Слайд 1Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №24
Исследовательская
работа по
физической культуре
Тема:
«Правильная осанка - залог здоровья и красоты»
Подготовлена
учащимися 7д класса
Урмановой Дарьей
Беловой Анастасией
Боровенской Юлией
Руководитель:
учитель физической культуры
Серукова Татьяна Алексеевна
г.Ковров
2017 год
Слайд 2Актуальность исследовательской работы
В настоящее время наблюдается ухудшение состояния позвоночника у значительной
части школьников за период обучения в школе. Актуальность работы заключается в том ,что количество детей с нарушением осанки с каждым годом увеличивается. Меры профилактики с детьми, с нарушением осанки, очень важны. Проблема нарушений опорно-двигательного аппарата у детей актуальна не только в России, но и во всем мире, поэтому заболевания костно-мышечной системы признаны ВОЗ главным направлением исследований.
Слайд 3Статистика
По результатам медицинских осмотров в нашей школе у 106 учащихся ,
что составляет 12,2% от общего количества обучающихся , выявлены нарушения осанки, в том числе у 37 (34,8%) наблюдается заболевание сколиозом, у 69 учеников отмечается плоскостопие.
Значение правильной осанки у детей велико, так как в этот период идёт рост и формирование скелета.
Слайд 4Цель исследовательской работы
Определить нарушения осанки у учащихся начальных и 5 классов
(с ОВЗ) нашей школы
Выявить причины нарушения осанки у учеников.
Разработать рекомендации для детей, родителей, по сохранению правильной осанки и профилактики нарушений.
Слайд 5
Задачи исследовательской работы
1.Уточнение и расширение представлений об осанке человека, используя
литературные источники, интернет, беседуя с медицинским работником и учителем физической культуры.
2.Ознакомиться с новыми нормативами СанПин, которые вышли в свет в сентябре 2016 г., «О введении санитарно – эпидемиологических правил и нормативов».
3.Провести наблюдения и исследования состояния осанки учащихся 1-4 - 5 классов (в которых обучаются дети с ОВЗ).
4 Выявить факторы, влияющих на осанку учащихся, причин нарушения осанки у детей.
5.Проведение анкетирования учащихся «Твоя осанка»
Слайд 6Задачи исследовательской работы (продолжение)
6.Привлечь внимание школьников, родителей к проблеме профилактики нарушения
осанки.
7. Подобрать физические упражнения для профилактики нарушения осанки и коррекции осанки.
8. Разработать рекомендации для учащихся и родителей по сохранению правильной осанки у детей.
Слайд 7Используемые методы исследования
Наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, взвешивание, мониторинг, анализ, сравнение.
Объектом исследовательской работы являются учащиеся 1- 4 и 5классов (С ОВЗ)
Предмет исследовательской работы - осанка учащихся , причины появления нарушений осанки у учащихся
Слайд 8Гипотеза:
если соблюдать гигиенические требования,
выполнять определенные правила по сохранению осанки, заниматься физическими
упражнениями для укрепления мышц, то можно повысить эффективность формирования правильной осанки у школьников.
Слайд 9Предмет исследования:
Опорно – двигательный аппарат учащихся
3-5 классов школы и факторы
влияющие на формирование осанки школьников.
Предполагаемый результат: снижение процента учащихся с нарушением опорно – двигательного аппарата.
Место проведения исследования:
МБОУ СОШ № 24
Срок и продолжительность исследования: 15.03. 2017 года -10.05.2017 года
Слайд 10
1.1.Характеристика правильной осанки.
Осанка- это привычная вертикальная поза, вертикальное положение тела в
покое и при движении. Каждый человек имеет только одну, присущую только ему привычную осанку. Осанка обычно ассоциируется с выправкой, привычной позой, манерой держать себя.
Слайд 11
Правильная осанка характеризуется следующими признаками:
оси туловища и головы расположены по
одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры;
тазобедренные и коленные суставы разогнуты;
изгибы позвоночника (шейный, грудной) умеренно выражены;
плечи умеренно развернуты и слегка опущены, симметрично расположенные лопатки не выдаются;
грудная клетка умеренно выступает
живот плоский.
Слайд 12
Осанка человека показатель не только физического здоровья, но и психического
равновесия.
Осанка формируется в детстве и может изменяться в течении жизни.
Слайд 13Нарушение осанки.
По статистике у 50– 82 % младших школьников имеются нарушение
осанки. Обычно нарушения осанки возникают в периоды бурного роста с 5 до 14 лет. Это время, когда кости и мышцы увеличиваются в длину, а механизмы поддержания позы еще не приспособились к произошедшим изменениям.
Слайд 14Виды нарушений осанки:
а)сколиоз - боковое искривление позвоночника;
б)кругло – вогнутая спина
(увеличен грудной кифоз, увеличен поясничный лордоз);
В)сутулость (увеличен грудной кифоз);
плоская спина – сглажены все физиологические изгибы позвоночника.
К круглая спина (резко увеличен грудной кифоз, почти нет поясничного лордоза);
Слайд 15
Сколиоз –заболевание позвоночника
Сколиоз, появляющийся в школьные годы, характеризуется искривлением грудного отдела
позвоночника вправо и поясничного отдела влево.
Сколиоз может быть врожденным и приобретенным.
Слайд 16Правила соблюдения правильной осанки
Слайд 17Причины нарушения осанки
Врожденные :( родовые травмы)
Приобретенные: слабое развитие или недоразвитая
мускулатура;
мышцы удерживающие позвоночник в неправильном положении развиваются ассиметрично;
последствие перенесенной болезни(рахит);
отсутствие правильного режима у ребенка;
мебель не соответствует росту школьника;
рабочий стол плохо освещен;
ношение портфеля в одной руке;
очень мягкая постель.
Слайд 18Нарушение осанки и здоровье.
Нарушение естественного положения тела – сопровождается смещением сердца,
лёгких, и других внутренних органов, в связи с чем они хуже выполняют свои функции.
Менее работоспособными становятся мышцы.
Ухудшается кровообращение мозга и как следствие
уменьшается умственная работоспособность, внимание, ухудшается память.
При нарушенной осанке снижена жизненная ёмкость лёгких.
Затруднена работа сердца, органов пищеварения
Часто беспокоят головные боли.
Быстро наступает переутомление.
Нередко у детей с нарушенной осанкой развивается близорукость. Вот почему говорят , что правильная осанка – залог здоровья.
Слайд 20Исследования осанки
Предложили учащимся встать у стены(без плинтуса),так, чтобы пятки, икры,
ягодицы лопатки и затылок касались стены. Определили на каком расстоянии от стены находился шейный и поясничный отделы позвоночника у каждого ученика. Шейный и поясничный лордоз (т.е.изгибы) в норме должны составлять не более, чем 3см,если так то осанка правильная. В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ МЫШЦЫ БРЮШНОГО ПРЕССА СЛАБЫ И ЖИВОТ ОТТЯГИВАЕТ ПОЗВОНОЧНИК ВПЕРЁД.
Тест №1.
Слайд 21Исследования осанки
Тест №2
Измерили расстояние
от седьмого позвонка
(самый выступающий на шее) до нижнего угла левой лопатки детей.
Это же расстояние до угла
правой лопатки должно быть
совершенно таким же,
при правильной осанке.
Слайд 22Исследования осанки
С помощью метра мы определили значение ширины плеч со
стороны груди. Затем приложили его к спине – мы узнали длину плечевой дуги.
Этот показатель принимали за 100%. Если ширина плеч со стороны грудной клетки составляла не менее 90% от плечевой дуги, значит, плечевой индекс у ребёнка в норме.
Тест №3
Слайд 23Показатели состояния осанки у учащихся начальных классов (ОВЗ)
72,3%
Слайд 24Общие показатели состояния осанки
в начальных классах
Выводы.
1.Проведено исследование состояния осанки
у 87 учащихся начальных классов. Выявлено у 27 человек (что,составляет27,7 %) нарушения осанки. В 3в и 4в классах ,с нарушением зрения наибольший процент.
Слайд 26Показатели состояния осанки у учащихся 5 классов (ОВЗ)
,
Слайд 27Показатели состояния осанки у учащихся 5 классов (ОВЗ)
Слайд 28Мониторинг. Показатели нарушения осанки в 5 классах(ОВЗ)
Слайд 29Выводы
Проведено исследование состояния осанки у 34 учащихся 5 классов. Выявлено,
что у 12 (26,4%)учащихся имеются нарушения осанки, наибольший процент нарушений от общего количества учащихся 37,5% отмечается в 5в классе, в котором обучаются дети с нарушением зрения.
Слайд 30Динамика состояния осанки у учащихся
Слайд 31Результаты диагностики
При общем анализе состояния осанки по классам было отмечено,
что наименьшее количество детей с нарушением зрения в 4 г и 5г классах. В 4г классе – из 14 учащихся,7 человек (50%) занимаются в секциях (самбо, дзюдо, танцами и других секциях). В 5г классе наблюдается наименьшее количество учащихся с нарушением осанки,(2 чел,14,2%), так как большинство учащихся класса (10 учащихся) занимается спортом, в школьной секции по общей физической подготовке.
Слайд 32Выводы
Ухудшения состояния осанки у учащихся 5 классов нашей школы (по годам
обучения)не отмечается . Наблюдается положительная динамика показателей в 2016-2017 учебном году. Дополнительные занятия ритмикой в школе, занятия спортом в секциях, контроль и самоконтроль за осанкой способствовали сохранению и улучшению состояния опорно-двигательного аппарата у учащихся.
Слайд 33Анкетирование на тему «Твоя осанка»
учащихся 4-5 классов
1Любите ли вы проводить свободное
время у компьютера, телевизора – (56%),
2.Делаете ли дома утреннюю зарядку – (13%)
3.Посещаете ли спортивные секции - (40%)
4.Имеете привычку , сидеть за столом согнувшись, низко наклонив голову – ( 31%)
5.Знаете ли последствия нарушений осанки для себя- 60%
6.В школу ходите с ранцем -95 %
7.Имеете привычку лежать на мягком матраце – (17%)
8.Испытываете усталость или боль в спине после уроков- (45%)
Слайд 34Факторы влияющие на осанку.
Проверяем соответствие гигиеническим нормам школьные портфели.
Максимально допустимый вес портфеля (Новые Санпины с 1 сентября 2016 года)
классы Взвешиваем ранцы учеников
1-2 не более 1,5 кг Средний вес ранца
3-4 не более 2 кг у учащихся 1-2 классов
5-6 не более 2,5 кг 2,5 кг, превышена
7-8 не более 3,5 норма на 1кг,
9-11 не более 4 кг у учащихся 3-4 классов-3,5кг
(2кг норма)
у учащихся 5кл.-3,8 кг(норма 2,5 кг)
Слайд 35Рейд «Что лежит в твоём ранце?»
Выводы:
учащиеся носят много лишних
вещей в ранце;
основной вес ранцев составляет не только тяжёлые учебники , но и лишние вещи бутылки с водой, учебники по предметам, которых нет в расписании, художественная литература, игрушки.
Слайд 36Наблюдения за посадкой учеников
3-4 классов (ОВЗ)
Слайд 37Выводы :
К концу учебных занятий (по нашим наблюдениям)17 учащихся 3-4 классов
сидели неправильно, как им удобно.
Это показатель того, что у этих детей навыки правильной посадки не достаточно выработаны, наблюдалась усталость у учеников, у отдельных учащихся вероятно слабо развиты мышцы спины и шеи.
Слайд 38Двигательная активность
Большое значение для формирования правильной осанки детей, укрепления мышц и
связок имеют физические упражнения.
В нашей школе проводятся 3 урока физической культуры, уроки ритмики, занятия в спортивных секциях (футбола, О.Ф.П,
спортивных игр и подвижных игр),соревнования, турниры;
физкультурно-оздоровительные мероприятия, на уроках применяются физминутки, специальные упражнения на осанку и профилактические комплексы.
Слайд 39Двигательная активность
Выводы:
недостаточная двигательная активность наблюдалась у детей с нарушением осанки (узнали
из беседы с учителем физкультуры).
некоторые учащиеся предпочитают больше заниматься компьютерными играми, смартфонами, телефонами, не активны на уроках физкультуры, не посещают секции и осанка у таких детей сутулая, мышцы спины и брюшного пресса слабые.
Слайд 41Результаты,выводы
Проведя исследование и изучив литературу мы выяснили, что проблема нарушений
осанки в нашей школе существует.
Анализируя результаты исследований осанки 1-4 , 5 классов(ОВЗ),сделали вывод что % детей с нарушением осанки ( 39 чел., 32 %)ниже чем, по статистике по России (от 50% и выше)и большого увеличения количества детей с патологией ОД в школе не наблюдается.
Выявлены факторы , влияющие на осанку учащихся 1-4,5 классов (с овз) в нашей школе.
В настоящее время дети очень любят долго проводить свободное время у мониторов компьютеров, не задумываясь о возможности искривления позвоночника
Слайд 42Результаты, выводы
Вес ранцев у некоторых школьников превышает допустимые нормы, из-за того
,что в ранце много лишних принадлежностей.
Посадка учащихся на уроках не всегда соответствует правильной, особенно на последних уроках.
У некоторых учащихся наблюдается слабое физическое развитие , в связи с ОВЗ, недостаточно развиты мышцы спины и брюшного пресса. Правильная осанка –залог хорошего здоровья и красоты!
Слайд 44
Результативность исследования
Теперь каждый из нас понимает, что его здоровье в его
руках. Эта проблема стала интересна не только нам, но и нашим одноклассникам. Планируем продолжить работу.
Мы оформили на школьном стенде уголок здоровья, оформили советы по профилактике и исправлению осанки, провели беседы с младшими школьниками о важности сохранения правильной осанки для здоровья.
Разработали рекомендации для учащихся и родителей и комплексы упражнений на осанку.
Слайд 45Заключение
Проведя исследования и изучив литературу мы выяснили и доказали проблема
нарушений осанки существует и в нашей школе, но она успешно решается.
Мы узнали, что в организме человека всё взаимосвязано. Правильная осанка – залог не только красивой фигуры, но и хорошего состояния здоровья.
Все отклонения в осанке , представляют большую опасность. Но мы теперь знаем как можно избежать этих проблем
Слайд 46Заключение (продолжение)
Между осанкой и здоровьем ребенка существует прямая связь, правильная осанка
это не только залог красоты , но и крепкого здоровья. Все отклонения в осанке, представляют большую опасность, если они не выявлены своевременно и не приняты меры для их устранения. Ели у вас неправильная осанка, не расстраивайтесь - ее можно исправить, если постоянно контролировать свою осанку , выполнять все рекомендации и комплексы упражнений, которые мы предлагаем
Слайд 47
Правила для поддержания правильной осанки.
ВАЖНО!
Выполнять упражнения по укреплению
мышц туловища.
При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.
Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.
Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.
Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).
Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.
Слайд 48Рекомендации по сохранению правильной осанки
Неправильная осанка может не только нанести непоправимый
вред здоровью, но и испортить человеку жизнь.
Особенно портит осанку неправильная поза за столом или во время игры.
Сидеть нужно так, чтобы иметь опору для ног, спины и рук при симметричном положении головы, плечевого пояса, туловища, рук и ног.
Сидеть нужно так, чтобы спина касалась спинки стула вплотную, расстояние между грудью и столом должно быть 1,5 – 2 см.
Расстояние от глаз до стола должно быть 30 см.
Книгу надо держать в наклонном положении, а тетрадь надо класть под углом в 30 градусов.
Нельзя читать лежа на боку, носить в одной и той же руке тяжести. Осанку нарушает езда на велосипеде.
Слайд 49Рекомендуем: упражнения для формирования правильной осанки с гимнастическими палками
Слайд 50Упражнения для формирования правильной осанки с гимнастическими палками
Слайд 51Упражнения для формирования правильной осанки с гимнастическими палками
Слайд 52Рекомендуем:упражнения на формирование осанки с обручами
Слайд 53
Рекомендуем: упражнения для формирования правильной осанки
с мячами
Слайд 55Рекомендуем:
упражнения для формирования правильной осанки на фитболах
Слайд 56Упражнения для формирования правильной осанки с фитболами
Слайд 57Упражнения для формирования правильной осанки с гимнастическими палками
Слайд 59Главное в жизни - это здоровье!
С детства попробуйте это понять!
Главная ценность - это здоровье!
Его не купить, но легко потерять.
Слайд 61Аннотация
Данная работа посвящена изучению и профилактике нарушений осанки у школьников. Вопросы
заболеваний опорно – двигательного аппарата очень важны в школе, а потому в работе проведено теоретическое и практическое исследование, в которое активно включены школьники и которое направлено на выявление и предупреждение данной патологии.
Проведено достаточно объемное исследование, определившее вопросы:
Количество детей(С ОВЗ) имеющих нарушения осанки,
Занятость в спортивных секциях и кружках.
Определены факторы, влияющие на осанку детей в школе;
Разработаны рекомендации для учащихся, родителей, оформлен стенд «Здоровье», плакаты и презентации с рекомендациями, представлены комплексы упражнений.
Руководитель исследовательской работы , учитель физкультуры:
Серукова Т. А.