Слайд 1Соревнования по туризму для школьников
Проект выполнила:
Ученица 9 класса
Богатель Юлия
Проект проверил:
Учитель физической
культуры
Шамшин Дмитрий Владимирович
Слайд 2Что из себя представляют соревнования по туризму среди школьников?
Туристские соревнования, как
правило, проводятся в школах, где сложилось многолетняя практика туристской работы, активно действуют туристский клуб или кружок. Организуются они в виде многоборья и служат целям пропаганды туризма, обучения туристским навыкам , подводят итоги работы за определённый период.
Слайд 3Время проведения соревнований.
Планировать туристские соревнования лучше всего наконец мая, когда подводятся
итоги учебного года, да и погода благоприятствуют. Однако некоторых школах существует практика проведения их осенью-в этом случаи они являются своего рода стартом туристской работы в течение учебного года.
Место проведения соревнований должно быть удобным для подъезда и подхода групп, безопасным иметь условия для организации большинства видов соревнований. Необходимо также наличие воды для питья и хозяйственных нужд, дров для костра. Лучше, когда для школьных соревнований из года в год используется одна и та же поляна. При этом легче решаются такие организационные вопросы, как получение разрешение местных органов, обеспечение картографическим материалом, разработка маршрутов, доставка и отправка групп. А так как ребята постоянно сменяют возрастные группы, то можно не бояться повторения дистанций через 2-3 года.
Слайд 4Подготовка к туризму.
Подготовка к соревнованиям начинается заблаговременно. Создаётся штаб, в который
входят учителя, представители от каждого класса, отвечающие за подготовку команды, члены комитета комсомола. Разрабатывается подробный план подготовки соревнований с указанием конкретных мероприятий, сроков подготовки соревнований с указанием конкретных мероприятий, сроков исполнения, ответственных. План утверждается директором школы и доводится до сведения всех членов штаба. В плане отражаются вопросы материального оснащения как самих соревнований, так и команд классов комплектования судейской коллеги, подготовки места проведения и дистанции, организации занятий с командами классов. Судейская коллегия также комплектуется заранее. Члены штаба решают, какие виды соревнований можно организовать своими силами, а на судейство каких необходимо пригласить родителей или шефов. Как правило , к судейству широко привлекаются старшеклассники, имеющие опыт походов и участия в соревнованиях.
Слайд 5Первый этап соревнований.
В один из дней для представителей всех команд (по
4 человека от класса) проводится консультация по установке палатки : показывается последовательность , обращается внимание на ошибки , предоставляется возможность поупражняться. В конце занятия каждая команда получает задания : подготовиться к мини-соревнованиям по установке палатки на скорость, которая состоятся на следующей неделе . После консультации по топографической подготовке можно провести топографическии диктант, упражнения на определения расстояния по карте . Таким образом можно отрабатывать многие элементы , необходимые в туристическом походе . В протакол вносится результаты всех мини- соревнований и места, занятые классом в каждом из них .
Слайд 6На первом этапе можно провести и учебное соревнования по линейному ориентированию
на маркированной трассе (количество участников неограничевается). Состоят они в следующем. Участник движется по маркированной трассе , а у него на карте нанесена нитка маршрута. Встречая на своем пути котрольный пункт(КП), участник должен нанести его на карту : сделать прокол булавкой и на следующем КП перечеркнуть его крест-накрест цветным карандашом. Зачет результата – по времени прохождения дистансии плюс штраф за ошибку на КП (1 мин. за 1 мм отклонения).
Слайд 7Второй этап.
В программу второго этапа соревнований можно включить контрольный комбинированный маршрут,
ориентирование по выбору, туристскую технику(полоса препятствий )и проверку туристских навыков. Успеть провести все эти виды в течение одного дня можно при следующих условиях :ККМ организуется в виде похода к месту соревнований в течение 2-3 час.; ориентирование по выбору занимает не более 1,5час.; полоса препятствий короткая , технический несложная и динамичная; туристские навыки проверяются во время этих трех видов состязаний .
Слайд 8Контрольный комбинированный маршрут.
Контрольный комбинированный маршрут (ККМ) проводится как туристский поход, в ходе
которого каждая команда выполняет различные задания по краеведению, туристской технике , топографии, ориентированию, оказанию первой медицинской помощи.
На маршруте команда преодалевает различные препятствия , самостоятельно выберая тактику и способ безопастного прохождения . При этом команда набирает баллы . Если ребята не готовы к приодалению какого-либо этапа , они могкт его пропустить, лишившись соотвествующего количество баллов . На прохожение каждого этапа устанавливается определенное время –НВ (нормальное время). Если команда преодолевает этап быстрее, преимущества от этого она не получает , а за превышение НВ ей дается меньшее количество баллов.
