Презентация, доклад Психологические особенности подросткового возраста

Содержание

1. Разделиться на группы2. Обсудить: Каковы особенности подросткового возрастаКак вы их учитываете на уроках физической культурыЗадание

Слайд 1 Прекрасный и одновременно сложный подростковый возраст
Автор:
Осинцева
Елена Сергеевна

Прекрасный и одновременно сложный подростковый возраст Автор: Осинцева Елена Сергеевна

Слайд 21. Разделиться на группы
2. Обсудить:
Каковы особенности подросткового возраста
Как вы их

учитываете на уроках физической культуры

Задание

1. Разделиться на группы2. Обсудить: Каковы особенности подросткового возрастаКак вы их учитываете на уроках физической культурыЗадание

Слайд 3Возраст подростков
Границы подросткового периода охватывают возраст от 11 до 14-15 лет;
Фактическое

вступление в подростковый возраст в зависимости от темпа развития конкретного ребенка может происходить и на год раньше, и на год позже.

Возраст подростковГраницы подросткового периода охватывают возраст от 11 до 14-15 лет;Фактическое вступление в подростковый возраст в зависимости

Слайд 4Какими словами характеризуют подростковый период
Переходный;
Трудный;
Критический;
Начало перехода от детства к

взрослости.
Какими словами характеризуют подростковый периодПереходный;Трудный; Критический; Начало перехода от детства к взрослости.

Слайд 5В жизни современных детей есть моменты двоякого рода
1. Моменты, тормозящие развитие

взрослости;
2. Моменты, стимулирующие их взросление.

В жизни современных детей есть моменты двоякого рода1. Моменты, тормозящие развитие взрослости; 2. Моменты, стимулирующие их взросление.

Слайд 6Какие процессы сопровождают подростковый возраст?
Подросток
Перестройка организма
Перестройка самосознания
Формирования нового типа отношений и

способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Расширения сферы интересов и умственного развития

Какие процессы сопровождают подростковый возраст?ПодростокПерестройка организмаПерестройка самосознанияФормирования нового типа отношений и способов взаимодействия со взрослыми и сверстникамиРасширения

Слайд 7Перестройка организма
неравномерностью его физического развития;
совершенствованием мускульного аппарата;
процессом окостенения

скелета.
Перестройка организма  неравномерностью его физического развития; совершенствованием мускульного аппарата; процессом окостенения скелета.

Слайд 8Перестройка организма (примеры)
1.Несоотвестствия в развитии сердечно-сосудистой системы: сердце увеличивается в объеме,

начинает работать более мощно. А диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии, что приводит к расстройствам кровообращения;
2.Неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдерживать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии;
Активное половое созревание происходит при заметном отставании в социальном становлении подростка, что влечет за собой социально-психологические проблемы полового воспитания.

Перестройка организма (примеры) 1.Несоотвестствия в развитии сердечно-сосудистой системы: сердце увеличивается в объеме, начинает работать более мощно. А

Слайд 9Перестройка самосознания (новообразование в личности подростка)
Является возникновение у него представления

о том, что он уже не ребенок -чувство взрослости;
Рождаясь как смутное чувство, это представление укрепляется и начинает проявляться в поведении подростка в форме стремления быть и считаться взрослым.
Перестройка самосознания (новообразование в личности подростка) Является возникновение у него представления о том, что он уже не

Слайд 10Формирование нового типа отношений и способов взаимодействия со взрослыми
Подросток начинает сопротивляться

требованиям, которые раньше охотно выполнял;
Он обижается и протестует, когда родители ограничивают его самостоятельность, опекают как «маленького»: контролируют, требуют послушания, наказывают, не считаются с его интересами, отношениями, мнением и т. п.;
У подростка появляется обостренное чувство собственного достоинства: он осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность;
В результате права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности, равноправие со взрослыми, он старается добиться признания взрослыми его самостоятельности;
Разные формы протеста и неподчинения подростка - средство изменить прежний тип отношений со взрослыми на новый, характерный для общения взрослых.
Формирование нового типа отношений и способов взаимодействия со взрослымиПодросток начинает сопротивляться требованиям, которые раньше охотно выполнял; Он

