Слайд 1
Прекрасный и одновременно сложный подростковый возраст
Автор:
Осинцева
Елена Сергеевна
Слайд 21. Разделиться на группы
2. Обсудить:
Каковы особенности подросткового возраста
Как вы их
учитываете на уроках физической культуры
Задание
Слайд 3Возраст подростков
Границы подросткового периода охватывают возраст от 11 до 14-15 лет;
Фактическое
вступление в подростковый возраст в зависимости от темпа развития конкретного ребенка может происходить и на год раньше, и на год позже.
Слайд 4Какими словами характеризуют подростковый период
Переходный;
Трудный;
Критический;
Начало перехода от детства к
взрослости.
Слайд 5В жизни современных детей есть моменты двоякого рода
1. Моменты, тормозящие развитие
взрослости;
2. Моменты, стимулирующие их взросление.
Слайд 6Какие процессы сопровождают подростковый возраст?
Подросток
Перестройка организма
Перестройка самосознания
Формирования нового типа отношений и
способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками
Расширения сферы интересов и умственного развития
Слайд 7Перестройка организма
неравномерностью его физического развития;
совершенствованием мускульного аппарата;
процессом окостенения
скелета.
Слайд 8Перестройка организма (примеры)
1.Несоотвестствия в развитии сердечно-сосудистой системы: сердце увеличивается в объеме,
начинает работать более мощно. А диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии, что приводит к расстройствам кровообращения;
2.Неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдерживать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии;
Активное половое созревание происходит при заметном отставании в социальном становлении подростка, что влечет за собой социально-психологические проблемы полового воспитания.
Слайд 9Перестройка самосознания (новообразование в личности подростка)
Является возникновение у него представления
о том, что он уже не ребенок -чувство взрослости;
Рождаясь как смутное чувство, это представление укрепляется и начинает проявляться в поведении подростка в форме стремления быть и считаться взрослым.
Слайд 10Формирование нового типа отношений и способов взаимодействия со взрослыми
Подросток начинает сопротивляться
требованиям, которые раньше охотно выполнял;
Он обижается и протестует, когда родители ограничивают его самостоятельность, опекают как «маленького»: контролируют, требуют послушания, наказывают, не считаются с его интересами, отношениями, мнением и т. п.;
У подростка появляется обостренное чувство собственного достоинства: он осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность;
В результате права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности, равноправие со взрослыми, он старается добиться признания взрослыми его самостоятельности;
Разные формы протеста и неподчинения подростка - средство изменить прежний тип отношений со взрослыми на новый, характерный для общения взрослых.
Слайд 111. Подростку трудно с самим собой, в это время ему, как
никогда, нужна свобода и уверенность в том, что он по-прежнему интересен и любим.
2. В этом возрасте ребенок начинает испытывать множество новых для него ощущений, но не успевает научиться говорить об этом и выражать свои новые желания.
3. Его поведение может быть вызывающим.
4. На самом деле это попытки достучаться до взрослых любым путем.
5. Ребенок окончательно отделяется от родителей как личность и ему важно понять, чем и как он от нас отличается. Без конфликтов выяснить это просто невозможно.
Слайд 12Привлекательными для подростка могут стать главным образом внешние проявления взрослости
Курение -
сигарета в руке мальчишки делает его взрослым в собственных глазах и, как ему кажется, в представлении окружающих;
Игра в карты;
Употребление вина;
Специфический лексикон.
Слайд 13Взрослая мода в одежде, прическах, косметика, украшения;
Особая забота о привлекательности своей
внешности, в стремлении подогнать свой облик под образцы моды, особенно у девочек;
Приемы кокетства;
Способы отдыха, развлечений, ухаживания и т. п.
Продолжение
Слайд 14Что препятствует
благополучной форме перехода к новому типу отношений с взрослыми?
1. Сохранение
прежнего общественного положения подростка: он был и остается «учеником», «школьником»;
2. Полная материальная зависимость от родителей;
3. Прочно укоренившаяся привычка родителей (а часто и учителей) направлять и контролировать ребенка;
4. Сохранение у подростка детских черт в облике и поведении;
5.Отсутствие у подростка фактических умений действовать самостоятельно.
Слайд 15Формирование чувства взрослости в интимно-личном общении со сверстниками
У подростка формируются ценности,
которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым;
В результате общение со сверстниками выходит за пределы учебной деятельности и школы, захватывает новые интересы, занятия, области отношений и выделяется в самостоятельную жизнь, которая приобретает для подростка очень большую ценность;
По своей психологической роли общение со сверстниками становится ведущей деятельностью подростка, отодвигая на второй план, как учение, так и общение с родными.
Слайд 16Формирование нового типа отношений и способов взаимодействия со сверстниками
Для подростков наиболее
важными становятся - личные качества друга, сообразительность, смелость, оригинальность и др;
Поэтому подростки дружно осуждают
«измены» товарищу и группе,
нарушение договоренности,
отказ в помощи,
стремление к первенству и командованию,
зазнайство и выпячивание собственных достоинств,
нежелание считаться с мнением товарища,
Такие особенности поведения порождают обиды, столкновения, конфликты.
Слайд 17Стремление подростка привлечь к себе внимание товарищей, вызвать их симпатию может
проявляться по-разному
Это могут быть демонстрация собственных качеств как прямым способом, так и путем нарушения требований взрослых (паясничанье);
Вызывающее поведение подростков нередко бывает связано с неудовлетворенностью занимаемым среди сверстников положением.
Слайд 18Подростки чутки к мнениям и оценкам сверстников
Замечания, недовольства и обиды друзей
заставляют его задуматься о причинах этого, помогают увидеть и осознать собственные недостатки, что способствует развитию очень важной для общения способности - умения ориентироваться на требования сверстников, учитывать их.
