Слайд 1ФГАОУВО Казанский (Приволжский) федеральный университет
Институт фундаментальной медицины и биологии
Дисциплина: Развитие основных
понятий теории и методики физической культуры.
Тема: Основные физические качества и методы их развития(сила , быстрота , гибкость , выносливость , ловкость) .
Преподаватель: Д.б.н. Абзалов Р.Р.
Выполнила: студентка 4 курса гр.
01-482 Закирова А.Р.
Слайд 3Быстрота- комплекс функциональных свойств человека, определяющих скоростные характеристики движений, а также
время двигательной реакции.
Ловкость-это сложно координационная способность, которая предполагает, во-первых, за которое время освоить новое двигательное действие, во-вторых, перестроить координацию движений, меняя характеристики их.
Выносливость- это способность организма поддерживать неизменный уровень двигательной деятельности, не снижая темпов ее выполнения.
Сила- физическая величина, являющаяся мерой воздействия на данное тело со стороны других тел.
Гибкость- способность человека выполнять упражнения с большой амплитудой. Также гибкость — абсолютный диапазон движения в суставе или ряде суставов, который достигается в мгновенном усилии.
Слайд 5Собственно силовые
силовая выносливость
скоростно-силовые
Собственно силовые способности – является итогом противостояния внешним силам сопротивления мышечным усилием.
Скоростно-силовые способности – проявление мышечного напряжения со значительной быстротой движения(метание, бег на короткие дистанции).
Силовая выносливость- это способность противостоять утомлению при работе с тяжестями.
Виды силовых способностей организма
Слайд 6Типы Выносливость
Общая выносливость- это способность организма как можно дольше поддерживать
достаточно высокий уровень физической работоспособности во многих видах двигательной деятельности.
Специальная выносливость:
скоростная выносливость-способность организма поддерживать взятый темп, взятую скорость передвижения в пространстве.
Силовая выносливость- способность организма противостоять утомлению при работе с отягощениями(подъем штанги и т.д.)
Координационно-двигательная выносливость-координационные способности определенные во времени.
Выносливость к статической работе-способность организма удержать тело в неподвижном состоянии.
Слайд 8Виды ловкости
Первый — общая ловкость. Она подразумевает умение выполнять любые новые
двигательные упражнения.
Второй — специальная ловкость. Другими словами, это способность координировать свои движения, находясь в определённой ситуации.
Специальная ловкость делится на два подвида: акробатическая и прыжковая.
Акробатическая направлена на умение защищаться во время игры, правильно совершать броски.
Прыжковая включает в себя приобретённые навыки, при которых ребёнок способен контролировать тело без какой-либо опоры. Очень хорошо, когда можно сочетать оба вида ловкости — это могут быть подвижные игры, прыжки в длину, высоту, глубину, различные упражнения на равновесия или просто жонглирование мячиками.
Слайд 10Быстрота
Спринтерская быстрота (это понятие применимо лишь к циклическим движениям) - способность с
максимальным вложением силы развивать предельно высокую скорость. (Кстати, максимальная скорость определяется частотой движений и расстоянием, преодолеваемым между циклами движений.)
Быстротой движений называют скорость сокращения мышцы или группы мышц при одноразовом процессе движений (например, прыжок, метание, удар и т.д.).
Быстрота реакции - это способность в кратчайший срок отреагировать на то или иное раздражение.
Слайд 12При активной гибкости движение с большой амплитудой выполняют за счет собственной активности соответствующих
мышц.
Под пассивной понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений и т п.
По способу проявления гибкость подразделяли на динамическую и статическую. Первая проявляется в движениях, вторая – в позах. Такая классификация позволяет определить, как гибкость, приобретенная с помощью статических упражнений, будет проявляться в динамических.
В соответствии с определением основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда движений, которая может быть достигнута.
Гибкость
Слайд 13Основными методами оценки гибкости служат простейшие упражнения – тесты. Приведем некоторые
из них:
1. Подвижность позвоночного столба. Определяется по степени наклона туловища вперед.
2. Подвижность в плечевом суставе. Выполняется выкрут в плечевых суставах. Подвижность плечевого сустава оценивают по расстоянию между кистями рук при выкрутке: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава, и наоборот.