Слайд 111. Подростку трудно с самим собой, в это время ему, как

никогда, нужна свобода и уверенность в том, что он по-прежнему интересен и любим.
2. В этом возрасте ребенок начинает испытывать множество новых для него ощущений, но не успевает научиться говорить об этом и выражать свои новые желания.
3. Его поведение может быть вызывающим.
4. На самом деле это попытки достучаться до взрослых любым путем.
5. Ребенок окончательно отделяется от родителей как личность и ему важно понять, чем и как он от нас отличается. Без конфликтов выяснить это просто невозможно.
1. Подростку трудно с самим собой, в это время ему, как никогда, нужна свобода и уверенность в

Слайд 12Привлекательными для подростка могут стать главным образом внешние проявления взрослости
Курение -

сигарета в руке мальчишки делает его взрослым в собственных глазах и, как ему кажется, в представлении окружающих;
Игра в карты;
Употребление вина;
Специфический лексикон.

Привлекательными для подростка могут стать главным образом внешние проявления взрослостиКурение - сигарета в руке мальчишки делает его

Слайд 13Взрослая мода в одежде, прическах, косметика, украшения;
Особая забота о привлекательности своей

внешности, в стремлении подогнать свой облик под образцы моды, особенно у девочек;
Приемы кокетства;
Способы отдыха, развлечений, ухаживания и т. п.

Продолжение

Взрослая мода в одежде, прическах, косметика, украшения;Особая забота о привлекательности своей внешности, в стремлении подогнать свой облик

Слайд 14Что препятствует благополучной форме перехода к новому типу отношений с взрослыми?
1. Сохранение

прежнего общественного положения подростка: он был и остается «учеником», «школьником»;
2. Полная материальная зависимость от родителей;
3. Прочно укоренившаяся привычка родителей (а часто и учителей) направлять и контролировать ребенка;
4. Сохранение у подростка детских черт в облике и поведении;
5.Отсутствие у подростка фактических умений действовать самостоятельно.
Что препятствует благополучной форме перехода к новому типу отношений с взрослыми?1. Сохранение прежнего общественного положения подростка: он

Слайд 15Формирование чувства взрослости в интимно-личном общении со сверстниками
У подростка формируются ценности,

которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым;
В результате общение со сверстниками выходит за пределы учебной деятельности и школы, захватывает новые интересы, занятия, области отношений и выделяется в самостоятельную жизнь, которая приобретает для подростка очень большую ценность;
По своей психологической роли общение со сверстниками становится ведущей деятельностью подростка, отодвигая на второй план, как учение, так и общение с родными.
Формирование чувства взрослости в интимно-личном общении со сверстникамиУ подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику,

Слайд 16Формирование нового типа отношений и способов взаимодействия со сверстниками
Для подростков наиболее

важными становятся - личные качества друга, сообразительность, смелость, оригинальность и др;
Поэтому подростки дружно осуждают
«измены» товарищу и группе,
нарушение договоренности,
отказ в помощи,
стремление к первенству и командованию,
зазнайство и выпячивание собственных достоинств,
нежелание считаться с мнением товарища,
Такие особенности поведения порождают обиды, столкновения, конфликты.
Формирование нового типа отношений и способов взаимодействия со сверстникамиДля подростков наиболее важными становятся - личные качества друга,

Слайд 17Стремление подростка привлечь к себе внимание товарищей, вызвать их симпатию может

проявляться по-разному

Это могут быть демонстрация собственных качеств как прямым способом, так и путем нарушения требований взрослых (паясничанье);
Вызывающее поведение подростков нередко бывает связано с неудовлетворенностью занимаемым среди сверстников положением.

