Слайд 1ГИМНАСТИКА
СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Презентацию подготовила учитель физической культуры
МБОУ СОШ №3
г. Михайловска
Сидорченко Галина
Васильевна
Слайд 2Строевые упражнения —
двигательные действия учащихся, выполняемые одновременно
всем классом, группами
учащихся или отдельными учениками.
С помощью строевых упражнений решаются задачи
формирования навыков коллективных действий (в строю),
воспитания дисциплины и организованности,
выработки чувства темпа и ритма,
формирования правильной осанки.
Слайд 3Классифицируются строевые упражнения на четыре группы:
- строевые приёмы;
- построения и перестроения;
-
передвижения;
- размыкания и смыкания.
Слайд 4Основные понятия о строе
Строй - установленное размещение учащихся для совместных действий.
Фланг
- правая или левая оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не меняется.
Тыльная сторона строя - сторона противоположная фронту.
Фронт - сторона строя в которую занимающиеся обращены лицом.
Интервал- расстояние по фронту между учащимися. Для сомкнутого строя он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом учащихся.
Дистанция - расстояние в глубину между учащимися, стоящими в колонне для сомкнутого строя нормой считается расстояние вытянутой вперёд руки.
Ширина строя - расстояние между флангами.
Глубина строя - расстояние от первой шеренги (впереди стоящего учащегося) до последней шеренги (позади стоящего учащегося).
Слайд 5Направляющий - учащийся идущий в колонне первым.
Замыкающий - учащийся, идущий в
колонне последним.
Шеренга - строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии и обращены лицом в одну сторону.
Колонна - строй, в котором занимающиеся, расположены, а затылок друг другу.
Сомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом, равным ширине ладони (между локтями), один от другого или в колоннах на дистанции, равной поднятой вперед руки.
Разомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся, расположены в шеренгах с интервалом в один шаг или с интервалом указанным
преподавателем.
Ряд - два учащихся стоящие в двухшереножном строю в затылок один другому, последний ряд всегда должен быть полным.
Слайд 6Строевые приемы
К строевым приёмам относятся команды: "Становись!",
"Равняйсь!",
"Смирно!",
"Вольно!",
"Отставить!",
"Правой (левой) - вольно!".
Расчет, куда входят команды:
"По порядку - Рассчитайсь!" и др.
Повороты на месте.
В отдельных случаях команды могут заменяться распоряжениями.
Слайд 7Построения и перестроения
Построения - действия занимающихся после команды преподавателя и принятия
того или иного строя.
Перестроения - переход из одного строя в другой.
Перестроения из одной шеренги в две.
После предварительною расчета по два подается команда: "В две шеренги - Стройся!"
По этой команде вторые номера делают левой ногой шаг назад, правой ногой, не приставляя её шаг вправо и, вставая в затылок первому, приставляют левую ногу.
Для обратного перестроения подаётся команда. В одну шеренгу - Стройся!" (рис. 1).
Слайд 8 Перестроение из одной шеренги и три.
После предварительного расчета подаётся
команда:
"В три шеренги - Стройся!".
По этой команде вторые номера стоят на месте,
первые номера делают шаг правой ногой назад, не приставляя ногу, шаг левой в сторону и, приставляя правую, становятся в затылок вторым номерам.
Третьи номера делают шаг левой вперёд, шаг правой в сторону и, приставляя левую, становятся впереди вторых номеров.
Для обратного перестроения подаётся команда: "В одну шеренгу - Стройся!". И все выполняется в обратной последовательности (рис. 2).
Слайд 9Перестроения из колонны по одному
в колонны по два (три).
После
предварительного расчета подаётся команда: "В колонну по два (три) - Стройся!".
Действия учащихся при этом аналогичны тем, которые выполняются при перестроениях из одной шеренги в две, три (рис. 3).
Слайд 10 Перестроение из шеренги уступом.
После предварительного расчета (6 -3 -
на месте, 6 - 4 - 2 - на месте и др.), подаётся команда: "По расчету шагом марш!"
Занимающиеся выходят на положенное им по расчету количество шагов. Преподаватель ведет подсчёт на один больше, максимального количества шагов. При расчете 6 - 3 - на месте - до семи.
Для обратного перестроения подаётся команда: "На свои места шагом - Марш!".
Все выходившие из строя делают поворот кругом, и идут на свои места и, дойдя до них, выполняют поворот кругом.
Преподаватель ведет подсчёт до тех пор, пока последний вошедший в строй не сделает поворот кругом (рис.4).
Слайд 11 Перестроение из одной колонны в три уступом.
После предварительного расчёта
по три подаётся команда:
"Первые номера - два (три и т.д.) шага вправо, третьи номера - два (три и т.д.) шага влево шагом - Марш!".
По команде занимающиеся выполняют указанное количество шагов.
Для обратного перестроения подаётся команда: "На свои места шагом - Марш!".
Перестроение выполняется приставными шагами (рис.5).
Слайд 12Перестроение из шеренги в колонну
захождением отделений плечом.
После предварительного расчёта
по три, четыре и т.д. подаётся команда: Отделениями в колонну по три (четыре) левые (правые) плечи вперед шагом, - Марш!".
