Слайд 1Организация урока по физической культуре с учетом возрастных психологических, физиологических и
двигательных особенностей развития детей
Битейкин Максим Михайлович – учитель физической культуры ГБОУ 1788
Слайд 2Под развитием понимают 3 основных процесса:
рост
увеличение числа клеток (в костях,
легких и других органах)
или увеличение размеров клеток (в мышцах и нервной ткани),
т. е. количественный процесс;
2) дифференцирование органов и тканей;
3) формообразование, т.е. качественные изменения.
Эти процессы тесно взаимосвязаны. Например, ускоренный рост тела замедляет процессы формообразования, дифференцирования тканей, развитие вторичных половых признаков, а усиленные процессы полового развития замедляют рост тела, нарастание мышечной массы.
Слайд 3Основными закономерностями возрастного развития являются
периодизация и гетерохронность
(греч.: гетерос — другой, хронос — время), т. е. неравномерность и разновременность роста и развития
В ходе онтогенеза наблюдаются определенные периоды:
формирования отдельных функций и органов,
ускорение и замедление их роста.
!!! Периоды ускорения развития различных функций не совпадают
Слайд 4В связи со школьным обучением выделяют
дошкольный возраст до 6-7 лет,
младший
школьный возраст до 9-10 лет,
средний школьный возраст до 13-14 лет,
старший школьный возраст до 16-17 лет, а в связи с продлением до 12-летнего срока обучения в школе — до 18-19 лет.
Слайд 5Периодизация и гетерохронность возрастного развития
В возрасте 6-7 лет начинается смена молочных
зубов на постоянные.
В возрасте 6-12 лет достигается максимальное развитие иммунной ткани в организме.
До 8 лет увеличивается длина шага, а с 8-9 лет нарастает темп ходьбы и бега.
Слайд 6Связана с поздним созревание ассоциативных третичных полей (зон афферентного синтеза, прогнозирования
и формирования программ поведения), тогда как первичные поля связанные с органами чувств и органами движения на периферии, созревают в онтогенезе раньше других. Как и вторичные поля, или периферические зоны анализаторов, которые связаны с отдельными органами только через первичные поля и служат для обобщения и дальнейшей обработки поступающей информации, обусловливающие процессы восприятия.
Ассоциативных третичные поля есть только у человека, третичные поля созревают у человека позже других корковых полей, они осуществляют наиболее сложные функции коры. Здесь происходят процессы высшего анализа и синтеза - вырабатываются цели и задачи поведения, согласно им происходит программирование двигательной деятельности. Развитие третичных полей у человека связывают с функцией речи. Мышление (внутренняя речь) возможно только при совместной деятельности анализаторов, объединение информации от которых происходит в третичных полях.
Третичные поля анатомически (по толщине и занимаемой территории) созревают к 7-8 годам лишь на 80% от размеров взрослого мозга, а функциональное их развитие продолжается вплоть до 18-20 лет и более.
Гетерохронность развития нервной системы
Слайд 7Созревание нижнетеменных третичных областей коры способствует улучшению межсенсорной интеграции и сенсомоторных
взаимосвязей, формированию представлений о «схеме тела» и «схеме пространства». В результате улучшается пространственная ориентация движений и, как следствие, телесная и предметная ловкость.
По мере созревания лобных третичных областей коры больших полушарий появляются новые возможности для различных проявлений ловкости: развивается способность к формированию новых движений в необычных условиях, улучшается анализ текущей и будущей ситуации, внесение сенсорных коррекций в двигательные программы, временная оценка выполняемых действий. Развитию ловкости способствует совершенствование процессов экстраполяции.
Слайд 8В связи с основными закономерностями возрастной периодизации :
строится программа обучения детей
в школе,
нормирование физических и умственных нагрузок,
определение размеров мебели, обуви, одежды и пр.
Слайд 9Основные психические новообразования:
Произвольность поведения и всех психических процессов
Развитие рефлексии с пониманием
и осознанием собственных изменений
Слайд 10Трудности, возникающие у ребенка в младшем школьном возрасте возникают часто, поэтому
данный период называют «малым кризисом».
