Слайд 1Сидоров Пётр Алексеевич, учитель по физической культуре
По материалам Издательства «Просвещение»
Роль
родителей в формировании у детей интереса к самостоятельным занятиям физической культурой
Слайд 2Родители – это первые воспитатели, которые закладывают основные человеческие ценности у
ребенка. Именно в семье формируются человечность, духовность, достоинство и уровень культуры в целом. Поэтому огромную роль в развитии положительного отношения к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом у детей играет семья.
Слайд 3 По данным научных исследований, сегодня физическим воспитанием детей интересуется не большее
20 % родителей. Поэтому учителя должны стремиться сделать родителей каждого школьника приверженцами физической культуры. Для успешного привлечения всех учеников к занятиям физическими упражнениями необходимо прежде всего убедить родителей в оздоровительной роли физической культуры, показать им, что в круг задач физического воспитания входит и формирование привычки к работе, к учебной деятельности.
Слайд 4 Для обеспечения эффективности физического воспитания родители должны знать, какое воспитательное влияние
на детей осуществляется на уроках и во внеурочное время. Такие знания необходимые для соблюдения преемственности и обеспечение единой педагогической линии в предъявлении требований к ребенку. Ведь в комплексе воспитательных мероприятий каждый элемент должен четко выполнять свои функции. В другом случае система не сработает. Между семьей и школой должна быть созданная атмосфера деловых, товарищеских отношений. В них недопустимый менторский тон. Ведь речь идет об объединении усилий в решении одной цели. Вместе с тем следует учитывать условия, возможности семьи и школы.
Слайд 5Двигательным действиям преимущественно учит школа. Для оздоровительно - закаливального влияния на
организм, формирование осанки, воспитание гигиеничных привычек лучшие условия имеет семья. Мать не учит своего ребенка технике прыжка, но ее воспитательное влияние не прекращается и тогда, когда ребенок сидит за обедом, играется или отдыхает. Работа над осанкой, культурой поз и манер (походка, жестикуляция, мимика) происходит параллельно с обучение детей общаться с людьми, с уважением относиться к ним.
Слайд 6 Дети усваивают образ жизни родителей, в семье закладываются основы многих умений
и привычек, вырабатываются оценочные суждения и определенной мерой определяется жизненная позиция подрастающего поколения. Это определенной мерой касается и отношение к физической культуре, к активному использованию ее средств в быте —для укрепления здоровья, всестороннего развития и содержательной организации досуга.
Слайд 7Формы работы учителей физической культуры с родителями:
Выступления учителя на общешкольном родительском
собрании (не больше двух-трех раз в год): при подготовке к мероприятию стоит учитывать, что на нём присутствуют родители детей разных возрастных групп. Поэтому материалы выступлений должны быть одинаково интересными для всех. Эти выступления могут затрагивать роль семьи в физическом воспитании детей, средств физического воспитания в семье, задач, которые стоят перед учениками в связи с сезоном, этапом работы школы, изменением учебных программ и т.п.. По этим вопросам желательные не только выступления учителя, а и врачей физкультурного диспансера, детской поликлиники. Все лекции, доклада, беседы должны заканчиваться практическими советами.
Слайд 8Формы работы учителей физической культуры с родителями:
Родительские конференции: они нацелены на
решения не отдельных вопросов, как это имеет место на собрании, а призванные показать существующую практику физического воспитания, опыт конкретных семей. При этом важное значение имеют профессиональный анализ и оценка достигнутых успехов. Концентрируя внимание родителей на актуальных вопросах физической культуры и путях их практической реализации в семьи, конференция оказывает содействие общественному признанию и распространению передового опыта лучших семей, побуждает родителей к активной воспитательной деятельности. На конференциях демонстрируют слайдофильмы, фотомонтажи, а временами и короткометражные фильмы с комментариями специалистов, врачей, родителей. Целесообразно использовать также показательные выступления детей.
Слайд 9Формы работы учителей физической культуры с родителями:
Занятия для родителей: проводить, учитывая
возрастные и индивидуальные особенности детей, а также уровень подготовленности слушателей. Это составная часть плана работы классного руководителя и учителя-класовода с родителями. Учитель физической культуры принимает активное участие в составлении планов и их реализации. Он присутствует на занятиях, консультирует классных руководителей. Обговариваются вопросы рационального режима дня и здорового отдыха детей, утренней гимнастики и закала организма, а также пути воспитания любви к работе. Важное значение имеет личный пример родителей, в частности общие занятия физическими упражнениями по выходным дням. На классных занятиях советуется пропагандировать опыт лучших семей класса, организовать обмен их опытом по вопросам физического воспитания детей. В конце любого учебной года учителя информируют родителей о содержании заданий, полученных детьми на период летних каникул, и методы их реализации.