Стремление подростка привлечь к себе внимание товарищей, вызвать их симпатию может проявляться по-разномуЭто могут быть демонстрация собственных

Слайд 18Подростки чутки к мнениям и оценкам сверстников
Замечания, недовольства и обиды друзей

заставляют его задуматься о причинах этого, помогают увидеть и осознать собственные недостатки, что способствует развитию очень важной для общения способности - умения ориентироваться на требования сверстников, учитывать их.
Подростки чутки к мнениям и оценкам сверстниковЗамечания, недовольства и обиды друзей заставляют его задуматься о причинах этого,

Слайд 19Большое место в общении близких друзей занимают разговоры
Они пронизывают различные занятия,

прогулки, мешают вместе готовить уроки, потому что, по мнению подростков, «самое интересное – разговаривать;
Дети обмениваются интересующей их информацией, обсуждают события из жизни класса, поступки одноклассников, взаимоотношения; разговаривают о сугубо личных вопросах, которые не подлежат разглашению - о планах, мечтах и замыслах, о симпатиях и антипатиях;
Много внимания уделяется интимным вопросам, связанным с половым созреванием;
Поэтому возникают особые требования к дружеским отношениям - требования взаимной откровенности и понимания, чуткости и отзывчивости, сопереживания и умения хранить тайну;
Дружба подростков эмоциональна, насыщена множеством переживаний относительно характера личных отношений.
Большое место в общении близких друзей занимают разговорыОни пронизывают различные занятия, прогулки, мешают вместе готовить уроки, потому

Слайд 20У подростков(по сравнению с младшими школьниками)
Увеличивается численность двух крайних групп

детей - популярных и изолированных.
У подростков(по сравнению с младшими школьниками) Увеличивается численность двух крайних групп детей - популярных и изолированных.

Слайд 21Меняются отношения между мальчиками и девочками
Появляется острый интерес друг к другу,

желание нравиться, а в связи с этим — интерес к собственной внешности, забота о привлекательности;
У подростков в общении девочек и мальчиков теряется непосредственность, появляется скованность, интерес друг к другу;
В 12-13 лет возникают взаимные симпатии, а позднее и собственно романтические отношения, которые вначале могут развиваться по типу товарищеских, когда есть какая-то содержательная основа в виде общих занятий или увлечений, а при отсутствии этого основное место могут занимать посещение дискотек, кино и т.д.
Меняются отношения между мальчиками и девочкамиПоявляется острый интерес друг к другу, желание нравиться, а в связи с

Слайд 22В последние десятилетия
У значительного числа подростков отмечается более раннее начало половых

связей, что во многом является результатом влияния средств массовой информации, активно влияющих на искусственную "сексуализацию" интересов детей и подростков.

В последние десятилетияУ значительного числа подростков отмечается более раннее начало половых связей, что во многом является результатом

Слайд 23Подростки начинают овладевать высшими формами мыслительной деятельности
Появляется способность рассуждать гипотетико-дедуктивным способом,

не прибегая к опоре на действия с конкретными предметами;
Содержанием такого рассуждения являются высказывания (суждения), а процесс решения интеллектуальных задач опирается на предварительное мысленное построение различных предположений и их последующую проверку.

Подростки начинают  овладевать высшими  формами мыслительной деятельностиПоявляется способность рассуждать гипотетико-дедуктивным способом, не прибегая к опоре

Слайд 24Одно из важнейших достижений подростка в познавательном развитии
Умение оперировать гипотезами

как отличительным инструментом научного рассуждения.
Одно из важнейших достижений подростка в познавательном развитии  Умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения.

Слайд 25Интеллектуализация затрагивает процесс
Восприятие: отыскание и выделение значимых, существенных связей и причинно-следственных

зависимостей при работе с наглядным материалом означает не что иное, как подчинение процессу осмысления первичных зрительных ощущений.
Интеллектуализация затрагивает процессВосприятие: отыскание и выделение значимых, существенных связей и причинно-следственных зависимостей при работе с наглядным материалом

Слайд 26У подростка происходит дальнейшее развитие рефлексии
Способности делать предметом внимания, анализа и

оценки собственные интеллектуальные операции;
В целом для этого уровня мышления характерно осознание подростком собственных интеллектуальных операций и управление ими.
У подростка происходит дальнейшее развитие рефлексииСпособности делать предметом внимания, анализа и оценки собственные интеллектуальные операции; В целом

Слайд 27Которые делает их взрослыми в собственных глазах.
Подростки особенно готовы к

тем видам обучения
Которые делает их взрослыми в собственных глазах. Подростки особенно готовы к тем видам обучения

Слайд 28Заинтересованность учащихся;
Их склонность к изучению предмета;
Знание, с какой целью изучается материал;
Где

в жизни они могут использовать полученные знания.