Основная психологическая проблема начального периода вхождения ребенка в школу обусловлена тем, что не все дети 7-летнего и особенно 6-летнего возраста психологически готовы к школьному обучению, а также не все дети одинаково «вживаются» в новые для них условия школьной жизни. Главными моментами, влияющими на социально-психологическую адаптацию в школе являются:
Проблемы психического развития у младших школьников
Слайд 11трудности освоения учебной деятельности: несформированность мотивов учения, произвольная регуляция поведения, синдром
дефицита внимания и гиперактивности;
адаптация к новому режиму дня: продолжительность урока, перемены, число уроков, режим питания, домашнее задание;
сложности адаптации к новой социальной ситуации: адаптация к классному коллективу – проблемы приобретения социального статуса, взаимоотношений со сверстниками. Трудности адаптации локализующиеся в области взаимоотношений с школьным учителем. Трудности адаптации, обусловленные изменениями ситуации в домашней обстановке – изменение отношения родителей к ребенку, повышение их требовательности к дисциплине, апелляция к чувству ответственности;
эмоциональное неблагополучие: страхи школы, учителя, вызова к доске, контрольных работ, тревожность, плохое настроение, физические наказания со стороны родителей, несоответствие ожиданиям родителей;
низкая самооценка.
Проблемы психического развития у младших школьников
Слайд 12физическое здоровье;
особенности школы как института образования: требования, содержание, характер образовательной
среды, психологический климат, безопасность;
первый учитель: его концепция, профессионализм, личностные особенности, профессиональные установки;
психологическая готовность к обучению;
семейная ситуация: состав семьи, взаимоотношения, материальное положение, стиль воспитания. Труднее привыкают к школе «домашние» дети, т.е. те, которые раньше никогда не посещали детские дошкольные учреждения и не имеют опыта общения в детских коллективах
Факторы, определяющие проблемы психического развития в младшем школьном возрасте
Слайд 13Холерик - может долго выполнять сложное (и даже опасное) физическое упражнение,
вызывающее у него интерес, но не любит длительной, монотонной работы, не хочет кропотливо трудиться над совершенствованием техники, нередко отличается непоседливостью, изменчивостью настроений и чувств, зависимостью реакций от внешних, сиюминутных впечатлений. Его отличает несдержанность, нетерпеливость, несобранность, а подчас ему изменяет и самообладание. Эти отрицательные свойства можно нивелировать с помощью постоянной работы над собой, особенно при выполнении интересной и трудной работы, где холерику подчас не бывает равных. Соревновательные результаты холерика нестабильны из-за их неуравновешенности.
Типы темперамента
Слайд 14Сангвиник - быстро усваивает и перестраивает двигательные навыки, легко приспосабливается к
новой обстановке, может быстро переключаться с одной работы на другую. Однако он часто проявляет избыточную энергию, может, не освоив до конца одно упражнение, переходить к другому. При обучении и развитии физических способностей сангвиника целесообразно пользоваться чаще игровым и соревновательным методами, включать элементы новизны и достаточной сложности упражнений, чтобы поддержать мотивацию на соответствующем уровне. Результаты на соревнованиях у сангвиников, как правило, выше, чем на тренировках.
Типы темперамента
Слайд 15Флегматик - может длительно и кропотливо трудиться над освоением сложной техники
приёма, но медленно переключается с одного вида физических упражнений на другой. Его часто приходится настраивать на более высокий ритм работы. Перед соревнованием ему нужна более длительная разминка. Соревновательные результаты у флегматика стабильны и часто выше, чем на тренировках.
Типы темперамента
Слайд 16Меланхолик - отличается, с одной стороны, высокой чувствительностью, способностью тонко дифференцировать
параметры движений, высоким тактическим чутьём. Его легко обучать движениям. С другой стороны, меланхолику свойственна неуверенность в своих силах, робость, излишняя тревожность в силу высокой чувствительности нервной системы. Поэтому результаты выступления на соревнованиях у него часто ниже, чем на тренировках.
