, не предъявляющий единых нормативных требований к ученикам одного возраста и пола, относящимся к основной медицинской группе, выпадает из общей системы образования.
Слайд 31С целью проверки знаний учитель может провести опрос учащихся в устной
или письменной форме до начала выполнения упражнений, после выполнения или между ними. Демонстрация знаний может сопровождаться показом конкретных комплексов упражнений, например по развитию силы.
Слайд 32Методы оценки техники владения
двигательными действиями
Слайд 33Основными методами оценки здесь являются следующие методы:
Открытого
наблюдения,
вызова,
упражнений,
комбинированный.
Слайд 34Метод открытого наблюдения заключается в том, что учащиеся знают, кого и
что будет оценивать учитель, а скрытого – в том, что им известно лишь, что учитель наблюдает за определенными видами двигательных действий.
Слайд 35Метод вызова заключается в том, что учитель выявляет отдельных учащихся, у
которых очень хорошо получаются конкретные упражнения, и просит их продемонстрировать классу образец выполнения двигательных действий.
Слайд 36Метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями и навыками
и качества выполнения домашних заданий.
Слайд 37Суть комбинированного метода состоит в том, что учитель одновременно с проверкой
знаний оценивает технику соответствующих двигательных действий.
Слайд 38
Данные методы можно применять индивидуально и фронтально для оценивания работы большой
группы учащихся или класса в целом.
Слайд 39Оценивание – процесс ответственный
Слайд 40Для оценки достижений учащихся используют методы наблюдения, опроса, практического выполнения упражнений
индивидуально или фронтально
в любое время урока.
Слайд 41При оценке уровня физической подготовленности следует принимать во внимание реальную динамику
показателей физической подготовленности за определенный период времени, а также особенности развития двигательных способностей учеников, динамику их изменения у детей определенного возраста, исходный уровень достижений конкретных учащихся.
Слайд 42Учитель не должен забывать похвалить ученика: «Молодец!», «Сегодня у тебя получается
значительно лучше», – и т.д.: это дает дополнительный стимул для достижения успехов.
Слайд 43
Таким образом, современные подходы к оцениванию достижений учащихся на уроках физической
культуры связаны не только с широкими академическими свободами учителя, но и с большой ответственностью.
Слайд 45Дисциплина, поведение на уроке, отсутствие или наличие у учащихся спортивной формы
не являются объектом оценивания.
Слайд 46ОТМЕТКА ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ ДОЛЖНА
давать картину успеваемости ученика – показывать, в
какой степени ученик овладел предусмотренными программой знаниями и умениями;
направлять формирование самооценки учащегося –
давать ученику объективную информацию о его умениях в спорте и физических способностях;
вдохновлять ученика целеустремленно учиться – ценить его систематическую работу и старания при овладении знаниями и умениями, а также в улучшении физических способностей.