Основой успешного усвоения учебного предмета, являются

Заинтересованность учащихся;Их склонность к изучению предмета;Знание, с какой целью изучается материал;Где в жизни они могут использовать полученные

Слайд 30Мотивы, которые побуждали ребенка к учению в начальных классах (интерес к

пребыванию в школе, к первым результатам учебного труда, общий интерес к процессу учения как общественно значимой деятельности), уже удовлетворены;
А новые мотивы, отвечающие условиям средней школы и возрастным особенностям подростка, не всегда сформированы.

Почему падает интерес к учебе у подростков?

Мотивы, которые побуждали ребенка к учению в начальных классах (интерес к пребыванию в школе, к первым результатам

Слайд 31Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей на уроке, им неинтересно записывать

под диктовку учителя или списывать готовые решения с доски;
Они не склонны, как ученики начальных классов, слушать подробные объяснения учителя, а ждут новых форм знакомства с новым материалом, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности;
У подростка вызывает неудовлетворенность то, что в школе он не пополняет опыта самостоятельной познавательной деятельности, что его не всегда учат тем приемам, с необходимостью которых он все чаще сталкивается на практике.

Какие это мотивы?

Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей на уроке, им неинтересно записывать под диктовку учителя или списывать готовые

Слайд 32Другие причины падения интереса к учебе у подростков

Изучению в школе подлежит

сложный учебный материал, трудный для усвоения учениками;
Умения школьников самостоятельно работать, самостоятельно изучать учебный материал сформированы на низком уровне;
Учителя зачастую не умеют эффективно организовать и управлять учебно-познавательной деятельностью школьников, не могут научить школьников выполнять эту деятельность.

Другие причины падения  интереса к учебе  у подростковИзучению в школе подлежит сложный учебный материал, трудный

Слайд 33Которые обычно предъявляет свои требования к учебной деятельности подростков;
Эти требования дополняют

друг друга, либо в какой-то мере противоречить друг другу или даже носить взаимоисключающий характер;
Например, один учитель склонен высоко оценивать самостоятельные суждения подростков, другой же уделяет много времени разного рода тренировочным упражнениям и не особенно поощряет атмосферу дискуссии на уроке, столкновение точек зрения.

На успеваемость подростков влияет и появление нескольких учителей-предметников

Которые обычно предъявляет свои требования к учебной деятельности подростков;Эти требования дополняют друг друга, либо в какой-то мере

Слайд 34Если взрослые хорошо понимают цель обучения для отдаленного будущего ребенка, то

для самого ребенка это зачастую непонятно;
Ребенок живет не будущим, а настоящим, в нем преобладают эмоции и импульсы непосредственной жизнедеятельности, он живет сегодняшними интересами;
Принуждая его учиться и привлекая для этого искусственные стимулы, мы жертвуем его эмоциями ради будущего и пренебрегаем настоящим;
На этой почве возникают конфликты между школой и ребенком, между семьей и ребенком. У него рождается убеждение, что он учится для родителей, для кого угодно, но только не для себя.

Почему возникают такие проблемы у подростков?

Если взрослые хорошо понимают цель обучения для отдаленного будущего ребенка, то для самого ребенка это зачастую непонятно;

Слайд 35Перед каждым учителем встают задачи разрешения проблем:
формирования у подростков положительной настроенности

к учению,
проблема успеваемости,
возбуждения внутренних стимулов познавательной активности.

В связи с этим

Перед каждым учителем встают задачи разрешения проблем:формирования у подростков положительной настроенности к учению, проблема успеваемости,возбуждения внутренних стимулов

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть