Слайд 1Программа
по плаванию для школьников
10 -12 лет на 1 год обучения
Слайд 2Содержание
Пояснительная записка
Цели и задачи учебной – тренировочной работы
Физическая подготовка
Воспитательная работа
Психологическая подготовка
Теоретическая подготовка
Техники плавания
- кроль на груди
- кроль на спине
- брасс
- дельфин
- стартовый прыжок
- повороты
Литература
Слайд 3 Занятия плаванием занимают особое место в физическом воспитании, физическом развитии,
укреплении здоровья человека. Благоприятные условия для развития физических качеств и возможность предупреждения опасных ситуаций на воде ставят плавание на одно из первых мест в занятиях физической культурой.
Для повышения уровня общего физического развития занимающихся в секции плавания, способствующего быстрому и качественному освоению навыка плавания, используются самые разнообразные физические упражнения, специальные физические упражнения и занятия другими видами спорта.
Программа работы секции плавания составлена на основе рекомендаций и программ в соответствии с Концепцией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации.
Слайд 4Пояснительная записка
Разработанная программа обучения плаванию рассчитана на учащихся 10 – 12
лет. Срок реализации программы 1 год. План подготовки школьников включает теоретические и практические темы.
В данной программе предоставлены основные упражнения для обучения и совершенствования техники плавания.
К основным средствам обучения плаванию относятся следующие группы физических упражнений:
- общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше;
- подготовительные упражнения для освоения с водой;
- учебные прыжки в воду;
- игры и развлечения на воде;
- упражнения для изучения техники спортивных способов плавания.
Количество учащихся в группе 12 – 15 человек. Количество занятий в неделю 4 часа (2 х 90 мин.)
Слайд 5Цели и задачи учебно-тренировочной работы
Основные цели:
- укрепление здоровья и всестороннее
физическое развитие (развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей);
- достижение спортивных успехов в соответствии с индивидуальными способностями детей и подростков.
Основные задачи:
- улучшение состояния здоровья и закаливание;
- устранение недостатков физического развития;
- привлечение максимально возможного числа детей и подростков к занятиям плаванием, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятием спортом и к здоровому образу жизни;
- овладение жизненно необходимых навыков плавания;
- обучение основам техники всех способов плавания;
- приобретение детьми разносторонней физической подготовленности: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей;
- воспитание морально-волевых качеств, становление спортивного характера.
Слайд 6Физическая подготовка
Общая физическая подготовка пловца направлена на разностороннее комплексное воздействие на
организм спортсмена с некоторым учетом специфики плавания и позволяет решать следующие задачи:
- всестороннее развитие организма спортсмена, повышение уровня развития выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости и на основе этих качеств создание функциональной базы, необходимой для достижения высоких спортивных результатов;
- оздоровление пловцов, закаливание, выработка иммунитета к сменам температур;
- повышение уровня волевой подготовленности спортсменов путем преодоления ими дополнительно создаваемых трудностей.
Целенаправленное решение этих задач в процессе многолетней тренировки создает определенный тип спортсмена – пловца.
Слайд 7Воспитательная работа
На первом этапе работы с группой стоит задача привить интерес
к занятиям по плаванию, сдружить детей, добиться добросовестного и полноценного выполнения заданий тренера. Этому способствуют интересное построение занятий, широкое применение игрового метода, поощрение даже небольших достижений каждого и вовлечение членов группы в сопереживание успехов друг друга. На тренировочном занятии следует отметить хоть раз каждого ученика и всю группу в целом.
После любого тренировочного занятия в бассейне пловец должен почувствовать, что сделал еще один шаг к достижению поставленной перед ним цели. Необходимо акцентировать внимание воспитанников на происходящих в них переменах, развитии физических качеств и спортивных достижений. Решению воспитательных задач способствует постановка четких, понятных, привлекательных и в то же время реальных целей для всей группы.
Слайд 8Психологическая подготовка
Задачи психологической подготовки во многом схожи с задачами воспитательной
работы.
Главная задача психологической подготовки – формирование и совершенствование спортивного, бойцовского характера, развитие свойств личности, определяющих успех в спорте.
Основными методами психологической подготовки являются беседы преподавателя со спортсменами в индивидуальной и коллективной форме, использование разнообразных средств и приемов психолого-педагогического воздействия: убеждения, внушения, метода заданий и поручений.
В учебно-тренировочных группах основными задачами психологической подготовки являются развитие морально – волевых качеств характера, овладение приемами самовнушения и само регуляции состояний во время тренировок и соревнований, развитие мотивации на достижение высоких спортивных результатов.
Слайд 9Теоретическая подготовка
Развитие спортивного плавания в России и за рубежом
Спорт как средство воспитания морально-волевых качеств, жизненно важных умений и навыков. Спортивное, оздоровительное и прикладное значение плавания как вида спорта. Российские спортсмены – герои Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы.
