Презентация, доклад на тему Системно-деятельностный подход – основа Стандартов второго поколения

Содержание

«Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность»Б. Шоу

Слайд 1 Системно-деятельностный подход – основа Стандартов второго поколения

Системно-деятельностный подход – основа Стандартов второго поколения

Слайд 2«Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность»
Б. Шоу

«Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность»Б. Шоу

Слайд 3А. Дистервег, XIX век
«Сведений науки не

следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал.
Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Изложение, считывание, диктовка против него – детская забава. Зато такие приёмы и никуда и не годятся…»
А. Дистервег, XIX век     «Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо

Слайд 4Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Как учить?

обновление
средств
обучения


(методики)

Ради чего
учить?

ценности
образования
(цель)

Чему учить?

обновление
содержания

Системно-деятельностный подход

Основной результат – развитие личности ребенка
на основе универсальных учебных действий

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Основная педагогическая задача – создание и организация условий,инициирующих детское действиеКак учить?обновлениесредствобучения (методики)Ради чегоучить?ценности образования(цель)Чему учить?обновлениесодержанияСистемно-деятельностный подходОсновной результат

Слайд 5Теоретические основы
Л.С. Выготский
А.Н. Леонтьев
П.Я. Гальперин
Л.В. Занков
Д.Б. Эльконин
В.В.Давыдов
А.Г. Асмолов

Теоретические основыЛ.С. ВыготскийА.Н. ЛеонтьевП.Я. ГальперинЛ.В. ЗанковД.Б. ЭльконинВ.В.ДавыдовА.Г. Асмолов

Слайд 6 Деятельностный подход в образовании – это

совсем не совокупность образовательных технологий и методических приёмов. Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приёмами и теоретическими особенностями.
Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.
Деятельностный подход в образовании – это совсем не совокупность образовательных технологий и

Слайд 7 Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.


Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
ставить цели,
решать задачи,
отвечать за результаты.



ФГОС: I. Общие положения. п. 7

Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. 	Быть субъектом – быть хозяином своей

Слайд 8Основная педагогическая задача -
создание и организация условий, инициирующих действие

Основная педагогическая задача -  создание и организация условий, инициирующих действие

Слайд 9Базовые технологии ФГОС
Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение);
технология,

основанная на создании учебной ситуации (решение практических задач, значимых для изучения окружающего мира);
технология, основанная на реализации проектной деятельности;
технология, основанная на уровневой дифференциации обучения.
Базовые технологии ФГОС Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение); технология, основанная на создании учебной ситуации (решение

Слайд 10Технология деятельностного метода обучения
разработана педагогическим коллективом под руководством доктора

педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон.

Технология деятельностного метода обучения  разработана педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон.

Слайд 11Вспомним традиционную систему дидактических принципов:
Принцип научности
Принцип доступности
Принцип наглядности
Принцип преемственности
Принцип активности
Принцип сознательного

усвоения знаний и др.
Вспомним традиционную систему дидактических принципов:Принцип научностиПринцип доступностиПринцип наглядностиПринцип преемственностиПринцип активностиПринцип сознательного усвоения знаний и др.

Слайд 12Дидактические принципы построения урока в свете ФГОС
принцип деятельности
принцип непрерывности
принцип целостности
принцип

минимакса
принцип психологической комфортности
принцип вариативности
принцип творчества
Дидактические принципы построения урока в свете ФГОСпринцип деятельностипринцип непрерывностипринцип целостности принцип минимаксапринцип психологической комфортностипринцип вариативностипринцип творчества

Слайд 13Принцип деятельности
заключается в том, что ученик, получая знания не

в готовом виде, а добывая их сам, осознаёт при этом содержание и формы своей учебной деятельности.
Принцип деятельности  заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их

Слайд 14Принцип непрерывности
означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на

каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариантностью технологии и преемственностью между всеми ступеням обучения.
Принцип непрерывности  означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего

Слайд 15Принцип целостности
предполагает формирование учащимися обобщённого системного представления о мире

( природе, обществе, самом себе)
Принцип целостности  предполагает формирование учащимися обобщённого системного представления о мире ( природе, обществе, самом себе)

Слайд 16Принцип минимакса
школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования

на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип минимакса  школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и

Слайд 17Принцип психологической комфортности
предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса,

создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип психологической комфортности  предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках

Слайд 18Принцип вариативности
предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, т.е. понимания

возможности различных вариантов решения проблемы и выбору оптимального варианта.
Принцип вариативности  предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения проблемы и

Слайд 19Принцип творчества
означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном

процессе, приобретение опыта творческой деятельности; формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.
Принцип творчества  означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение опыта творческой деятельности; формирование

Слайд 20 Данные принципы обеспечивают возможность выбора ребёнком индивидуальной образовательной траектории

при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.
Данные принципы обеспечивают возможность выбора ребёнком индивидуальной образовательной траектории при условии гарантированного достижения им социально

Слайд 21Типы уроков деятельностной направленности
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической

направленности;
уроки развивающего контроля.
Типы уроков деятельностной направленностиуроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля.

