Слайд 1Руководство тренировочным процессом - от выявления потенциала до элитных достижений
Слайд 2Дети – это не взрослые
“Дети – это не уменьшенная версия взрослых,
и их менталитет не только в количественном, но и в качественном отношении отличается от взрослых, и, таким образом, дети не только просто меньше, они другие" (Claparède, 1937).
Дети продолжают расти (физически, психологически)
Их обучение требует систематической долгосрочной программы, учитывающей их специфические характеристики.
Их потребность в движении более важна по сравнению со взрослыми.
Слайд 3Тренировка Vs Жизнь
‘Желание’ Vs ‘обязанность’: хотеть что-то сделать Vs ты должен
это сделать
Тренировка Vs жизнь
Тренировка Vs одна треть времени (другие занятия)
Оптимизация Vs доведение до максимума развития двигательных качеств и физических возможностей
Слайд 4Приоритет навыкам
Программа тренировки для детей должна давать приоритет оптимизации развития навыков
координации движений (включая специфику вида), для того, чтобы развивать обучение движениям, развивать физические качества, соответствующие данному подходу.
В видах легкой атлетики результат связан с антропометрическими параметрами: удовольствие от шанса на победу испытывают только «продвинутые» дети (рост, вес...). Школьные и клубные соревнования организуют в соответствии с хронологическим возрастом. Те, кто развивается обычно или поздно, сталкиваются с трудностями.
Слайд 5
В связи с большим размером тела и пропорциями у рано развившихся
детей больше физических навыков (выносливость и сила тесно связаны с весом и размером тела). Школьные чемпионаты или зачетные таблицы могут быть неадекватны, если соревнования проводятся в соответствии с возрастными категориями, как это обычно делается. Обычно развивающиеся дети и/или медленно развивающиеся дети не могут выдержать сравнения с более развитыми детьми такого же хронологического возраста из-за неблагоприятных антропометрических факторов.
Слайд 6
Анаболизм у все еще растущих детей и подростков очень активен и
превалирует, потому что он участвует в нескольких адаптационных и созидательных процессах. Основная метаболическая скорость растет (от 20 до 30 % выше, чем у взрослых. Cf. Demeter, 1981). Анаболические потребности велики: витамины, белки (до 2.5 г/кг от своего веса, который эквивалентен потребностям взрослого спортсмена, и эти потребности могут еще возрастать за счет дополнительной нагрузки).
Слайд 7Рост и метаболизмm
Избегать интенсивной нагрузки
Избегать перетренировки
Потому, что энергетический метаболизм может превалировать
над анаболизмом, что может повлиять на процесс роста и понизить толерантность к нагрузке в целом.
Оптимизировать периоды восстановления: это чрезвычайно важно для детей и подростков.
Слайд 8Пока еще недостаточно зрелые…
Кости более гибкие (высокий уровень мягкого органического
материала)…Он ограничивает способность скелета выдерживать высокие тренировочные нагрузки.
Хрящи еще не превратились в кости и поэтому более чувствительны к давлению и толчкам
Слайд 9
Способность костей, хрящей, сухожилий и связок поддерживать индивидуальную нагрузку является ограничивающим
фактором для тренировки детей в период взросления.
.
Слайд 10Характеристики взросления детей
Перегрузка Vs самая высокая нагрузка
Дифференцированная и разнообразная нагрузка
во время тренировки и нагрузка по отношению к стереотипу! (вызывает травмы и повреждения)
Слайд 11
С ортопедической точки зрения можно выявить следующие рекомендации в отношении тренировки
силы для детей и подростков:
Достаточно времени для восстановления после тренировки мышечной силы.
Не допускать резких изменений в тренировочных нагрузках на неподготовленный организм.
Не допускать силовой тренировки и тяжелой атлетики: не делать никаких упражнения выше уровня головы до или во время резких периодов роста в период полового созревания. В этом случае могут возникнуть более или менее серьезные нарушения позвоночника (Hollmann & Hettinger, 1980; Martin, 1980, 289 и другие). В этом возрасте достаточно выполнять упражнеия с весом тела.
Слайд 12Не давать стереотипные тренировочные нагрузки: количество односторонних тренировочных нагрузок может вызвать
нарушения какой-то части двигательной системы, и, таким образом, амортизацию всей действующей системы.
Не давать статические тренировочные нагрузки в течение слишком длительных периодов времени: меняющееся давление благоприятно для хрящей сустава и фиброзных хрящей дисков.
Продолжительные статические тренировочные нагрузки нарушают приток крови, в то время как динамические тренировочные нагрузки его улучшают. Именно поэтому динамические силовые упражнения должны абсолютно превалировать над статическими упражнениями без ограничения.
Слайд 13Долгосрочное развитие спортсмена
Принципы
1-й принцип: Тренировка в соревновательной легкой атлетике всегда ориентирована
на совершенствование, то есть, на развитие основных качеств и навыков и их трансформацию в специальные качества и навыки как предпосылки для создания спортивной формы. Тренер и спортсмен смогут точно оценить адаптативное поведение спортсмена, когда все соответствующие данные о тренировке (нагрузка и данные о результате) документированы в воспроизводимой форме и сохранены в банке данных.
Слайд 14Долгосрочное развитие спортсмена
Принципы
2 – й принцип: тренировка в соревновательной легкой атлетике
всегда ориентирована на успешный результат во время соревнования, то есть, структура результата в виде определяет структуру тренировки.