Слайд 19Большое место в общении близких друзей занимают разговоры
Они пронизывают различные занятия,
прогулки, мешают вместе готовить уроки, потому что, по мнению подростков, «самое интересное – разговаривать;
Дети обмениваются интересующей их информацией, обсуждают события из жизни класса, поступки одноклассников, взаимоотношения; разговаривают о сугубо личных вопросах, которые не подлежат разглашению - о планах, мечтах и замыслах, о симпатиях и антипатиях;
Много внимания уделяется интимным вопросам, связанным с половым созреванием;
Поэтому возникают особые требования к дружеским отношениям - требования взаимной откровенности и понимания, чуткости и отзывчивости, сопереживания и умения хранить тайну;
Дружба подростков эмоциональна, насыщена множеством переживаний относительно характера личных отношений.
Слайд 20У подростков(по сравнению с младшими школьниками)
Увеличивается численность двух крайних групп
детей - популярных и изолированных.
Слайд 21Меняются отношения между мальчиками и девочками
Появляется острый интерес друг к другу,
желание нравиться, а в связи с этим — интерес к собственной внешности, забота о привлекательности;
У подростков в общении девочек и мальчиков теряется непосредственность, появляется скованность, интерес друг к другу;
В 12-13 лет возникают взаимные симпатии, а позднее и собственно романтические отношения, которые вначале могут развиваться по типу товарищеских, когда есть какая-то содержательная основа в виде общих занятий или увлечений, а при отсутствии этого основное место могут занимать посещение дискотек, кино и т.д.
Слайд 22В последние десятилетия
У значительного числа подростков отмечается более раннее начало половых
связей, что во многом является результатом влияния средств массовой информации, активно влияющих на искусственную "сексуализацию" интересов детей и подростков.
Слайд 23Подростки начинают
овладевать высшими
формами мыслительной деятельности
Появляется способность рассуждать гипотетико-дедуктивным способом,
не прибегая к опоре на действия с конкретными предметами;
Содержанием такого рассуждения являются высказывания (суждения), а процесс решения интеллектуальных задач опирается на предварительное мысленное построение различных предположений и их последующую проверку.
Слайд 24Одно из важнейших достижений подростка в познавательном развитии
Умение оперировать гипотезами
как отличительным инструментом научного рассуждения.
Слайд 25Интеллектуализация затрагивает процесс
Восприятие: отыскание и выделение значимых, существенных связей и причинно-следственных
зависимостей при работе с наглядным материалом означает не что иное, как подчинение процессу осмысления первичных зрительных ощущений.
Слайд 26У подростка происходит дальнейшее развитие рефлексии
Способности делать предметом внимания, анализа и
оценки собственные интеллектуальные операции;
В целом для этого уровня мышления характерно осознание подростком собственных интеллектуальных операций и управление ими.
Слайд 27Которые делает их взрослыми в собственных глазах.
Подростки особенно готовы к
тем видам обучения
Слайд 28Заинтересованность учащихся;
Их склонность к изучению предмета;
Знание, с какой целью изучается материал;
Где
в жизни они могут использовать полученные знания.
Основой успешного усвоения учебного предмета, являются
Слайд 30Мотивы, которые побуждали ребенка к учению в начальных классах (интерес к
пребыванию в школе, к первым результатам учебного труда, общий интерес к процессу учения как общественно значимой деятельности), уже удовлетворены;
А новые мотивы, отвечающие условиям средней школы и возрастным особенностям подростка, не всегда сформированы.
Почему падает интерес
к учебе у подростков?
Слайд 31Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей на уроке, им неинтересно записывать
под диктовку учителя или списывать готовые решения с доски;
Они не склонны, как ученики начальных классов, слушать подробные объяснения учителя, а ждут новых форм знакомства с новым материалом, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности;
У подростка вызывает неудовлетворенность то, что в школе он не пополняет опыта самостоятельной познавательной деятельности, что его не всегда учат тем приемам, с необходимостью которых он все чаще сталкивается на практике.
Какие это мотивы?
Слайд 32Другие причины падения
интереса к учебе
у подростков
Изучению в школе подлежит
сложный учебный материал, трудный для усвоения учениками;
Умения школьников самостоятельно работать, самостоятельно изучать учебный материал сформированы на низком уровне;
Учителя зачастую не умеют эффективно организовать и управлять учебно-познавательной деятельностью школьников, не могут научить школьников выполнять эту деятельность.
Слайд 33Которые обычно предъявляет свои требования к учебной деятельности подростков;
Эти требования дополняют
друг друга, либо в какой-то мере противоречить друг другу или даже носить взаимоисключающий характер;
Например, один учитель склонен высоко оценивать самостоятельные суждения подростков, другой же уделяет много времени разного рода тренировочным упражнениям и не особенно поощряет атмосферу дискуссии на уроке, столкновение точек зрения.
На успеваемость подростков влияет и появление нескольких учителей-предметников
Слайд 34Если взрослые хорошо понимают цель обучения для отдаленного будущего ребенка, то
для самого ребенка это зачастую непонятно;
Ребенок живет не будущим, а настоящим, в нем преобладают эмоции и импульсы непосредственной жизнедеятельности, он живет сегодняшними интересами;
Принуждая его учиться и привлекая для этого искусственные стимулы, мы жертвуем его эмоциями ради будущего и пренебрегаем настоящим;
На этой почве возникают конфликты между школой и ребенком, между семьей и ребенком. У него рождается убеждение, что он учится для родителей, для кого угодно, но только не для себя.
Почему возникают такие
проблемы у подростков?
Слайд 35Перед каждым учителем встают задачи разрешения проблем:
формирования у подростков положительной настроенности
к учению,
проблема успеваемости,
возбуждения внутренних стимулов познавательной активности.
В связи с этим