Слайд 1Методическая разработка учителя физической культуры
Слайд 2
Развитие личностных качеств средствами профессионально-прикладной физической подготовки у учащихся 9-11 классов
Слайд 3Актуальность данной темы состоит в том, что высокий профессиональный уровень требует
значительной общей, а в большинстве случаев специфической подготовленности. Профессиональная психофизиологическая готовность выпускников школ, базируется на высокой работоспособности, своевременной адаптации к объему и интенсивности труда и способности к полному восстановлению.
Цель исследования: совершенствование процесса управления профессионально - прикладной физической подготовкой учащихся 9-11 классов.
Гипотеза исследования: предполагалось, что сознательное управление (регулирование) ППФП позволить улучшить показатели работоспособности, объем двигательных навыков, а также повысить общую физическую работоспособность учащихся.
Плановое воздействие на уровень ППФП позволит улучшить не только общую физическую подготовку (ОФП), но и заложит основы для дальнейшего совершенствования двигательных навыков.
Слайд 4
Объект исследования – учащиеся 9-11 классов
Предмет исследования - профессиональная прикладная физическая
подготовка учащихся
Слайд 5Задачи:
1. Выявить предрасположенность учащихся к профессиональной деятельности.
2. Разработать эффективные
средства и методы профессионально-прикладной физической подготовки учащихся.
3. Определить эффективность управления деятельности занятий ФК средствами и методами ППФП на повышение общефизической работоспособности, стрессоустойчивости и профессиональных навыков учащихся .
Слайд 6Методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщения литературных источников
2. Педагогическое тестирование
3. Оценка
профессиональной подготовленности (предрасположенности)
Слайд 7Организация исследования
Исследования проводились с 2017 г. по 2018 г. на базе
школы. В исследованиях приняли участие обучающиеся в возрасте 15 – 17 лет. В количестве 27 человек.
Первый этап (сентябрь 2017 г. – по январь 2018 г.) – изучались, обобщались и анализировались литературные данные по выявлению средств и методов ППФП и эффективного управления и воздействия на развитие физической подготовленности учащихся. Проводился подбор тестов и методик.
Второй этап (сентябрь 2017 г. – декабрь 2017 г.) – проведен основной педагогический эксперимент, который включал в себя обследование учащихся и апробацию разработанной методики.
Слайд 8Профессионально-прикладная физическая подготовка
Профессионально-прикладная физическая подготовка, содержит материал, способствующий развитию физических качеств
и психофизиологических функций, необходимых в конкретной трудовой деятельности, а также формирование двигательных умений и навыков прикладной направленности. Для развития профессионально важных качеств в процессе физического воспитания должны использоваться тренажеры и многокомплектное спортивное оборудование.
Плавание как обязательный вид физической подготовки учащихся предусматривает изучение различных способов плавания и развитие физических качеств. Отмена занятий по плаванию возможна только при полном отсутствии условий в районе расположения учебного заведения.
Единоборства. В целях повышения уровня военно-прикладной подготовленности юношей предусматривается изучение элементов из различных видов борьбы и других единоборств.
Элементы художественной, ритмической гимнастики. В художественной гимнастике осваиваются упражнения без предмета, с предметами, упражнения с элементами акробатики. В ритмическую гимнастику включаются комплексы упражнений, которые выполняются в аэробном режиме под музыкальное сопровождение.
Слайд 9Средства профессионально-прикладной физической подготовки
Средства ППФП распределяются по группам по их направленности:
а)
развитие профессионально важных физических способностей;
б) воспитание волевых и других психических качеств;
в) формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков;
г) повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
В качестве средств ППФП в практике широко применяются упражнения профессионально-прикладной гимнастики (упражнения без предметов и с предметами, на гимнастической стенке, скамейке, лестнице, канатах, шестах, бревне и др.) и таких массовых видов спорта, как легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, спортивные игры и др.; туризм; специальные упражнения на различных тренажерах и тренажерных устройствах, специализированные полосы препятствий и пр. Большое применение в практике ППФП средств массовых видов спорта связано с их доступностью и высокой прикладной эффективностью.