Слайд 10Формы работы учителей физической культуры с родителями:
Организация участия родителей в соревнованиях
семейных команд: создаются благоприятные условия не только для всестороннего физического развития и укрепления здоровья всех участников, но и для воспитания правильных отношений в семье (между младшими и старшими детьми, мальчиками и девочками, родителями и детьми). Так, общее участие родителей и детей в спортивной борьбе создает атмосферу свободы, взаимного уважения, стимулирует систематические занятия физкультурой. Основу семейных соревнований составляют эстафеты и командные игры с поочередными действиями участников, где результаты каждого члена семьи суммируются и, таким образом, влияют на распределение мест. Это повышает ответственность и побуждает готовиться к следующим стартам.
Слайд 11Формы работы учителей физической культуры с родителями:
Открытые уроки для родителей, а
также посещаемость уроков родителями неуспевающих и слабоуспевающих учеников: эти уроки наглядно показывают, какие упражнения следует выполнять в домашних условиях, какие методические приемы можно при этом использовать. Каждый отец и мать имеют возможность самостоятельно оценить уровень физической подготовленности своего ребенка и его ровесников, сделать соответствующие выводы.
Слайд 12Функции родителей в организации физического воспитания детей
создание необходимых материально-технических условий для
занятий дома
контроль и содействие соблюдению детьми режима дня, правил личной гигиены, закаливания, выполнению утренней гимнастики и домашних заданий
непосредственное участие в соревнованиях семейных команд, днях здоровья, спортивно-художественных вечерах, физкультурно-художественных праздниках, играх, развлечениях, прогулках
организация соревнований и игр на детских площадках по месту проживания и в школе
выполнение обязанностей общественных тренеров и судий
Слайд 13Основой гармоничного развития детей является:
Соблюдение режима дня;
Рациональное питание;
Соблюдение гигиенических требований
к организации учебного процесса;
Физический труд;
Выполнение гигиенических требований в семье;
Выполнение комплекса утренней гимнастики, закаливающих процедур, прогулки и подвижные игры на открытом воздухе
Слайд 14
Для взаимодействия родителей и учителей в учебниках по физической культуре линии
УМК под редакцией А.П. Матвеева можно найти:
Пояснительную записку для родителей о значении физических упражнений в жизни школьника (стр. 110 – 112);
Примерный режим дня (стр. 28 – 29);
Примерные комплексы упражнений утренней зарядки (стр. 32 – 34);
Специальными значками отмечены задания для выполнения вместе с родителями
Слайд 15Примеры заданий для выполнения детей с родителей (начальная школа, 1 класс)
Составьте
свой режим дня по образцу
Разучите комплекс утренней гимнастики
Слайд 16Примеры заданий для выполнения детей с родителей (начальная школа, 2 класс)
Вместе с родителями измерить
свою длину и массу тела.
Вместе с родителями
разучить новый комплекс
утренней гимнастики
Вместе с родителями подобрать музыку, под которую будет выполняться комплекс
упражнений утренней гимнастики
Слайд 17Примеры заданий для выполнения детей с родителей (начальная школа, 3-4 классы)
Вместе
с родителями по
образцу составить график
закаливающих процедур на год
С помощью родителей определить
свою скорость
передвижения на
лыжах при пульсе
140-160 уд./мин.
Слайд 18Примеры заданий для выполнения детей с родителей (основная школа, 5 класс)
Организация
подвижных игр и эстафет на лыжах вместе с родителями и родными
Найдите гимнастические упражнения для формирования стройной фигуры с гимнастической палкой, обручем скакалкой. Включите эти упражнения в самостоятельные занятия. Привлекайте к ним родителей и друзей.
Слайд 19Примеры заданий для выполнения детей с родителей (основная школа, 6-7 классы)
Составьте
план закаливания на весь год – по четвертям и на каникулы. Привлекайте к его выполнению всю семью.
Найдите информацию о выдающихся спортсменах с наиболее интересными судьбами и расскажите о них родителям.