Правила поведения в бассейне
Основные меры безопасности и правила поведения в бассейне. Предупреждение несчастных случаев и заболеваний при занятиях плаванием.
Слайд 10Теоретическая подготовка
Влияние физических упражнений на организм человека
Строение и функции организма человека.
Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Специфические особенности адаптации сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма человека под воздействием систематических занятий плаванием. Изменение состояния организма человека под воздействием физических нагрузок.
Слайд 11Теоретическая подготовка
Техника и терминология плавания
Краткая характеристика техники спортивных способов плавания,
стартов и поворотов. Основные термины, используемые для описания средств и методов тренировки, характеризующие ошибки техники.
Техника спортивного плавания, стартов и поворотов, передачи эстафеты
Понятие о современной технике спортивных способов плавания. Основные факторы, влияющие на эффективность и экономичность техники (уменьшение сопротивления продвижению пловца в воде, обтекаемое положение тела, оптимальная траектория движений и ориентация кистей рук пловца, рациональное дыхание, согласование движений и т.д.) Техника кроля на груди и на спине, дельфина, брасса. Рациональные варианты старта и поворотов. Техника передачи эстафеты.
Слайд 12Теоретическая подготовка
Гигиена физических упражнений и профилактика заболеваний
Санитарно-гигиенические требования к занятиям спортивным
плаванием в бассейне. Необходимость соблюдения режима дня, питания и отдыха при регулярных тренировочных занятиях спортивным плаванием. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви пловца.
Личная гигиена юного пловца. Уход за телом. Меры для профилактики простудных заболеваний. Понятие о здоровом образе жизни, значение борьбы с табак-курением и другими вредными привычками.
Гигиеническое значение естественных сил природы (солнца, воздуха, воды), водных процедур. Методика закаливания и его значение для повышения работоспособности пловца и сопротивляемости организма к простудным заболеваниям.
Слайд 13Техники плавания
Кроль на груди
1.Плавание с помощью движений ногами кролем на груди,
на боку и на спине с различным положением рук (обе впереди; одна впереди, другая у бедра; обе у бедер), а также с доской в руках.
2. Ныряние в длину на 10 – 12 м с помощью движений ногами кролем, руки вперед.
3. Плавание кролем с помощью движений ногами и грибков одной рукой, другая вперед или у бедра (вдох в сторону руки, выполняющей гребки либо в сторону прижатой руки).
4.Плавание с помощью движений руками кролем и поплавком между бедрами.
5. Плавание «кролем» с высоко поднятой головой (подбородок на поверхности воды).
Слайд 14Техники плавания
Кроль на груди
6. Плавание на груди с помощью движений ногами
дельфином и одной рукой кролем, вторая вытянута вперед, вдох в сторону руки, совершающей гребок.
7. Плавание на груди с помощью движений руками кролем, ногами дельфином.
8.Плавание кролем на груди на наименьшее количество гребков руками, сохраняя заданную скорость на отрезке.
9.Плавание кролем на груди с различной координацией движений – шести-, четырех- и двуударной.
Слайд 15Техники плавания
Кроль на спине
1. Плавание с помощью движений ногами кролем на
груди, на боку и на спине с различным положением рук (обе впереди; одна впереди, другая у бедра; обе у бедра), а также с доской в руках.
2. Плавание на спине с помощью движений ногами кролем, одна рука вперед по поверхности воды, другая – вверх.
3. Плавание на спине с помощью движений ногами кролем, одна рука вперед по поверхности воды, другая у бедра. Пловец встречными маховыми движениями по воздуху меняет положение рук; повторение после небольшой паузы.
4. Ныряние в длину (6 – 8 м) с помощью движений ногами кролем на спине и дельфином, руки вперед, кисти вместе, голова затылком на руках.
5. Плавание кролем на спине с помощью движений руками и поплавком между бедрами.
6. То же с лопаточками.
Слайд 16Техники плавания
Кроль на спине
7.Плавание на спине с помощью движений ногами кролем
и подчеркнуто длинного гребка руками до бедер двумя руками одновременно.
8.Плавание на спине с помощью движений ногами дельфином и гребков одновременно двумя руками.
9.Плавание на спине с помощью движений руками кролем, ногами дельфином.
10.Плавание кролем на спине с заданным темпом и скоростью (постоянные значения параметров и их варьирование), акцентированием внимания на отдельных элементах техники движений.
11.Плавание кролем на спине на наименьшее количество гребков руками, сохраняя заданную скорость на отрезке.
12.Плавание кролем на спине с лопаточками на руках.
13.Плавание кролем на спине с чередованием попеременных и одновременных движений.
Слайд 17Техники плавания
Брасс
1.Плавание (руки у бедер или вытянуты вперед) с помощью движений
ногами брассом на груди или на спине, с доской или без нее.
2.Ныряние на 10 – 12 м с помощью движений ногами брассом, руки вытянуты вперед.
3.Плавание с помощью непрерывных и нешироких движений ногами брассом, лежа на груди, руки у бедер, подбородок на поверхности воды.
