Слайд 1
Ситуации успеха на уроке, как средство формирования положительного отношения к учению
Учитель
физкультуры КГУ СШ№6 Жұмақанов А.Қ.
Слайд 2С чего начинается создание ситуации успеха на уроке?
Что такое успех и
зачем он нужен на уроке?
Успех — понятие неоднозначное, многогранное. С точки зрения психологии, это эмоции радости, удовлетворения, связанные с преодолением сложной задачи. В этом отношении чувство успеха схоже с чувством эйфории.
С точки зрения педагогики, успех — это моделирование определенной ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных результатов как для отдельного ученика, так и для всего коллектива.
Слайд 3Переживание эмоций, связанных с успехом позволяет:
повысить мотивацию обучения, развить познавательный интерес;
стимулировать
работоспособность;
корректировать негативные личностные особенности: тревожность, мнительность, неуверенность, низкую самооценку;
развивать личностные качества со знаком "плюс": инициативность, активность;
поддерживать в коллективе благоприятную эмоциональную обстановку.
Таким образом, главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.
Слайд 4К.Д. Ушинский говорил, что «только успех поддерживает интерес ученика к учению.
Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание интерес учиться».
Если ребенка лишить веры в себя, то трудно надеяться на его «светлое будущее». Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения. И только вдохновение, создаваемое успехом, рождает интерес к учению, и только успех в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.
Слайд 5Так какие же условия обеспечивают создание ситуации успеха?
Технологические операции создания ситуаций
успеха:
Снятие страха помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. Эта работа проводиться каждый урок, и если в начале учебного года дети боялись говорить и отвечать на уроке, у них присутствовал страх ответить неправильно используя данный прием, на данном этапе обучения таких детей стало меньше. Словесные поощрения не только подбадривают ученика, но и снимают напряжение, вселяют уверенность, дают шанс на достижение результата. («Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения», «У вас обязательно получится»).
Авансирование успешного результата помогает учителю выразить твердую убежденность в том, что ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. («У вас обязательно получится», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате»)
Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности (помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания, вовремя предоставленной опоры («Возможно, лучше всего начать с…..», «Выполняя работу, не забудьте о…..»)
Внесение мотива показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
Персональная исключительность обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. («Только ты и мог бы….», «Только тебе я и могу доверить…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»).
Слайд 6Методы создания ситуации успеха на уроках.
Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать
в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.
Наиболее эффективными для создания на уроке ситуации успеха являются проблемно – поисковые и творчески – воспроизводящие методы обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения.
Игра мотивирует деятельность, способствует созданию ситуации успеха. Учащимся предлагается образец выполнения задания, опорные схемы и алгоритм действий. Каждый ученик в данной ситуации работает в меру своих возможностей, не теряет интереса к предмету, переживает успех.
Слайд 7Созданию ситуации успеха способствует использование коллективных форм обучения. В данном случае
действует принцип «Одна голова хорошо, а две лучше» или «Что одному не под силу, то легко коллективу». Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет мне оживить урок, что дает возможность реализации коммуникативных потребностей учеников.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.
На основе всего этого, можно сделать вывод:
Успех в учебе сегодня – завтрашний успех в жизни!
Слайд 8Для того чтобы в моей работе ситуация успеха стала нормой, я
придерживаюсь следующих правил:
Не наказываю отрицательной отметкой, грубой критикой в адрес ученика.
Подбадриваю за малейший успех, одобряю за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим , чтобы радость победы была нравственной.
Своевременно отмечаю успехи и достижения учеников во всех видах деятельности . Стараюсь делать публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика.
Использую на уроках более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика, и оценки за качество результата.
На каждом уроке после выполнения задания оцениваю работу каждого ученика, особое внимание уделяется детям, у которых пока не все получается, таких детей я хвалю даже за то, если у них получилось выполнить часть задания правильно, написать красиво несколько букв. Использую такие фразы как: «Сегодня ты сделал лучше, чем вчера»… в конце каждого урока прошу рассказать ребят, что вызвало у них трудности во время работы, что послужило причиной трудностей, как он с ними справился. Также показываю детям собственную заинтересованность в их успехах.
Слайд 9«Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому
себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя... радость успеха может померкнуть»
В. А. Сухомлинский