Слайд 9Предлагаю включать в ККМ следующие этапы :
Предстартовая проверка(максимальная оценка 20 баллов).Ответ
капитана от действиях команды в аварийной ситуации – до 4 баллов.Ответ дного из участников ( по жребию) о гражданинах районов соревнований – до 4 баллов. Проверка личного снаряжения одного из участников( по жребию) – до 3 баллов.Наличие и состав медицинской аптечки , ремонтного набора , группового снаряжения – до 3 баллов за каждый элемент. За отсутствующий предмет снимается 1 балл, но не более 3 баллов в каждом списке.
Слайд 10Знание правил оказания первой медицинской помощи (максимальная оценка – 20 баллов, контрольное
время – 15 мин.) .Двое представителей от команды получают карточки с указанием диагноза травмы и заболевания. Используя предаставленные в карточки наборы признаков травм , заболеваний и способов оказания первой медицинской помощи , команда выбирает правильный ответ ( записывает шрифт). За каждый ответ дается до 5 балллов.
Слайд 11Оказание первой медицинской помощи по условно заданной травме ( максимальная оценка 10
баллов). Список травм зараенее огаваривается . Правильное выполнение – 10 баллов, с ошибками – 5, неправильное – 0 баллов.
Слайд 12Транспортировка «пострадавшего» ( максимальная оценка – 10 баллов). Команда изготавливает из подрчных
материалов средства для транспортировки и транспортирует « пострадавшего» . Правильная транспортировка – 5 баллов, с ошибками – 2 , 5 , неправильная-0 баллов. Аналогично оценивается и правильное изготовлевание средств для транспортировки .
Слайд 13Определение расстояния по карте ( максимальная оценка – 3 балла) . Команда
использует имеющийся инструмент ( линейку или компас) , определяет расстояние между пунктами на карте . При ошибке до 5% - 3 балла, до 10% - 2 , до 15%- 1 , более 15 % - 0 баллов.
Определение азимута на три ориентира ( масксимальная оценка – 9 баллов). Команда при помощи компаса определяет азимут на указанные оринтиры . При ошибки до 5 градусов – 3 балла, до 10 градусов -2 , до 15 градусов- 1, свыше 15 градусов -0 баллов.
Слайд 14Бивак( максимальная оценка -10 баллов).Команда за контрольное время ( 1 час)
должна поставить палатки и вскипятить воду .
Слайд 15Маркированный маршрут.Команда двигаясь по маркировке , отслеживает по карте путь движения
и наносит местопрохождения КП проколом, а на следующем КП зачеркивает прокол карандашом. При ошибке до 2 мм – 6 баллов, до 4 мм- 4 , до 6 мм- 0 баллов.За выполнение задания в устоновленное НВ команда получает 10 баллов.
Обазначенный маршрут . Команда движится по обозначеному на карте маршруту , проходя через КП , устовленные на местности , но не обозначенное на карте.За посищение каждого КП дается 5 баллов, премие за НВ при посищении всех КП – 20 баллов.
Слайд 16Открытый маршрут .
Команда должна приодолеть при помощи карты моршрут в несколько
километров , проходя в взадонном порядке через КП . Оценка-как обзначенном маршруте .
Ориентирование по «легенде»
(описание маршрута ) . Команда движется без карты по « легенде» с укозанием азимутов и расстояние , проходя черезКП в том случае , если она идет правильно .За посещение каждого КП -3 балла , премия за НВ при посещении всех КП -10баллов
Слайд 17Азимутальный ход . Получив исходные данные ( азимут и длину хода –до
одного км ) ,команда движется к указанной точке . При выходе на финишную прямую записывается номер вешки .При ошибки до 5 % длины хода -15 баллов , до 10 % -10 , до 15%-5 , с выше 15% -0 баллов . Премия за НВ (только при ошибке до10% ) -10баллов .
Определение расстояния до не доступного предмета .Команда любым известным ей способом определяет расстояние до не доступного предмета . При ошибке до 5 % -6 баллов , до 10 % -4 , до 15 % -2 , свыше 15 % -0 баллов.
Слайд 18Следующие этапы соревнований:
Туристкая полоса препятствий проводится, как правило,для старшей возростной группы и
заключаетсяв последовательном прохождении этапов полосы протяженностью 300-500 м всей командой. Для ребят младшей и средней возрастной групп она заменяется туристкой эстафетой, где эстафетной палочкой служит рукзак. Результат команды определяется по времени, затраченному на преодоление полосы препятствий, и штрафному времени, полученному за ошибки на этапах. Состав команды 4-6 человек. Рекомендуется сквозное прохождение этапа, т.е. участники не ждут друг друга. Там, где это возможно, разрешается взаимопомощь.
Слайд 19Примерные этапы туристкой полосы препятствий:
Снятие палатки(старт). Учавствуют не менее 2 человек.
Команда укладывает палатку, стойки и колышки должны быть убраны в чехол.