По этой команде учащиеся, сохраняя равнение по фронту начинают захождение плечом до образования колонны. Вторая команда: "Группа - Стой!".
Для обратного перестроения подаются команды:
1. "Кругом!".
2. "Отделениями в одну шеренгу, правые (левые) плечи вперёд шагом - Марш!".
3. "Группа - Стой!". Последняя команда подаётся в тот момент, когда занимающиеся доходят до своего места в шеренге (рис. 6).
Слайд 13Перестроения из колонны по одному в колонну по два (три и
т.д.) поворотом в движении.
При движении группы налево в обход подаём команда: "В колонну по два (три и т.д.) налево - Марш!". После поворота первой двойки (тройки и т.д.), следующие делают поворот под команду своего замыкающего, на том же месте, что и первые.
Для обратного перестроения подаются команды:
1. "Напра-Во!".
2. "В колонну по одному направо в обход шагом - Марш!".
При обучении целесообразно предварительно рассчитать учащихся по два (по три и т.д.) рис. 7
Слайд 14Перестроение из колонны по одному в колонну по два, четыре, восемь
дроблением и сведением.
Перестроение выполняется в движении.
Команды:
1. "Через центр - Марш!" (как правило, подаётся на одной из середин).
2. "В колонны по одному направо, налево в обход - Марш!" (подаётся на противоположной середине). По этой команде первые номера идут направо, вторые - налево в обход.
3. "В колонну по два через центр - Марш!", подается при встрече колонн (рис. 8 а, б, в).
Обратное перестроение называется разведением и слиянием.
Слайд 15Сведение - соединение колонн низшего порядка в колонну высшего порядка.
Разведение
- деление колонны высшего порядка на колонны низшего порядка.
Перестроение из колонны в круг производится по команде "Взявшись за руки, в круг, шагом - Марш!" (предварительно преподаватель обозначает центр будущего круга).
По этой команде оба фланговые заходят вокруг указанной точки до взаимной встречи, "размыкая" всех занимающихся на указанный интервал.
Слайд 16Перестроение из одного круга в два.
Подаются команды:
"По три -
Рассчитайсь!".
"Вторые номера три шага (два и т.д.) вперёд, третьи номера полшага вправо, шагом - Марш!".
Занимающиеся выполняют указанные действия.
Обратное перестроение производится по команде: "В один круг - Стройся!".
По этой команде все выполняется в обратном порядке (с поворотом кругом) рис. 9 а.
Слайд 17Перестроение из одного круга в три.
Подаются команды:
1. "По семь
- Рассчитайсь!",
2. "Четвертые номера шесть шагов вперёд, вторые и шестые - три шага вперёд, седьмые полшага вправо, шагом.- Марш!".
Занимающиеся выполняя указанные действия, перестраиваются в три круга. Обратное перестроение производится по команде: "В один круг - Стройся!", по которой занимающиеся становятся на свои места с поворотом кругом.
Слайд 18Размыкания и смыкания
Размыкания - действия занимающихся связанные с увеличением интервала и
дистанции.
Смыкание - приём уплотнения разомкнутого строя.
Размыкание по уставу ВС.
Команда: "Вправо (Влево, от средины) на два (три и т.д.) шага. Разомкнись!".
Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг.
Все, за исключением того, от кого производится размыкание, выполняют поворот направо (налево) и, набрав указанный интервал, поворачиваются лицом к фронту.
Подсчёт ведется по два, пока последний не приставит ногу.
2. Размыкание приставными шагами производится по фронту.
Команда:
"От середины (вправо, влево) на два (три и т.д.) шага приставными шагами разом - кнись!".
После подачи команды подсчет по два пока последний не приставит ногу.
Для смыкания подается команда: "К середине (вправо, влево) приставными шагами сом - кнись!",
Подсчёт по два, пока последний не приставит ногу.
Слайд 193. Размыкания по распоряжению. Например, "наберите интервал – два шага" и
т.д.
4. Размыкания по направляющим в колоннах, которых преподаватель
ставит на необходимый интервал.
5. Размыкание дугами можно выполнять из колонны по 3, 4, 5, (по три размыкание выполняют первый и третий номера; по четыре - второй и третий) Подаётся команда: «Дугами на два (три) шага разом - кнись!»
По этой команде выше указанные номера выходят вперёд, обходя по дуге на пять счётов справа и слева стоящих, и останавливаются с указанным интервалом от них, приставляя ногу (на счёт шесть) и по счёту семь - восемь поворачиваются кругом (рис. 9 б).
Слайд 20Для размыкания дугами из колонны по пять подаётся команда:
Дугами на
два шага разом - кнись!", по которой вторые и четвёртые номера на шесть счётов обходят по дуге первых и пятых становясь рядом с ними, по счёту семь - восемь поворачиваются кругом.
После чего первые и пятые номера на шесть счётов обходят дугами рядом стоящих на интервал два шага и по счёту семь - восемь поворачиваются кругом.
При размыкании дугами назад, вначале выполняется поворот кругом, а потом размыкание по дуге.