Слайд 1Проект в детском саду
«Подвижные игры народов России»
Автор: Пронина Наталия Андреевна,
инструктор по физической культуре ГБОУ Школа № 1591 корпус 8
г.Москвы
Слайд 2К. Д. Ушинский указал зависимость содержания детских игр от социального окружения.
Он утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе. К. Д. Ушинский придавал большое значение совместным играм, так как в них завязываются первые общественные отношения. Он ценил самостоятельность детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на ребенка, однако считал необходимым направлять детские игры, обеспечивая нравственное содержание детских впечатлений.
Таким образом, игра используется в воспитании детей для всестороннего гармонического развития. Игра необходимая форма деятельности ребенка. Игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка, в ней расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь.
Слайд 3 В нашей современной жизни, особенно в городских условиях жизни, резко
снизилась двигательная активность человека. Физическое развитие наших детей зависит от их двигательной активности. Поэтому в своей работе я решила систематически вводить и знакомить детей с русскими народными подвижными играми. Многие игры вспоминаются и из своего детства, когда мы вечерами собирались всем двором и играли, играли и играли, пока родители не позовут домой. Сейчас такое можно увидеть не часто, наши дети уже с малого возраста предпочитают познавать компьютерные игры, смотреть телепередачи, мультфильмы.
Русские народные игры способствуют развитию дыхательной системы, нервной системы и общему укреплению здоровья ребёнка, а проведение русских народных игр на воздухе обеспечивает хороший закаливающий эффект, игры с пением развивают музыкальные способности.
Слайд 4 Родина впервые предстаёт перед ребёнком в звуках, образах, играх и
красках. Всё это в изобилии несёт в себе богатое по содержанию народное творчество. Народные подвижные игры являются частью истории народа. Возникновение подвижных игр уходит в далёкое прошлое наших предков.
Долгие годы в России народные игры не изучались и к ним не воспитывалось отношение как к народному достоянию, каковым они являются.
Сегодня на первый план хочется выдвинуть задачу - воспитание личности ребёнка, обладающего базовой культурой нашего русского народа и сделать это возможно на доступном для ребёнка материале народной подвижной игры. Игра - это самый близкий вид деятельности для детей. К.Д. Ушинский считал эти игры наиболее доступным « материалом» для детей.
Слайд 5Описание материала
Возраст от 3 до 7 лет. Предполагается реализация целей и
задач проектной деятельности в совместной игровой деятельности и непосредственно образовательной. Ценность состоит в вовлечении в совместную деятельность педагогов и родителей в проведении праздников и развлечений с использованием продукта проекта.
Слайд 6
Характеристика проекта
По форме – познавательно-игровой.
По классу – монопроект.
По типу – социальный.
По
виду – оздоровительный.
По длительности – долгосрочный.
Слайд 10Принципы систематизации народных игр:
Принцип ориентировки на ведущие идеи народной педагогики;
Принцип разнообразия
народных игр;
Календарно-тематический принцип;
Принцип традиционности;
Принцип систематичности и последовательности;
Принцип учета возраста;
Принцип комплектности, т.е. связи с другими средствами народной педагогики.
Слайд 11Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап, "Какие и чьи?" является исследование уровня
владения информацией о значении народных игр в работе с детьми дошкольного возраста
2. Практический этап
3. Оценочный этап
4. Выставка «Мы играем в игры», праздник
Слайд 13Ожидаемые результаты:
Знает разные виды народных игр (хороводные, подвижные, словесные), народностей России
Знаком
с правилами данных игр.
Осведомлен об истории и значении игр в жизни людей, населявших Россию раньше.
Понимает юмор, воспринимает оптимизм, заложенный в играх.
Знает народные считалки для выбора ведущего в подвижных играх.
Имеет обобщенное представление о различных народных играх национальностей России
Знает народные игры, которые предки использовали в определенное время года в связи с народными праздниками.
Слайд 14Дифференцирует игры в зависимости от принадлежности к определенному народу.
Знает правила большинства
игр, рекомендуемых программой, а также игры, не вошедшие в программу.
Знает об игрушках, которые использовали дети в далеком прошлом в России
Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.
Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Осознает, что знание народных игр, умение в них играть делает жизнь детей более интересной
Слайд 15Особенности проекта:
Основу учебного материала составляют игры, сходные по
определённым признакам:
По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла);
По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности);
По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные);
По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные);
По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости);
По отношению к структуре занятия (для подготовительной, основной, заключительной частей занятий).
Слайд 16Народные игры бывают
Игры, отражающие отношения человека и природы
- отражающие повседневные занятия
наших предков
по религиозно-культовым мотивам
- на находчивость, быстроту и координацию
на силу и ловкость
- Военные игры
Слайд 17Хлоп! Хлоп! Убегай!
Играющие , ходят по игровой площадке собирают цветы, ловят
бабочек. Несколько детей выполняют роль лошадок , которые в стороне щиплют травку. После слов ведущего: ХЛОП! ХЛОП! УБЕГАЙ, ТЕБЯ КОНИ СТОПЧУТ! Несколько игроков произносят : А Я КОНЕЙ НЕ БОЮСЬ, ПО ДОРОГЕ ПРОКАЧУСЬ! И начинают скакать на палочках, подражая лошадкам и стараясь поймать детей.
Убегать можно после слов прокачусь.
Слайд 19Пустое место
Играющие встают в круг,выбирают водящего. Начиная игру, он пробегает мимо
игроков. Одного из них пятнает и продолжает бежать дальше по кругу.
Запятнанный быстро бежит в противоположную сторону от водящего. Кто из них первый добежит до свободного места в круге, тот и занимает его, а опоздавший становится водящим.
Слайд 20Зазывалки
Таю, таю, налетаю
Вас в игру всех приглашаю
А в какую, не скажу!
Зазывалку
расскажу.
- Кто опоздает, в небо улетает.
Тай, тай, налетай
Порезвись и поиграй!
Всех в игру мы принимаем
Никого не обижаем.
- Поиграть пришла пора
Развеселая детвора,
Пусть наш смех звучит вокруг
Становитесь дружно в круг!
Слайд 21Считалки
Белки зайцев угощали
И морковку подавали.
Все орешки сами съели
А тебе водить
велели!
.
Аист - аист, аист - птица,
Что тебе ночами снится?
Мне - болотные опушки,
- А еще?
- Еще лягушки!
Их ловить, не изловить.
Вот и все, тебе водить!
Мы собрались поиграть.
Ну кому же начинать?
Раз, два, три -
Начинаешь водить ты!
.
Гномик золото искал
И колпак свой потерял!
Сел, заплакал: "Как же быть?"
Выходи, тебе водить!
Слайд 22Стадо и волк
Играющие выбирают пастуха и волка, все остальные - овцы. Дом
волка в середине площадки, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:
Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха: "Волк!" овцы бегут в дом - на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.
.