Прохождение «болота» по «кочкам». Участнки преодолевают «заболоченный» участок местности по 10 «кочкам». Прохождение первой и последней «кочек» обязательно, остальных – произвольно. За срыв одной или обеих ног с «кочки» дается штрафное время 60 сек., причем штрафовать каждого участника можно только один раз.
Слайд 20Транспортировка « пострадавшего» .Члены команды любым способом, переносят « пострадавшего», не
допуская его падения на землю. В случае падения этап начинается сначала. Задание можно усложнить, предложив соорудитьпри помощи шестов и двух штормовок или курток носилки.
Разжигание костра и пережигание нитки. На высоте 70 см от земли между стойками натягивается нитка, а на высоте 30 см проволока – ограничитель для хвороста. Два представителя от команды должны разжечь костер от одной спички, используя только природные материалы, и пережечь нитку.
Завал.Сооружается из бревен, высота до 150 см, ширина коридора – 4 м. Разрешается взаимопомощь. Штраф: выход за коридор – 90 сек., потеря снаряжения 30 сек.
Слайд 21Финишное испытание.
Установка палатки (финиш). Допускается любое количество участников. Палатка ставится на 2
наружные стойки и 10 колышков. Вход не застёгивается. После построения команды по сигналу капитана секундомер выключается, судья оценивает правильность выполнения задания. Если палатка установлена правильно, судья подаёт команду . При обнаружении ошибок команде даётся ещё одна попытка. Если команда снова установит палатку с ошибками, она получает штраф 30 сек.
Слайд 22Ориентирование по выбору.
В туристские соревнования школьников полезно включать ориентирование по выбору.На стартеучастники
получают карту с нанесенными КП, имеющими оценку в очках.Задача каждого – за определенное время (от 45 до 60 минут) набрать как можно больше очков.За превышение контрольного времени из результата вычитаются штрафные очки- определенное количество за каждую просроченную минуту.Побеждает участник,набравший больше очков.
Слайд 23Старт.
Старт в ориентирование по выбору может быть общий или групповой.Если участников
много, их разбивают на забеги, так чтобы члены одной команды стартовали в разное время, причем забеги мальчиков и девочек чередуются.
Карту рекомендуется выдавать за 2-3 минуты до старта, чтобы каждый участник мог с ней ознакомиться, наметить путь движения.Тогда по команде «Старт» ребята не побегут, даже не заглянув в карту, за самым опытным, а будут стараться работать самостоятельно.
Слайд 24Дистанция должна удовлетворять следующим требованиям: 1. На местности устанавливаеться как можно
большее количество КП. 2. Дистанция планируется так, чтобы было несколько равноценных вариантов движения. 3. КП стоят на твердых ориентирах, исключающих поиск.
Существует несколько вариантов постановки дистанций соревнований по выбору. Один из них – когда стоимость КП определяется его трудностью.Чем дальше КП удален от старта чем сложнее его найти, тем больше очков он принесет спортсмену.В этом случае старт и финиш возмещаются в центре карты, с тем чтобы у участников было больше вариантов движения.
Слайд 25Для соревнований с участием новичков рекомендуется схема дистанций. Все КП имеют
одинаковую стоимость, например 2 очка. Старт и финиш разносятся на расстояние не превышающее 1 км., между ними устанавливается 1 – 2 КП, основное же количество КП расположено в стороне от прямого маршрута. При такой системе слабо подготовленный участник движется к финишу по прямому маршруту, а хорошо подготовленный – через район, где КП установлены гуще .Можно ввести обязательный минимум КП, которые участники должны посетить . Примерно за двести метров от финиша стоит КП прохождение которого обязательно, так как он находиться в начале финишного коридора.
Соревнования по ориентированию проводятся со спортивными картами масштаба 1:15000 или 1:20000.Для школьников масштаб может быть и 1:10000. В том случае, если на район соревнований нет карты, рекомендуем организовать азимутальные соревнования. Состоят они следующем.На старте участник получает карточку с указанием азимута и расстояние до КП, оборудованного призмой с шифром. Здесь же вешается цветной карандаш или штампик для отметки. Ребята проходят на время дистанцию не более 2-х километров с 5-6 КП.В карточке можно указать азимуты и протяженность всей дистанции, а можно только расстояние до первого КП, где участник получит азимут и расстояние до второго КП, и т.д.
Слайд 26Испытание «туристическая песня»
Представители команд исполняют песню, которая соответствует
обстановке, времени года, соревнованиям.
Оценивается качество исполнения.
По окончании программы соревнований судьи подводят итоги.
Победитель определяется по наименьшей сумме мест в конкурсах и соревнованиях. Пока судьи считают, команды наводят порядок в своих лагерях и сдают их руководству. После наведения порядка проводится общее построение, на котором подводятся итоги соревнований, отмечаются победители. Учащимся ещё раз доводятся правила передвижения по автодорогам. Затем учащиеся организованно выдвигаются в город. Награждение проводится на следующий день на торжественной линейке.