3. Подвижность в тазобедренном суставе. Выполняется сед на шпагат. Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до копчика чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот. Для определения гибкости этого сустава также применяют сгибание, разгибание или отведение прямой ноги выше горизонтали. Упражнения удобно выполнять возле гимнастической стенки.
4. Подвижность в коленных и голеностопных суставах. Выполняется приседание с вытянутыми вперед руками. О высокой подвижности в данных суставах свидетельствует полное приседание.
Пассивная гибкость определяется по наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешней силы.
Величина последней должна быть одинаковой для всех измерений, иначе нельзя получить объективную оценку пассивной гибкости. Приостанавливают измерение пассивной гибкости, когда действие внешней силы вызывает болезненное ощущение.
Слайд 14Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития силовых способностей:
1. С помощью
измерительных устройств (динамометры, динамографы и т.д.)
2. С помощью контрольных тестов на силу: прыжок в длину или высоту с места, прыжки на скакалке, поднимание туловища или ног в положении лежа, отжимание, подтягивание на низкой или высокой перекладине, броски набивного мяча из различных положений.
Слайд 15
Контрольные упражнения для оценки быстроты простой и сложной реакции. Время простой
реакции измеряют в условиях, когда заранее известен и тип сигнала, и способ ответа (например, при загорании лампочки отпустить кнопку, на выстрел стартера начать бег и т.д.).
В лабораторных условиях время реакции на свет, звук определяют с помощью хронорефлексометров, определяющих время реакции с точностью до 0,01 или 0,001 с. Для оценки времени простой реакции используют не менее 10 попыток и определяют среднее время реагирования.
При измерении простой реакции можно применять линейку длиной 40 см.
Намерение простой двигательной реакции.
Рука испытуемого вытянута вперед ребром ладони вниз. На расстоянии 1—2 см от ладони исследователь удерживает линейку, нулевая отметка находится на уровне нижнего края его ладони. В течение 5 с после предварительной команды «Внимание!» исследователь отпускает линейку. Задача испытуемого — быстро сжать пальцы и поймать падающую вниз линейку как можно быстрее. Быстроту реакции определяют по расстоянию от нулевой отметки до нижнего края ладони (до хвата). Чем оно меньше, тем лучшей реакцией обладает испытуемый.
Слайд 16
В спорте выносливость может измеряться и с помощью других групп тестов:
неспецифических (по их результатам оценивают потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться в условиях нарастающего утомления) и специфических (результаты этих тестов указывают на степень реализации этих потенциальных возможностей).
К неспецифическим тестам определения выносливости относят:
1) бег на тредбане;
2) педалирование на велоэргомегре;
3) степ-тест.
Во время выполнения теста измеряются как эргометрические (время, объем и интенсивность выполнения заданий), так и физиологические показатели (максимальное потребление кислорода — МПК, частота сердечных сокращений — ЧСС, порог анаэробного обмена — ПАНО и т.п.).
Специфическими считают такие тесты, структура выполнения которых близка к соревновательной. С помощью специфических тестов измеряют выносливость при выполнении определенной деятельности, например в плавании, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике.
Выносливость конкретного спортсмена зависит от уровня развития у него других двигательных качеств (например, скоростных, силовых и т.д.). В этой связи следует учитывать абсолютные и относительные показатели выносливости. При абсолютных не учитываются показатели других двигательных качеств, а при относительных учитываются. Предположим, что два бегуна пробежали 300 м за 51 с. По полученным результатам (абсолютный показатель) можно оценить уровни их скоростной выносливости как равные. Эта оценка будет справедлива лишь в том случае, если максимальные скоростные возможности Ктах у них тоже будут равными. Но если у одного из них максимальная скорость бега выше (например, он пробегает 100 м за 14,5 с), чем у другого (100 м за 15 с), то уровень развития выносливости у каждого из них по отношению к своим скоростным возможностям неодинаков. Вывод: второй бегун более вынослив, чем первый. Количественно это различие можно оценить по относительным показателям. Наиболее известными в физическом воспитании и спорте относительными показателями выносливости являются: запас скорости, индекс выносливости, коэффициент выносливости.