Типы темперамента
Слайд 17За последнее время все большее значение приобретает проблема физиологической незрелости детей.
Число таких детей постоянно растет. Это доношенные дети, родившиеся в срок, с нормальным весом (3-3.5 кг) и длиной тела (50-52 см), но функционально незрелые.
Основным признаком физиологической незрелости является мышечная гипотония (тонкие и слабые мышечные волокна с низким мышечным тонусом), которая сопровождается пониженной двигательной активностью. Эти дети отличаются слабым типом нервной системы, малой выраженностью положительных эмоций (подавленное настроение, слезливость и пр.), эмоциональной нестабильностью, низкой устойчивостью к инфекционным и простудным заболеваниям (сниженный иммунитет), задержкой полового развития (инфантилизм), низкой умственной и физической работоспособностью.
Функциональные и двигательные
возможности детей младшего школьного возраста
Слайд 18Главным фактором в борьбе с этим состоянием является:
правильно организованная двигательная активность.
Только постепенное наращивание мышечной деятельности может нормализовать функционирование центральной нервной системы, сенсорных систем, секрецию эндокринных желез, работу органов кровообращения и дыхания и других систем организма.
Слайд 19Большое значение при занятиях физическими упражнениями имеет интенсивность применяемых нагрузок. В
младшем школьном возрасте рекомендуются нагрузки умеренной мощности (50-70% от максимального темпа). Форсирование физических нагрузок недопустимо. Они должны соответствовать возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детского организма.
Ранняя спортивная специализация при недостаточной адекватности применяемых нагрузок может задержать рост и развитие ребенка, ограничить спортивные достижения.
Слайд 20Длительные систематические закаливающие процедуры у детей дошкольного возраста (воздушные и водные
ванны, игры на свежем воздухе) уравновешивают тонус симпатического и парасимпатического отделов нервной системы, ускоряют развитие механизмов физческой терморегуляции. Они снижают возможность простудных заболеваний детей.
Младший школьный возраст является благоприятным для разучивания новых движений. Считают, что с 5 до 10 лет ребенок усваивает примерно 90% общего объема приобретаемых в жизни двигательных навыков. При этом у юных спортсменов повышаются возможности варьирования движений во времени и пространстве, в зависимости от возникающих ситуаций, возрастает функциональная лабильность нервных и мышечных звеньев, подвижность нервных процессов в коре больших полушарий.
Систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье детей, повышают неспецифическую резистентность к простудным заболеваниям и вирусным инфекциям. Многолетние наблюдения за девочками, начавшими заниматься художественной гимнастикой с 7 лет, показали, что за прошедшие 3 года тренировок острые респираторные заболевания у них встречались в 3 раза реже, чем у нетренированных сверстниц, почти в 3 раза было меньше количество дней нетрудоспособности.
Слайд 21При систематических занятиях физическими упражнениями в период от 7-8 до 10-11
лет существенно увеличиваются аэробные возможности организма, особенно при работе 70-80% мощности от максимальной. Аэробные возможности (потребление кислорода на единицу массы тела) и аэробно-анаэробные возможности у мальчиков быстрее нарастают и возрасте 9-10 лет, а у девочек — на 1-2 года позже (в 11-12 лет). На начальных этапах адаптации детей к физическим нагрузкам их аэробные возможности особенно зависят от увеличения объема легких и внешнего дыхания.
При развитии выносливости к различным циклическим упражнениям рекомендуемый темп ходьбы у 7-8-летних детей составляет 100, а 9-10-летних - 100-120 шагов в 1 мин. В лыжной подготовке наиболее эффективным для развития выносливости оказалось сочетание физических нагрузок большой и умеренной интенсивности.
