Слайд 1
Исследовательская работа
«Средняя общеобразовательная школа №4 » города ЖЕЗКАЗГАН
Гребёнкина Юлия
Слайд 2Тема: Повышение двигательной активности учащихся на уроках физической культуры и качество
усвоения
учебного материала
Слайд 3Актуальность темы:
Снижения двигательной активности школьников на уроках физической культуры.
Значительное
ухудшение здоровья населения, особенно подростков 14 – 17 лет.
По данным Минздравмедпрома РК
14% - детей практически здоровы
50% - имеют функциональные отклонения
36% - хронические заболевания
Причина:
- социально – экономическая ситуация
- сложная экологическая обстановка
- образ жизни
Слайд 4 Главная причина низкого образования – это несоответствие классной формы
организации обучения современным требованиям к его качеству и эффективности. Классная форма имеет следующие противоречия:
не учитывает приоритеты личности ученика, его мотиваций, интересов, его права на самореализацию в том, к чему у него есть и задатки, и способности, и наибольшие шансы на успех;
педагогические отношения строятся, в основном, через подчинения, а не через сотрудничество;
невозможно дать полноценный объем, интенсивность физических нагрузок на уроке, потому что календарный возраст не совпадает с биологическим, что замедляет развитие физических качеств и способностей у учащихся;
низкая физическая нагрузка на уроке не может обеспечить процессы адаптации организма к физическим нагрузкам;
порождение среди учащихся протестующих, которые не хотят выполнять упражнения против своей воли, что вызывает конфликты между учениками и учителем.
Слайд 5
Методы и организации исследования
Цели:
- определить отношение учащихся к урокам физической культуры
- можно ли поднять двигательную активность учащихся и качество усвоения учебного материала на уроке?
- можно ли избавиться от существующих проблем?
Провели исследования среди учащихся 6-8 классов (наблюдения, анкетирования, эксперимент, беседа с учащимися и с учителями физической культуры).
Слайд 6 Анкетирование
Ответили на вопросы 145 учащихся
школы:
Кто любит уроки физической культуры? да – 130, нет – 15 учеников.
Какой учебный предмет важнее?
Учащихся школы ставят на первое место.
56% – физическую культуру
22% – математику
12% – русский язык
6% – физику
4% – историю
По данным анкетирования видно, что дети любят уроки физической культуры.
Больше половины учащихся считают, что укрепление здоровья важнее.
Слайд 7Проблемы
Если детям нравятся уроки физической культуры, то почему же
у нас очень много проблем:
с ношением спортивной формы;
с не выполнением отдельными учащимися требований учителя;
с низкой активностью учащихся на уроке;
с освобожденными детьми (родители покупают справки);
с протестующими детьми (не признают, какой-то раздел программы, не хотят заниматься против своей воли и желания);
с прогульщиками уроков и т. д.
Слайд 8 Во всех этих проблемах дирекция школы обвиняет учителей физической культуры,
считает, что они плохо работают, не справляемся с этими проблемами, не могут заинтересовать детей. Беседуя, с учителями физкультуры других школ города и района на семинаре выяснилось, что эти проблемы, к сожалению, существуют во всех общеобразовательных школах, хотя учителя работают все по-разному. Учителя физической культуры говорят, что проблемы были до нас и будут и после нас, если не изменить систему образования и форму обучения.
Исследования показали, что проблемы возникли с появлением системы образования, а именно при классно – урочной форме обучения.
Слайд 9 Выбери свой любимый вид спорта
В анкете было предложено ученикам выбрать
из учебной программы по желанию виды спорта: баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, гимнастика,
чтобы уроки проходили эффективнее.
Из 145 учеников выбрали:
один вид спорта – 34 ученика;
два – 75 учеников;
три – 30 учеников;
четыре – 6 учеников;
пять, шесть видов никто не выбрал.
Хотят заниматься на уроке баскетболом – 25% учащихся, волейболом – 12%, футболом – 23%, гимнастикой – 12 %,
легкой атлетикой – 8%
Слайд 10 Результаты исследования показывают:
- программа по
физической культуре представляет собой многоборье, но никто из учеников не хочет быть многоборцем;
- дети любят не все разделы учебной программы, они хотят работать по интересам, а именно заниматься своим любимым видом спорта;
- требования учебной программы порождают протестующих учеников, они не хотят заниматься теми разделами, которые им не нравятся, и невольно возникают конфликты между учителем и учеником;
- падает уважение к учителю, который строго придерживается учебной программы;
- дети любят свою физкультуру.
Слайд 11Какое же состояние преподавания физической культуры в нашей школе?
Нами проведены
исследования и наблюдения за активностью учащихся на уроках физической культуры.