Слайд 10Рис.1-Коммуникативные и организаторские склонности учащихся 9-11 класса
Слайд 11Таким образом, изучение уровня коммуникативных и организаторских склонностей показала, что только
в 10 и 11 классе эти склонности находятся на высоком и высшем уровнях. Это говорит о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности, об умении принимать решения в трудной, нестандартной ситуации, проявлять инициативу в общении. В 9 классе коммуникативные и организаторские склонности находятся на среднем уровне, следовательно, обучаемые стремятся к контактом с людьми, но их склонности не отличаются высокой устойчивостью.
Слайд 13Таким образом, данный тест определил направленность личности и особенности поведения в
каждом классе. В 11 классе 50 % обучаемых, являются неутомимыми тружениками, старательны, рьяны, но неспособны к риску, не могут принимать решения в отсутствии достоверной информации. В 10 классе 28,5 % обучаемых, энергичны, лидеры, креативны. Целью их деятельности является – достижения определенной цели, но они не умеют признавать свои ошибки и менять свои решения. В 9 классе 42,8 % обучаемых неудовлетворенны состоянием своей жизни, всегда в поисках лучшего, постоянно создают себе проблемы.
Слайд 14 Профессиограмма учащихся 9-11 классов
Профессионально важные качества
Креативность, нестандартное мышление
Преодоление незнакомых
полос препятствия на время, спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол, бадминтон, хоккей)
Эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость
Упражнение с чередованием расслабления и напряжения, аутогенная тренировка, активный отдых, циклические упражнения
Упорство, уверенность в себе, энтузиазм
Кроссовый бег по сложной, изобилующий различными препятствиями местность. Плавание на дальность, преодоление специальных полос препятствий. Пешие и лыжные турпоходы.
Слайд 15Профессионально важные качества
Ответственность, коммуникабельность, дисциплинированность
Лидерство, контакт, гибкость, избирательность
Саморазвитие, самоорганизация, самокритичность, самостоятельность
Подвижные игры с четкой постановкой конкретных задач: футбол, волейбол, баскетбол, водное поло
Подвижные и спортивные игры:: баскетбол, футбол, волейбол, бейсбол, ручной мяч (гандбол), теннис, настольный теннис, мини – футбол, хоккей, водное поло.
Элементы йоги; аквааэробика, выполнения вольных гимнастических упражнений на координацию рук и ног, бег в среднем и быстром темпе
Слайд 16ВЫВОДЫ
1. Результаты исследования учащихся 9-11 классов выявили уровневую предрасположенность,
которая показала средние результаты к профессиональной деятельности.
2. Разработанные дополнительные средства и методы по профессионально-прикладной физической подготовки на основе профессиограммы включают: оздоровительную ходьбу, оздоровительный бег, смешанные эстафеты, командную гимнастику, йогу, настольный теннис, водное поло, аквааэробику, позволили разнообразить и совершенствовать занятия по физической культуре и физкультурно-спортивному совершенствованию в школе, отражая профессионально важные качества и виды двигательной активности воздействующих на эти качества.
3. Эффективность внесения дополнительных средств по профессионально-прикладной физической подготовки, позволит повысить профессиональные навыки учащихся, разнообразить учебные занятия, повысить общефизическую работоспособность и стрессоустойчивость.
Слайд 17Практические рекомендации
1. Обобщение литературных источников, педагогического опыта, программно-нормативных документов, данные наших
исследований позволяют, рекомендовать к использованию в учебном процессе дополнительные средства по легкой атлетике, лыжным гонкам, гимнастике, спортивным играм и плаванию, для более разностороннего развития учащихся.
2. В основу разработанной методики была положена идея, состоящая в том, что у, учащихся выражена потребность в разнообразии средств и методов ППФП. Основным подбором средств и методов осуществлялся при помощи профессиограммы, основанной на профессионально важных качествах будущих выпускников. .
3. Использую предложенную последовательность включения дополнительных средств и методов ППФП в программу по физической культуре и физкультурно-спортивному совершенствованию, можно добиться более высокой посещаемости данных занятий.