Слайд 1Представления о физическом совершенстве и превосходстве в Античности. Проблемы развития атлетики
Слайд 2Расцвет культуры Древней Груции оказался столь удивительным, что до сих пор
вызывает глубокое восхищение и дает основание говорить о настоящей загадке «греческого чуда». Суть этого чуда состоит прежде всего в том, что только греческому народу почти одновременно и практически во всех областях культуры, в том числе и в физическом совершенстве, удалось достичь невиданных высот. Никакой другой народ — ни до, ни после — не смог сделать ничего подобного. И если греки были не первыми, то они были лучшими, причем в такой степени, что по многим параметрам и сегодня остаются таковыми.
Слайд 3Афинские мыслители считали, что гражданин города Афины должен быть:
1. Совершенным воином,
защитником своего города-государства. Для этого с детства мальчики посещали гимнастические залы, ипподромы, где овладевали воинскими искусствами.
2. Воинский труд, считали афиняне, лишь средство для занятий, которые только и достойны гражданина, а это занятия политикой. Для этого граждане должны знать законы полиса, уметь хорошо, красиво говорить - быть ораторами, обладать навыками государственного и городского управления.
3. Но и воинские умения, и занятия политикой не делают человека совершенным. Так как совершенство и в природе, и в обществе связано с прекрасным, то овладение навыками прекрасных, совершенных поступков придает воспитанию человека полноту и законченность. Поэтому эстетическое развитие гражданина - третья составляющая его культуры. И афиняне многое делали для того, чтобы в школах овладевали мусическими искусствами - искусством стихосложения, основами музыкального исполнительства, знаниями произведений литературы, в частности, поэм Гомера, Гесиода.
Слайд 4Духовный мир Греции стимулировал смелые начинания исследование неизвестного, развитие умственных и
физических способностей человека. Общественным идеалом на Востоке было постоянство, покорность и услужливость, а у греков — независимость, свобода, стремление к высшим достижениям во всех областях жизни. Такой образ жизни, получивший развитие из антропоморфной мифологии, привел к признанию общественной саморегулирующей роли физической культуры, которое вплоть до наших дней является источником развития физического воспитания, спорта и танцевального искусства.
Слайд 5В гомеровский период физическое воспитание в Греции, судя по косвенным упоминаниям,
содержащимся в «Илиаде» и «Одиссее», отвечало требованиям военной демократии. Однако сложившиеся в период IX—VIII вв. новые условия объективно вызвали преобразование физической культуры. Самооборона полисов и удержание в повиновении подвластных слоев сделали жизненно важным переход к физической подготовке в специальных заведениях.
Племенные формы несистематического военного обучения были заменены подготовкой, соответствовавшей специфическим особенностям полисов, их географическому положению, местным видам вооружения и традициям культа. В течение VIII века местные особенности стали играть все меньшую роль. Была создана эллинская система физического воспитания, или античная гимнастика.
Слайд 6Изучая научную литературу можно определить идеал физического совершенства как мощный стимул
и мотив улучшения здоровья, основанный на гармоничном сочетании физических, эстетических, здоровье формирующих параметров, отражающих исторически сложившиеся представления о красивом, совершенном теле, личности, индивидуальности и духовности человека.
Слайд 7В Древней Греции человека считали мерой всех вещей и прославляли человеческое
тело. Физически красивым называли человека здорового и сильного, пропорционально и гармонично сложенного, владеющего своим телом, с правильными чертами лица. Вместе с тем, идеал физического совершенства не сводился только к атлетическому телосложению и правильным чертам лица. Красота многообразна и очень индивидуальна.
Слайд 8Физическое развитие рассматривалось в единстве с нравственным и умственным. Отпечаток нравственной
и умственной красоты проявляется во внешнем облике человека. Жизнь ума и сердца отражается в выражении лица, глаз, осанке, жестах, манере себя держать. Внутренняя красота может быть скрыта, но людям с развитым эстетическим вкусом, художникам, писателям удаётся открыть её в неповторимых индивидуальных чертах характера.
Слайд 9Образование античности было ориентировано на воспитание достойных граждан, участвующих в общественной
жизни, государственных деятелей, полководцев, войнов. В обучении стремились воспитать гражданина, совершенного физически и нравственно в соответствии с идеалом гармонического развития. Физическое совершенство оттачивалось в спортивных состязаниях, являвшихся высшим проявлением состязательности, стремления к первенству, победе над соперниками.
Атлеты отражали с одной стороны силу и мощь родного города, а с другой – общеэллинский идеал всестороннего развития и физического совершенства личности. В работах античных мастеров запечатлён эталон человека – победитель Олимпийских игр, обладающий неимоверной физической силой. Эти произведения искусства остаются идеалом красоты и сегодня, претерпев некоторые изменения.
Слайд 10Специфика античного искусства заключается в том, что оно отразило целесообразность пропорций
человеческого тела. Это позволяет характеризовать идеал физического развития в Древней Греции как непротиворечивый: эстетический и физиологический аспекты сближаются до полного совпадения. Наследие античности составляет базу формирования современных представлений о красоте человеческого тела.
Слайд 11 (от греч. athlesis—борьба, упражнение), искусство физ. упражнений, выражающееся в рекордных
достижениях, требующее хорошего развития тела и длительной подготовки. В историческом прошлом атлетика сложилась в результате стремления определенных групп населения выработать в себе такие телесные свойства и навыки, которые укрепляли бы их власть над рабами и мощь в борьбе с другими группами населения. Наиболее яркое оформление атлетика получила в древней Греции, где, в силу высказанных соображений, культ красивого и здорового тела стоял особенно высоко и атлетическим соревнованиям придавались громадное общественное значение и характер общенациональных религиозных празднеств. Наиболее известны Олимпийские игры (в честь Зевса Олимпийского), происходившие раз в четыре года. Значение этих игр в общественной жизни древней Греции было настолько велико, что счет времени велся по Олимпиадам, а победителю воздавались божеские почести.
Атлетика
Слайд 12После упадка в Средние века, когда преобладала система религиозного умерщвления плоти,
атлетика возрождается с развитием капитализма, но видоизменяет свое содержание и формы в зависимости от новых условий. В капиталистических странах атлетика превращается в цирковую, зрелищную, ничего общего со здоровьем не имеющую атлетику; вообще, она становится на службу господствующего класса. В советских республиках атлетика принимает свое особое оформление, войдя в систему советской физической культуры и подчинившись ее задачам и целям.
Слайд 13В научном отношении под атлетикой нужно понимать все физ. упражнения, требующие
зрелости организма, превышающие средние нормы силы, быстроты и выносливости и связанные, кроме того, с выявлением высших достижений этих качеств в соревнованиях. Допущение к соревнованиям и сами соревнования поэтому должны проходить под врачебным контролем. Термины легкая и тяжелая атлетика, являясь условными, не определяют степени фактической нагрузки и затраты энергии организма, т. к. последняя зависит от учета сил и свойства организма, предварительной тренировки и последующей правильной дозировки заданий; без этого и от легкой атлетики физиологический эффект может оказаться очень неблагоприятным, особенно при развитии так называемого рекордсменства.
Слайд 14Подводя итоги, можно сказать, что уже в древневосточной и античной натурфилософии
сложилась концепция не только единства физического и духовного в сущности человеческой личности, но и четкое понимание неразрывной взаимосвязи физической культуры и физического воспитания с общим потоком историко-культурного развития общества, в котором сущность, содержание и функции физической культуры обусловлены теми же внутренними закономерностями, как и поступательное развитие материальной, духовной и социальной сфер культуры человечества в целом.
Античные идеалы и в настоящее время ставят как пример для атлетов.
Выводы
Слайд 15Спасибо за внимание!
Выполнила Когановская Е.Л.