4.То же, но руки вытянуты вперед.
5.Плавание с помощью движений ногами брассом на груди и на спине, колени сомкнуты (поплавок зажат между коленями).
6.Плавание с помощью непрерывных движений руками брассом и ногами дельфином.
7.Плавание с помощью непрерывных движений руками брассом с поплавком между бедер.
Слайд 18Техники плавания
Брасс
8.Передвижение брассом с полной координацией движений, чередуя два-три цикла ныряния
(с обычным гребком руками) с двумя-тремя циклами движений по поверхности.
9.Плавание брассом, согласовав два гребка руками с одним гребком ногами.
10.Плавание брассом, согласовав два гребка ногами с одним гребком руками.
11.Плавание брассом с полной координацией движений, но с непрерывными и специально укороченными движениями ног от коленей.
12.Плавание брассом с заданными темпом и скоростью (постоянные значения параметров и их варьирование), акцентированием внимания на отдельных элементах техники движений.
13.Плавание брассом на наименьшее количество гребков, сохраняя заданную скорость на отрезке.
14.Плавание брассом с полной координацией движений с ускорением и переходом от последовательного согласования движений руками и ногами к частично слитному их согласованию.
Слайд 19Техники плавания
Дельфин
1.Плавание на груди с помощью движений ногами дельфином на груди
и на спине с различным положением рук: обе вперед; одна вперед, другая у бедра; обе у бедра.
2.Плавание с помощью движений ногами дельфином на боку, нижняя рука вперед, верхняя – у бедра.
3.То же, но обе руки у бедер. Применяется в плавании на коротких отрезках.
4.Плавание с помощью движений ногами дельфином с доской в руках.
5.Ныряние на 10 – 12 м с помощью движений ногами дельфином.
6.Плавание с помощью движений руками дельфином и поплавком между ног; дыхание через цикл.
7.Плавание с помощью движений руками дельфином и ногами кролем.
8.Плавание с помощью движений ногами дельфином и укороченных гребков руками брассом.
Слайд 20Техники плавания
Дельфин
9.Плавание дельфином с поднятой г8оловой, подбородок на уровне поверхности воды.
10.Плавание
дельфином с различными вариантами дыхания, вдох через один, два или три цикла движений рук.
11.Плавание дельфином с помощью движений ногами и одной руки, другая вытянута вперед, в ритме двуударного слитного дельфина, для вдоха голова поворачивается в сторону гребущей руки.
12.То же, но другая рука у бедра, вдох в сторону прижатой руки.
13.Плавание с помощью движений ногами дельфином, руки у бедра, и поочередными гребками руками кролем в ритме слитного двуударного дельфина.
14.Плавание дельфином с полной координацией движений и с небольшой плавательной доской, зажатой между бедрами.
15.Плавание дельфином с заданным темпом и скоростью ( постоянные значения параметров и их варьирование), акцентированием внимания на отдельных элементах техники движений.
16.Плавание дельфином на наименьшее количество гребков руками, сохраняя заданную скорость на отрезке.
Слайд 21Техники плавания
Стартовый прыжок
1.Стартовый прыжок в гимнастический обруч, через шест, установленный
в диапазоне оптимального угла вылета.
2.Стартовый прыжок и скольжение без движений до полной остановки с регистрацией пройденного расстояния.
3.Стартовый прыжок с акцентом на: а) быстрое выполнение подготовительных упражнений; б) быстрое выполнение отталкивания; в) дальность прыжка.
4.Прохождение отрезка 15 м со старта под команду с фиксацией времени ) по голове пловца на 15-метровом створе).
Слайд 22Техники плавания
Повороты
1.Выполнение поворотов в обе стороны.
2.Выполнение поворотов во время
плавания поперек бассейна.
3.Наиболее действенным средством совершенствования техники поворотов является образцовое выполнение каждого поворота на тренировке. Необходимо с ускорением наплывать на поворотную стенку, быстро выполнять поворот, энергично выполнять гребковые движения под водой и своевременно переходить к плавательным движениям на дистанции.
Слайд 23В конце года занимающийся должен освоить технику всех спортивных способов плавания,
овладеть теоретическими знаниями курса начального обучения, сформировать умения и навыки, касающиеся спортивного режима, питания, утренней гимнастики, проплывать всеми способами 50 м со старта в полной координации движений и 400 м любым способом.
Слайд 24Литература
1. Игры у воды, на воде, под водой. – Булгакова
Н.Ж. 2000 г.
2. Плавание. – Булгакова Н.Ж. 1999 г.
3. Плавание. - Викулов А.Д. 2003 г.
4. Специальная и физическая подготовка пловца на суше и в воде. Зенов Б.Д., Кошкин И.М., Вайцеховский С.М. 2000 г.
5. Здоровьесберегающее физическое воспитание школьников. Новосибирск, ГЦОЗ «Магистр», 2006 г.
6. Здоровьесберегающие образовательные технологии в школе. Издательство «Академия», 2002 г.