Слайд 1Физиология -ее цели, задачи и методы
преподаватель ГБПОУ КК
«Новороссийский
социально-педагогический колледж»
Андрианова В.И.
Слайд 2Физиология
— это наука о функциях и механизмах деятельности клеток, тканей, органов, систем и всего организма
в целом. Физиологическая функция — это проявление жизнедеятельности, имеющее приспособительное значение.
Слайд 3Спортивная физиология рассматривает два главных вопроса:
1) Изучает физиологическую характеристику различных видов
спортивной
деятельности и,
2) Изучает физиологические механизмы адаптации организма при спортивной тренировке
Слайд 4Задачи спортивной
физиологии:
1)Дать количественную характеристику физиологических реакций отдельных систем и всего
организма для разных видов спортивной деятельности,
2.) Дать представление о физиологической адаптации организма к физическим нагрузкам, описать механизмы тех изменений в функциях различных органов и систем, которые возникают в результате систематических тренировок и обеспечивают более высокие функциональные возможности организма тренирующегося человека.
Слайд 5Методы
спортивной физиологии:
электрофизиологические методы, позволяющие регистрировать электрические процессы, не изменяя текущей
деятельности изучаемых органов и без повреждения покровных тканей — например, электрокардиография, электромиография, электроэнцефалография (регистрация электрической активности сердца, мышц и мозга). Развитие радиотелеметрии позволяет передавать эти получаемые записи на значительные расстояния, а компьютерные технологии и специальные программы — обеспечивают тонкий анализ физиологических данных.
Спирография,
Гарвардский степ-тест ,пробы Генле, Штанге
Слайд 6жизненная емкость легких
внутригрудное давление (при натуживании)
частота дыхания
частота сердечных сокращений
артериальное давление
становая сила
(сила мышц кисти и спины)
Показатели физиологического состояния организма
Слайд 7Основные физиологические процессы организма
Рефлекс- ответная реакция на организма раздражение,
осуществляемая и контролируемая
ЦНС
Гомеостаз-постоянство внутренней среды организма
Адаптация – способность организма приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды
Слайд 8Основные физиологические проявления организма
Раздражимость -это способность клеток, тканей, организма в целом
переходить под воздействием факторов внешней или внутренней среды из состояния физиологического покоя в состояние активности. Состояние активности проявляется изменением физиологических параметров клетки, ткани, организма, например изменением метаболизма.
Раздражитель - это фактор внешней
или внутренней среды действующий на живую ткань.
Слайд 9Основные физиологические проявления организма
Возбудимость - это способность живой ткани отвечать на
раздражение активной специфической реакцией - возбуждением, т.е. генерацией нервного импульса, сокращением, секрецией. Т.е. возбудимость характеризует специализированные ткани - нервную, мышечные, железистые, которые называются возбудимыми.
Возбуждение - это комплекс процессов реагирования возбудимой ткани на действие раздражителя, проявляющийся изменением мембранного потенциала, метаболизма и т.д.
Возбудимые ткани обладают проводимостью. Это способность ткани проводить возбуждение. Наибольшей проводимостью обладают нервы и скелетные мышцы.
Слайд 10Классификация раздражителей
1.По природе
а) физические (электричество, свет, звук, механические воздействия и т.д.)
б)
химические (кислоты, щелочи, гормоны и т.д.)
в) физико-химические (осмотическое давление, парциальное давление газов и т.д.)
г) биологические (пища для животного, особь другого пола)
д) социальные (слово для человека).
Слайд 11Классификация раздражителей
По месту воздействия:
а) внешние (экзогенные)
б) внутренние (эндогенные)
3.По силе:
а) подпороговые (не
вызывающие ответной реакции)
б) пороговые (раздражители минимальной силы, при которой возникает возбуждение)
в) сверхпороговые (силой выше пороговой)
Слайд 12Классификация раздражителей
По физиологическому характеру:
а) адекватные (физиологичные для данной клетки или рецептора,
которые приспособились к нему в процессе эволюции, например, свет для фоторецепторов глаза).
б) неадекватные
Если реакция на раздражитель является рефлекторной, то выделяют также:
а) безусловно-рефлекторные раздражители
б) условно-рефлекторные
Слайд 13Механизм регуляции организма
Нервная регуляция- регуляция работы органов при посредстве нервной системы
Гуморальная
регуляция-регуляция работы органов биологически активными веществами – гормонами, через жидкие среды организма
Слайд 14Значение науки
Любому тренеру и педагогу для успешной профессиональной деятельности необходимо знание функций
организма человека. Лишь учет особенностей его жизнедеятельности может помочь правильно управлять ростом и развитием организма человека, сохранением здоровья детей и взрослых, поддержанием работоспособности даже в пожилом возрасте, рациональному использованию мышечных нагрузок в процессе физического воспитания и спортивной тренировки
Слайд 15История развития науки
английский врач В. Гарвей открыл круги кровообращения.
французский ученый Р. Декарт
ввел понятие рефлекс (отражение), описав путь внешней информации в мозги обратный путь двигательного ответа.
В XIX в. работами «отца русской физиологии» И. М. Сеченова (1829-1905) заложены основы развития многих областей физиологи и — изучение газов крови, процессов утомления и «активного отдыха», а главное — открытие в 1862 году торможения в центральной нервной системе («Сеченовского торможения») и разработка физиологических основ психических процессов человека, показавших рефлекторную природу поведенческих реакций человека