Слайд 15
3—й принцип: тренировка в соревновательной легкой атлетике всегда направлена на постепенную
нагрузку, то есть, тренировочный процесс включает два аспекта: нагрузку и восстановление. Нагрузку нужно постоянно увеличивать, принимая во внимание необходимое восстановление. Нагрузка ускоряет адаптацию и одновременно стимулирует процесс восстановления.
Слайд 16Долгосрочное развитие спортсмена
Принципы
. 4-й принцип: тренировка в соревновательной легкой атлетике –
это всегда индивидуальный процесс, даже когда тренировка проводится в группе. Адаптация к стимулирующему действию тренировки – это всегда результат индивидуального воздействия, оказываемого на отдельную личность. В этом смысле спортсмен является объектом тренировочного процесса, а не объектом внешнего контроля
5-й принцип: тренировка в соревновательной легкой атлетике – это всегда долгосрочный процесс (продолжающийся несколько лет). Спортсмену новичку требуется 8-10 лет для достижения уровня высших достижений. Тренировка спортсмена новичка имеет прогностический аспект. У молодых спортсменов в их распоряжении большие адаптационные резервы. В частности, все параметры скорости должны развиваться в юном возрасте.
Слайд 17Долгосрочное развитие спортсмена
Принципы
6-й принцип: тренировка в соревновательной легкой атлетике всегда характеризуется
возрастающей специализацией. Построение тренировки всегда начинается с неспецифических методов тренировки и постепенно становится все более специфическим по мере приближения соревновательного периода.
7-й принцип: тренировка в соревновательной легкой атлетике всегда является результатом командной работы. Под руководством тренера работает вся команда, состоящая из спортсмена, врача, физиотерапевта, ученого, что позволяет обеспечить самое высокое качество тренировки. Руководство тренировкой является важной частью самой тренировки.
Слайд 18Долгосрочное развитие спортсмена
Принципы
8-й принцип: тренировка в соревновательной легкой атлетике всегда должна
быть документирована в воспроизводимой форме. Спортсмен и тренер могут только тогда точно оценить динамику адаптационного поведения спортсмена, когда все соответствующие данные о тренировке (нагрузка и данные о результате) документированы в воспроизводимой форме и сохранены в банке данных.
Слайд 19Долгосрочное развитие спортсмена
Фазы адаптации
Слайд 20 Утверждение о том, что долгосрочное руководство развитием спортсмена является
основной обязанностью тренера, требует доказательства. Такое руководство требует участия многих компонентов и партнерства, включая:
Школы
Клубы
Региональные программы
Национальные программы
Слайд 21спортсменами
учителями
тренерами
скаутами/агентами
Принимая во внимание такое партнерство, становится ясно,
что тренер должен иметь многие и разнообразные отношения с:
Слайд 22Возраст и тренировка
Распределение по хронологическим возрастным категориям.
Слайд 23
Младенчество и раннее детство
Основная роль в общем развитии детей.
Этап, во время
которого важно развитие двигательных качеств, обучение ходьбе и социальная интеграция.
Будет абсурдным подвергнуть детей этой возрастной группы жесткой подготовке или тренировочной программе. Долг родителей обеспечить детям адаптированную окружающую среду, которая поощряет развитие двигательных качеств, им необходимых.
Слайд 24Дошкольный возраст – с 3 до 6/7 лет
Школьный возраст считается «золотым
возрастом» детства.
Инстинкт для движения и игры, поразительное любопытство ко всему неизвестному (что еще более проявляется в возрасте 4-5 лет), настойчивая тенденция задавать вопросы, большая любовь к фантазированию, и состояние ума, благоприятное к восприятию знаний – все это основные черты этой возрастной категории.
Короткое сосредоточение внимания – результат преобладания двигательного черепно – мозгового процесса над сдерживающим процессом объясняет постоянные изменения деятельности в этом возрасте.
Дети участвуют в огромном количестве игр, и им нравится все время их изменять и модифицировать.
Слайд 25Первый этап полового созревания
Второе изменение в морфологии начинается в 11-12 лет
для девочек и в 12-13 лет для мальчиков и продолжается до 12-13 и 14-15 лет соответственно.
Внезапные изменения в организме (половое созревание, исчезновение детских характеристик, значительное изменение пропорций тела с увеличением размеров тела и веса до 10 см и 9.5 кг за год) вызывает психические расстройства, которые происходят в большей степени за счет гормонального дисбаланса.
Они отрываются от родителей
Они настроены очень критично и бросают вызов тем авторитетам, которых они раннее признавали.
Слайд 26
Желание быть самодостаточными и необходимость нести ответственность за свои собственные действия
играет важную роль.
Расхождение между тем, что они хотят и что они могут сделать, иногда создает яростные конфликты с миром взрослых: с родителями, учителями и тренерами. Они стараются быть ближе к тем, кто относится к такой же возрастной категории, что и они сами.
Стандартом являются группы равных.
Социальный круг в спорте: учителя и тренеры должны обладать навыками и проявлять взаимное уважение.
Основные требования для этой возрастной группы: право на активное и демократическое участие в планировании тренировочной программы.
Инциденты во время занятий спортом (несоответствие ожиданиям)
Интерес к спорту падает.
Их интерес к спорту мотивирован помимо сего прочего их необходимостью социальных контактов в своей возрастной группе.