Слайд 22Кратковременные статические нагрузки (длительностью не более 10-15 с у детей 10-12
лет) полезно использовать для совершенствования функций ЦНС, двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы. Однако их следует строго дозировать - величина поднимаемого веса при однократном выполнении у детей 8-10 лет не должна превышать 50% массы собственного тела, а длительность упражнений - 10-20 с.
Слайд 23У детей следует преимущественно использовать наглядные методы обучения. Однако демонстрации упражнений
необходимо сопровождать словесными указаниями, приучать детей к речевым отчетам.
При раннем начале систематических занятий физическими упражнениями следует особенно тщательно регламентировать статические нагрузки, вызывающие негативные реакции неокрепшего детского организма, не допускать асимметричных перегрузок отдельных мышечных групп во избежании непропорционального развития тела и функциональной асимметрии.
Слайд 24Критические периоды −
скачкообразные моменты развития целого организма, отдельных его органов
и тканей,
контролируются генетически (генами переключения)
переключают организм на новый уровень онтогенеза, создают морфофункциональную основу существования организма в новых условиях жизнедеятельности
!!!Организм ребенка оказывается в неустойчивом состоянии, подвергаясь более высокому риску развития пограничных и патологических состояний при воздействиях, неадекватным его возможностям и патогенных раздражителей,
Слайд 25С критическими периодами частично совпадают сенситивные периоды:
сенситивные периоды − периоды особой
чувствительности
возникают на базе критических периодов
менее всего контролируются генетически
являются особенно восприимчивыми к влияниям внешней среды, в том числе педагогическим и тренерским
приспосабливают функционирование организма к условиям
- оптимизируются перестроечные процессы в различных органах и системах организма,
- налаживается согласование деятельности различных функциональных систем,
- обеспечивается адаптация к физическим и умственным нагрузкам на этом новом уровне существования организма и т. п.
С этим связана высокая чувствительность организма к внешним влияниям в сенситивные периоды развития.
Слайд 26Благоприятный фактор
Неблагоприятный фактор
Сенситивный период
Оптимально
развертываются наследственные
возможности организма,
врожденные задатки превращаются
в определенные
способности
задерживается развитие
врожденных задатков,
наблюдается перенапряжение
функциональных систем,
в первую очередь,
нервной системы,
Нарушается психическое и
физическое развитие
Слайд 27Тренировочные воздействия в сенситивные периоды наиболее эффективны:
возникает более выраженное развитие физических
качеств — силы, быстроты, выносливости и др.,
наилучшим образом происходят реакции адаптации к физическим нагрузкам,
в наибольшей степени развиваются функциональные резервы организма.
Слайд 28Использование игр, направленных на целенаправленное формирование произвольного восприятия, памяти (например, игры,
эстафеты с различными предметами);
Упражнения рекреационного, релаксационного характера, которые помогают ребенку восстановиться.
Соревновательные игры вызывают повышенный интерес со стороны младших школьников, так как способствуют полнейшему удовлетворению потребности в движении;
Преимущественная опора на показатели темперамента, так как характер в этом возрасте еще окончательно не сформирован.
Принципы построения занятий физической культурой у младших школьников с учетом их психологических особенностей:
Слайд 29Гибкость (6-7 лет), ловкость (7-10 лет);
Быстрота (8-11 лет);
Чувство ритма (9 лет-12
лет);
Равновесие (10-11 лет);
Скорость реакции (8-9 лет);
Способность к освоению сложных двигательных навыков и дифференцировке движений (10-12 лет);
Силовая выносливость 1 период (мальчики с 9 до 10-12 лет). У девочек 11 лет.
Благоприятный период для развития двигательных качеств
Слайд 30Акробатика (8-9 лет);
Спортивная и художественная гимнастика (7-8 лет);
Бадминтон, баскетбол, борьба,
водное поло, волейбол (10-12 лет);
Батут (9-11 лет);
Плавание (7-8 лет);
Прыжки в воду (7-8 лет);
Теннис (7-9 лет);
Фигурное катание (7-8 лет);
Футбол и хоккей с шайбой (10-11 лет)
Благоприятный период для начала занятий следующими видами спорта