Результаты исследования показали:
16% учащихся проявляют активность на уроке и усваивают учебный материал;
58% слабо активные, не усваивают материал;
26% неактивные (освобожденные и протестующие, которым не нравится какой – то раздел учебной программы).
В итоге 84% учащихся не проявляют интерес к урокам физической культуры, так как учитель предлагает упражнения по разделу учебной программы, которые им не нравятся, и работают на уроке без желания, против своей воли, вследствие чего уроки неэффективны и мало результативны. Начиная с 5-ого класса, ежегодно растет процент слабоактивных и неактивных детей на занятиях.
Слайд 12 «Как улучшить состояние преподавания уроков физической культуры? Как поднять
двигательную активность учащихся на уроке и качество усвоения учебного материала?»
Для повышения эффективности преподавания уроков физической культуры я предложила учащимся перейти на групповую форму организации обучения на уроках физической культуры. Путем разделения класса по выбору учащихся, по их задаткам и интересам, на группы футболистов, волейболистов, баскетболистов, акробатов, теннисистов и легкоатлетов для углубленного изучения выбранного ими вида спорта можно повысить активность учащихся на уроках физической культуры, так как групповая форма занятий способствует преодолению единообразия, создает динамизм и многовариативность педагогического процесса.
Слайд 13 Структурный план учебного занятия по
групповой форме организации обучения
Подготовительная часть урока 12 мин.
1. Объявление цели и задач урока
2. Общая разминка – 8 минут
3. Специальная разминка в группах – 4 минуты
Основная часть урока в группах 28 минут
1. Овладение двигательными умениями, приёмами и действиями и их совершенствование - 12 минут
2. Формирование умений действовать в сложных условиях, применяя усвоенные навыки - 10 минут
3. Развитие физических, специальных и психологических качеств - 5 мин.
Заключительная часть урока 5 минут
1. Восстановление организма
2. Общее построение в одну шеренгу
3. Подведение итогов урока
4. Домашнее задание для самостоятельных занятий
Слайд 14
Схема расположения групп в
спортивном зале размером 24х24м
Слайд 15 Результаты эксперимента.
Весь учебный год проводили эксперимент по групповой форме с учетом приоритетов личности ученика в 7-8 классах, а, именно, занятия по интересам. В результате эксперимента активность учащихся на уроке повысилась почти на 100% и даже способствует появлению желания заниматься на уроке своим любимым видом спорта у освобожденных детей. Предлагаемая форма обучения снимает многие из наболевших проблем физического воспитания:
- дети перестали спрашивать: «А что мы будем делать на уроке?». Теперь учащихся знают, что они будут заниматься своим любимым видом спорта;
- многие ученики стали относиться ответственнее к урокам физической культуры. Покупают соответствующую форму, одежду и обувь. Некоторые дети приходят на урок со своим инвентарем (более качественным);
- в каждой группе есть лидер, который задаёт темп в интенсивности и
объём физических нагрузок. Дети не хотят уступать лидеру в технической, тактической и физической подготовке;
- повысилась физическая нагрузка на уроке, что может обеспечить процессы адаптации организма к физическим нагрузкам;
Слайд 16 - повысился интерес у учащихся к урокам физической культуры, стал
решаться вопрос с прогульщиками, они не хотели заниматься теми разделами учебной программы, которые им не нравились;
- дети перестали конфликтовать с учителем, теперь отношение учителя с учениками строится только через сотрудничество.
Групповая форма занятий развивает у учащихся профессионализм, глубже стали изучать выбранный им вид спорта. Просматривают по телевизору и записывают на видеокассету игры лиги чемпионов, НБА, регулярный чемпионат, играют в мультимедийные программы, где хорошо отражаются технико-тактические варианты в нападении и защите. Многие дети стали заниматься дополнительно в спортивных секциях. Выросли результаты по сдаче учебных нормативов и тестов. При такой форме обучения резко повысилось качество усвоения учебного материала и уровень мастерства.
Слайд 17
Варианты
организации занятий по интересам
1.
Занятия по групповой форме;
2. Формировать классы с углубленным изучением отдельных
видов спорта, после окончание начального класса;
3. Перевести уроки физкультуры на другую смену и проводить занятия отдельно по видам спорта:
1 – урок «Баскетбола»;
2 – урок «Волейбола»;
3 – урок «Футбола»;
4 – урок «Гимнастики»;
5 – урок «Легкой атлетики», «Настольного тенниса».
Слайд 18
Заключение
Организации занятий по интересам соответствует современным требованием его качеству
и эффективности, так как резко повышает двигательную активность учащихся на уроке.
Занятия по интересам – это уроки XXI века.