Слайд 1Учебные задания
на формирование метапредметных УУД на уроках физической культуры в
начальной школе
МБОУ СОШ № 4
Учитель физической культуры:
Колмогорова С.А.
Слайд 2 Наша школа с 2011 года работает по
ФГОС НОО. И уже в течение 4 лет является пилотной площадкой введении ФГОС ООО.
Большое внимание в обучении по ФГОС отведено формированию УУД у учащихся.
В современном обучении основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является ФГОС второго поколения. Данный стандарт выдвигает следующие требования к результатам обучения.
Слайд 3
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ:
Регулятивные:
Управление своей деятельностью;
Контроль и коррекция;
Инициативность и самостоятельность.
Коммуникативные:
Навыки сотрудничества;
Речевая деятельность.
Познавательные:
работа с
информацией:
работа с учебными моделями;
выполнение логических операций
сравнения, анализа, общения,
классификации, установления аналогий,
Подведение под понятие.
Слайд 4Рассмотрим более подробно требование составляющее – УУД.
УУД- в широком смысле
«умение учиться», т.е. способность к саморазвитию самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового опыта.
Овладение учащимися УУД – залог успешного освоения любого предмета. Так как основная черта УУД – их метапредметность, то их сформированность – результат работы педагогов по всем предметам.
Всегда возникает вопрос: нужно ли формировать УУД на уроках физической культуры?
Слайд 5 Специалисты в области физической культуры (М.Я. Виленский, Ю.А.Копылов, В.П.Лукьяненко) отмечают,
что традиционный урок физической культтуры решает в основном две задачи – оздоровительную и тренирующую.
Определяющим в модернизации физкультурного образования, по их мнению, является повышение общеобразовательного потенциала предмета «Физическая культура».
Слайд 6Для модернизации системы физического воспитания учащихся формулируются разные задачи, которые можно
объединить в две группы:
Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.
2.Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путём переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.
Способности и результаты обучения в большой мере отражены в описанных задачах именно метапредметные.
Слайд 7 В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во
время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся УУД: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями. Поэтому, выполнение движений происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.
Необходимость организации работы по формированию УУД на уроках физической культуры обусловлена тремя качественными обстоятельствами: педагогической наукой, образовательной практикой и Стандартами нового поколения.
Слайд 8
Урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а
в случае использования материалов по формированию УУД, уже разработанных в современной науке и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои. Для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узкопредметные задачи физической культуры, необходимо разработать методику, т.е. выявить методы и приемы, при помощи, которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся.
Слайд 9ЗАДАНИЕ № 1
Игра «Какой я буду кошкой»
Цель: развитие рефлексии и саосознания,
творческой активности, эмпатии и чуткости.
В ходе упражнения учащиеся 2 класса самым безопасным способом знакомятся с различными составляющими своей личности и характера, происходит саоанализ личности.
Инструкция для учащихся:
Представьте себе, что вы стали кошкой. Ккая вы кошка?
Далее с детьми необходимо провести анализ упражнения:
Есть ли сходство между вашим характером и описанием животного?
Что из того, что сказала о себе кошка,тебе понравилось больше всего?
Есть ли у твоей кошки какие-нибудь отрицательные стороны?
Чьи рассказы для тебя были самыми интересными?
Понравилось ли тебе упражнение?
Слайд 10ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:
самоопределение;
смыслообразование.
Для формирования личностных УУД используются задания, в которых ребятам предлагается
дать собственную оценку.
Слайд 11ЗАДАНИЕ № 2
Игра «Клубок»
Цель: развитие навыков общения, снятие напряжения, сплочение
коллектива.
Нужно говорить комплименты кому-то из стоящих в круге и передавать клубок. У меня остается часть нити. Посмотрите, какая получилась у нас с вами красивая паутинка. А сейчас мы её будем распутывать. Начиная с последнего участника игры, сматываем клубочек и при этом говорим слова благодарности тому, кто сказал комплимент. Можно выполнить анализ, что приятнее (сложнее) делать комплименты, их получать или благодарить.
Слайд 12КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
строить продуктивное взаимодействие между сверсниками и педагогами;
постановка вопросов;
разрешение конфликтов.