Слайд 22 Критерии результативности урока в рамках ФГОС
Цели урока задаются с тенденцией

передачи функции от учителя к ученику.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
Критерии результативности урока в рамках ФГОСЦели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

Слайд 23Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
Учитель

эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную

Слайд 24Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные

приемы.

Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение

Слайд 25Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического

комфорта.

На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. На уроке осуществляется глубокое личностное

Слайд 26Технология деятельностного метода предполагает следующую последовательность шагов на уроке:

Технология деятельностного метода предполагает следующую последовательность шагов на уроке:

Слайд 27Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности(«надо»)
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)
3) выделяется содержательная область («могу»)
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.       Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося

Слайд 282. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия
В завершении этапа создается интеллектуальное затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Слайд 293. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует

выявление учащимися места и причины затруднения:
1) где возникло затруднение
2) выявление причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения:

Слайд 304. Построение проекта выхода из затруднения («открытие детьми нового знания).

На

данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:
ставят цель,
строят план достижения цели
предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств (алгоритмы модели, учебник)
4) построение плана достижения цели.
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие детьми нового знания). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме

Слайд 315. Реализация построенного проекта.

На данном этапе необходимо организовать:
решение исходной задачи

(обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково;
)зафиксировать преодоление затруднения;
) уточнение характера нового знания.
5. Реализация построенного проекта. На данном этапе необходимо организовать:решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и

Слайд 32Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Решение типовых заданий на новый

способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух(фронтально, в группах, в парах)

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речиРешение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения

Слайд 337. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Организовать самостоятельное выполнение учащимися

задания на новый способ действия, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать

Слайд 348. Включение нового в систему знаний и повторение.

На данном этапе

выявляются границы применения нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг, т.е. включаются задания на ранее изученный материал, который поможет далее ввести новые знания.
8. Включение нового в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применения нового знания и

Слайд 359. Рефлексия учебной деятельности.

Организуется рефлексия и самооценка деятельности, соотносятся цель

и результат.
9. Рефлексия учебной деятельности. Организуется рефлексия и самооценка деятельности, соотносятся цель и результат.

Слайд 36Структура современного урока
Актуализация знаний
Проблематизация
Рефлексия
Контроль, самооценка
Семантизация

Структура современного урокаАктуализация знаний ПроблематизацияРефлексия Контроль, самооценкаСемантизация

Слайд 37Целеполагание
Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели.

По

возможности целеполагание осуществляется совместно с обучающимися, исходя из сформулированной (желательно обучающимися) проблемы.
ЦелеполаганиеПеред обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. По возможности целеполагание осуществляется совместно с обучающимися,

Слайд 38Альтернативная структура урока в ДТ
Орг. момент. - включение детей в деятельность;

- выделение содержательной области
Постановка учебной задачи. - актуализация ЗУН, внимания, памяти, речи; - создание проблемной ситуации; - выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; - определение темы и цели урока

Альтернативная структура урока в ДТОрг. момент.  - включение детей в деятельность;  - выделение содержательной области

Слайд 39 3. «Открытие» детьми нового. - организация самостоятельной

исслед. деятельности; - выведение алгоритма 4. Первичное закрепление. - выполнение заданий с проговариванием в громкой речи 5. Самоанализ и самоконтроль. 6. Итог урока. Рефлексия.
3. «Открытие» детьми нового.

Слайд 40ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью

непригодны,
мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать, – вот технологическая основа СДП.
Г. А. Цукерман, доктор псих. наук

ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны, мотивировать поиск существенных особенностей новой

Слайд 41Предмет: Физкультура. Класс: 7 класс (18чел.)  

Тема: Передача мяча

сверху двумя руками в парах через сетку. Цели:
1)Ученик умеет передавать мяч сверху двумя руками в парах через сетку. 2) Ученик активно включается в коллективную деятельность, взаимодействует со сверстниками в достижении общих целей. 3)Ученик умеет анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда.
Предмет: Физкультура.  Класс: 7 класс (18чел.)    Тема: Передача мяча сверху двумя руками в парах

Слайд 42

11.3.11

11.3.11

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть