Слайд 1Тема проекта: «Особенности подготовки и проведения урока физической культуры».
Подготовила:
Учитель физической культуры Халанская Л. А., МОУ Великоархангельская СОШ,
Слайд 2Содержание:
Цель проекта, актуальность;
Урок, как основная форма физического воспитания;
Современные
требования к уроку ФК;
Структура урока ФК;
Методика проведения отдельных этапов урока ФК;
Факторы, способствующие повышению активности учащихся на уроках ФК;
Подготовка учителя к уроку;
Физическая нагрузка на уроке;
Основы техники безопасности на уроке ФК;
Общие требования по технике безопасности;
Педагогические технологии ФВ;
Выводы;
Глоссарий;
Список использованной литературы.
Слайд 3Цель проекта - совершенствование методики подготовки и проведения урока физической культуры.
Актуальность
- от качества урока физической культуры зависит очень многое, вплоть до состояния здоровья занимающихся (Велитченко В. К., 1993). И поэтому существует необходимость в тщательной и добросовестной подготовке к нему, а особенно к его организации и проведению. Урок физической культуры возлагает большую ответственность на учителя, как очень специфичный вид деятельности педагога, и требует особого внимания к себе (Холодов Ж. К., Кузнецов В. С., 2002 и д. р.).
Слайд 4Урок - основная форма учебно-воспитательной работы по физической культуре в современной
школе
Специфические особенности урока физической культуры:
проводятся с определенным постоянным составом учащихся;
проводятся в зале, на площадке, в коридоре, где дети менее ограничены в движениях;
дети занимаются не в обычной школьной форме, а в специальных костюмах;
большое многообразие двигательных ощущений, воздействующих на организм учащихся;
Все эти особенности усиливают ответственность учителя за проведение уроков физической культуры.
Слайд 5Современные требования к уроку ФК в школе
Каждый урок физической культуры должен
отвечать следующим требованиям:
а) иметь определенные задачи;
б) быть правильно методически построенным;
в) быть последовательным продолжением предыдущих занятий и в то же время иметь свою целостность и законченность; одновременно с этим он должен в значительной степени предусматривать задачи и содержание следующего очередного урока;
г) соответствовать по своему содержанию, определенному составу учащихся в отношении возраста, пола, физического развития и физической подготовленности;
д) быть интересным для учащихся, побуждать их к активной деятельности;
е) содержать упражнения и игры, содействующие разностороннему физическому развитию, укреплению здоровья, формированию осанки;
ж) носить воспитывающий характер.
Слайд 6Структура урока физической культуры
В построении каждого урока различаются три части; первая
часть – организующая, подготавливающая учащихся к выполнению наиболее трудных задач урока, условно называется вводной; вторая часть – направлена на выполнение основных задач урока, условно называется основной; третья, во время которой организованно завершается урок, условно называется заключительной.
Деление на части является относительным. Каждый отдельно взятый урок вне зависимости от его задач с начала и до конца должен быть слитным, единым, и все задачи и содержание урока выполняются в тесной взаимосвязи.
Слайд 7Методика проведения отдельных этапов урока физической культуры в школе
1. Вводная часть
урока. Хорошая организация учащихся – необходимое условие полноценного проведения урока. Поэтому подготовка школьников к уроку начинается еще на перемене. По звонку на урок дети должны быть построены.
Вводная часть урока может начинаться с поворотов, ходьбы, расчета, со свободных действий учащихся, с упражнений типа заданий и игр. Это зависит от плана урока и состояния детей. В начале урока надо стремиться создать у занимающихся бодрое настроение и подготовить их к лучшему выполнению упражнений. В начале вводной части учитель знакомит школьников с задачами урока.
Слайд 82. Основная часть урока. Резкой границы между вводной и основной частью
урока нет. Упражнения основной части должны быть последовательным продолжением вводной. Само название, хотя и является условным, определяет значение этой части. В ней решаются основные педагогические задачи урока. В основную часть урока можно включить любой программный материал. В основной части урока проводятся игры, требующие большой подвижности участников (с бегом, прыжками, метаниями, лазаньем и д.р.). Для разностороннего воздействия на учащихся и усвоения ими возможно большего количества движений в основную часть урока включается от двух до четырех видов физических упражнений.
Слайд 93. Заключительная часть урока. Правильно проведенная основная часть урока вызывает у
детей некоторое нервное возбуждение, повышение частоты пульса и учащение дыхания.
Чтобы создать благоприятные условия для перехода учащихся к другому виду деятельности, организм школьников необходимо привести в более спокойное состояние. Снижение нагрузки, начавшееся в конце основной части, должно завершиться с окончанием урока. Постепенный переход к относительно спокойному состоянию достигается путем применения простых построений, ходьбы, ритмических и глубоких дыхательных упражнений, спокойных игр.
Слайд 10Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры:
1. Обстановка на
уроке и поведение учителя;
2. Использование игрового и соревновательного метода;
3. Разнообразие используемых на уроке средств и методов. Известно, что однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний.
Слайд 11Подготовка учителя к уроку
Хорошая подготовка учителя к урокам – залог успешного
их проведения.
Подготовку к урокам учитель начинает задолго до начала учебного года. Он внимательно знакомится с программным материалом, продумывает последовательность его изучения. Много внимания учитель уделяет планированию программного материала в соответствии с конкретными условиями школы и климатическими условиями. В процессе подготовки к урокам учитель знакомится с методической литературой, опытом других педагогов и все лучшее использует в своей работе.
Слайд 12- Готовясь к очередному уроку, учителю надо учесть итоги предыдущих уроков
и в связи с этим решить, какой материал повторить, а какой изучить.
- Составляется план, и определяются конкретные образовательные задачи урока, которые должны быть сформулированы четко и ясно.
- Планы уроков по форме записи могут быть различными, но в каждом должны отражаться: дата и номер урока, задачи, место проведения, оборудование и инвентарь, содержание, дозировка.
Слайд 13Физическая нагрузка на уроке
При подготовке к уроку учитель решает вопросы, связанные
с физической нагрузкой. Под физической нагрузкой понимается определенное воздействие на организм занимающихся, вызываемое процессом урока и физическими упражнениями.
Физическая нагрузка в значительной мере определяется дозировкой физических упражнений, т. е. количеством упражнений, их повторяемостью, временем, отводимым на выполнение упражнений, а также условиями их выполнения.
Слайд 14Учителю на каждом уроке следует добиваться достаточной физической нагрузки на организм
занимающихся, что параллельно с решением образовательных задач обеспечит необходимое улучшение функциональной деятельности организма. Для этого нужно умело пользоваться физическими упражнениями и знать, какое влияние они оказывают на организм занимающихся. Существует много способов для определения влияния физических упражнений на организм. К ним относятся: измерение кровяного давления, температуры тела, пульса, исследование состава крови и д. р. Из указанных способов учитель чаще всего может использовать измерение пульса.
Слайд 15Трудностью в регулировании нагрузки является значительное количество одновременно занимающихся детей, имеющих
различную физическую подготовку. В практической работе надо ориентироваться на детей со средней физической подготовкой.
Более сильным ученикам следует давать индивидуальные задания, предлагая им дополнительные упражнения, а ослабленных детей внимательно оберегать от перегрузки, ограничивая их в выполнении упражнений.
Физическая нагрузка на уроке регулируется:
а) изменением количества упражнений и игр;
б) различным количеством повторений упражнений;
в) увеличением или уменьшением времени, отводимого на выполнение упражнений;
г) применением различного темпа выполнения;
д) увеличением или уменьшением амплитуды движений;
е) осложнением или упрощением выполнения упражнений;
ж) применением в упражнениях различных предметов.
Слайд 16Основы техники безопасности на уроках физической культуры
Проблеме соблюдения техники безопасности на
уроках физической культуры, несомненно, отводится одно из важных мест в системе организации учебно-воспитательного процесса школьников. Следуя общепринятым нормам и стандартам, учитель физкультуры должен всегда четко знать инструкцию по техники безопасности.
Учителя физкультуры обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий физической культуры и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий, не допускать причинение вреда здоровью детей [9, С. 43].
Слайд 17Общие требования по технике безопасности, относящиеся непосредственно к учителю по физической
культуре, включают в себя следующие обязательные компоненты:
Слайд 181. Учителя физкультуры в своей практической деятельности по физическому воспитанию должны
руководствоваться инструкцией по технике безопасности, государственными актами и документами по охране труда, разработанными Министерством образования РФ, и осуществлять контроль за соблюдением учащимися правил и инструкций по охране труда.
Слайд 19 2. Учитель физкультуры или другое лицо, проводящее занятие по физической
культуре и спорту, несет ответственность за сохранность жизни и здоровья обучающихся воспитанников.
Слайд 20 3. Учитель физкультуры должен:
- проходить курсы (не реже 1
раза в 5лет) по охране труда;
- принимать участие в испытании гимнастических снарядов и оборудования;
- вносить предложения по улучшению условий проведения образовательного процесса;
- организовывать изучение обучающимися воспитанниками правил по охране труда в быту и т.д.
Слайд 214. Учитель физкультуры должен знать:
- подготовленность и функциональные возможности каждого
учащегося;
- медицинскую группу, к которой учащиеся отнесены по результатам медицинского осмотра;
- учащихся, освобожденных врачом от физических упражнений после болезни, и отмечать учащихся, отсутствующих на уроке [10, С. 33].
Слайд 22Педагогические технологии физического воспитания
Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера
воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с детьми,
производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Педагогическая технология есть некоторая проекция теории и методики воспитания на практику воспитания, сфокусированный в одной точке, краткой по времени, едва уловимой по способам, индивидуализированной в силу широчайшего многообразия персональных особенностей личности учителя и ученика.
Слайд 23Таким образом:
- развитие ребенка происходит тогда, когда он сам, проявляя активность,
взаимодействует с миром;
- характер этой активности определяется субъективно свободным отношением личности;
- педагогическое влияние должно ориентировать воспитанника на определённое отношение к социальным ценностям;
- взаимодействие педагога и весь процесс взаимодействия с ребенком должен производиться на уровне современной культуры и в соответствии с целью воспитания.
Слайд 25Выводы:
Урок физической культуры в школе является достаточно сложным учебно-воспитательным процессом, который
имеет множество различных компонентов, свою специфичную структуру и содержание. Хорошо подготовленный, организованный и проведенный урок является достоянием затраченных сил и стараний учителя, залогом гармоничного развития школьников, без потери здоровья, а с приобретением его, повышение у них интереса к физической культуре и спорту. Урок оказывает разностороннее влияние на организм и личность учащихся, формирует у них различные мотивы к занятиям физическими упражнениями, которые в некоторой степени влияют на проведение урока в целом.
На качество проведения урока непосредственно влияет и сама подготовка учителя к нему, его способности организовать детей и вызвать у них интерес к занятиям.
Слайд 26Глоссарий:
1. Физическое упражнение – это такое двигательное действие, которое направлено на
реализацию задач физического воспитания;
2. Физическая нагрузка – степень интенсивности и продолжительности мышечной работы;
3. Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера воздействия на обучающихся;
4. Игровой метод – это метод, который исключает принуждение к учению, где обучение идет через игру;
5. Соревновательный метод – это один из методов физического воспитания, в котором обучение идет через проведение соревнований;
6. Планирование программного материала – это составление плана и конспекта занятия, и подбор дидактического материала;
Слайд 277. Техника безопасности – это система организационных и технических мероприятий и
средств, предотвращающих воздействие на занимающихся опасных факторов;
8. Спортивное оборудование - изделия (инвентарь) для занятий физической культурой и спортом, изготовленные в соответствии со стандартами;
Слайд 28Список использованной литературы:
Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика
воспитания: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ Под ред. В. А. Сластенина. – 3-изд. исп. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
Гандельсман А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста (медико-биологические основы)/ А.Б. Гандельсман, К.М. Смирнов. – М.: Физкультура и спорт, 2006.
Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2004.
Кузин В.В., Полиевский С.А./ Баскетбол. Начальный этап обучения, - М.: Физкультура и спорт, 2003.-133с.
Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно – педагогический аспект./ Ю.А. Янсон. Книга для педагога. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 624с.
Слайд 29Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе./А.П. Матвеев. Учеб. пособие
для студентов ССУЗов.-М.:Владос-пресс,2003.-248с.
Физическая культура в начальной школе./ Учебная программа для учащихся 1-4 классов. А. П. Матвеев М.В.Малыхина. - М.:Дрофа,2000. П.Янсон Ю.А.Физическая культура в школе. Книга для педагога. Ростов н/Д: Феникс,2004-624с.
Безруких М.М. Возрастная физиология./М.М. Безруких. Учебник для ВУЗов-М.: изд. Центр Академия,2001 -520с.
Бальсевич В.К., Болышенков ВТ., Рябин уев Ф.П. Концепция, физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательныхшкол //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 2. – С. 42-46.
Залетаев И.П, Муравьев В.А. Анализ проведения урока физкультуры: М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 92 с.
Слайд 3011. Теория и методика физического воспитания. Учеб.вузов физ.культуры./ под общей ред.
Л.П. Матвеева и А.Д.Новикова. Изд.2-е испр. И доп.(в 2-х.).М. «Физкультура и спорт»,2001-530 с.
12. Психофизиология ребенка, Учебник для ВУЗов-М.: изд. ЦентрВладос,2000-144с.
13. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта:/Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. Учебное пособие для ВУЗов. -М.: Изд.центр «Академия»,2001.-480с.