Слайд 2Методика обучения
Методы обучения — теоретически обоснованные и проверенные на практике способы
и приемы работы учителя (преподавателя, тренера), применение которых обеспечивает оптимально быстрое и качественное решение задач.
При обучении плаванию применяются три основных группы методов:
— словесные;
— наглядные;
— практические.
Слайд 3Средства обучения
К средствам обучения и совершенствования в плавании относят: физические упражнения,
естественные природные факторы (вода, солнце, воздух), тренажеры, специальные приспособления (лопатки, доски и т. д.), визуальные средства контроля, наглядные пособия и др.
К основным средствам обучения плаванию относятся общеразвивающие, подготовительные и специальные физические упражнения.
Общеразвивающие упражнения выполняются на суше, специальные – в воде, подготовительные — как на суше, так и в воде.
Слайд 4 Подготовительные упражнения способствуют развитию тех физических качеств, которые необходимы
для изучения навыка плавания и овладения отдельными элементами техники.
Существует две группы подготовительных упражнений:
а) имитационные упражнения;
б) упражнения для освоения с водой.
Слайд 5Имитационные упражнения
К таким упражнениям относят:
- упражнения
для имитации дыхания (глубокие вдохи, выдохи, задержка дыхания, вдохи-выдохи с поворотом головы при имитационных движениях рук или ног и т. д.);
- имитационные упражнения для рук (круговые попеременные и одновременные движения руками вперед и назад в положении стоя и в положении согнувшись, движения на счет, с чередованием направления и т. д.);
- имитационные упражнения для ног (стоя попеременные и одновременные сгибания в коленных суставах, махи ногами, приседания с развернутыми в стороны стопами, махи ногами лежа на мате в положении на груди и на спине)
Слайд 6 Подготовительные упражнения для освоения с водой
помогают преодолеть
чувство страха перед водой, научиться принимать в воде горизонтальное положение и выполнять простейшие движения, правильно дышать. Как правило, все подготовительные упражнения по освоению с водой проводятся на мелководье с учетом роста занимающихся (уровень воды – примерно по пояс, по грудь). К подготовительным упражнениям по освоению с водой относят:
— упражнения для первоначального ознакомления со свойствами воды;
— упражнения для обучения дыханию;
— погружение, всплывание и лежание;
— скольжения; — прыжки в воду.
Слайд 7Упражнения для первоначального ознакомления со свойствами воды
К упражнениям данной
группы относят:
- хождения и бег по дну в различных направлениях и положениях – спиной вперед, левым, правым боком, с поворотами;
- выпрыгивания из воды (обычные выпрыгивания, из полуприседа, с захватом коленей, с махом руками и т. д.);
- движения руками («полоскание белья» - движения рук перед собой различной интенсивности и направления, пишем «восьмерки» - гребковые движения руками по криволинейным траекториям, стоя на дне, с попытками оторвать ноги от дна, маховые движения с опорой о воду и т. д.);
- движения ногами (поочередные движения ногами – вперед, назад, в сторону).
Слайд 8Обучение дыханию
Для обучения основам дыхания в воде необходимо освоить
следующие умения:
— открывать глаза под водой;
— задерживать дыхание на вдохе;
— дышать выдох-вдох и задерживать дыхание на вдохе;
— делать выдохи в воду.
Слайд 9Обучение дыханию на суше (имитационные движения)
Слайд 10Обучение дыханию
(погружение до полного приседа)
Слайд 13Лежания и скольжения с поддержкой
Слайд 15Прыжки в воду
Прыжки в воду являются неотъемлемой частью подготовительных
упражнений по освоению с водой и включают: простейшие прыжки с низкого бортика ногами вниз, при увеличении высоты — с разводом рук в стороны и сгибанием ног в коленях с целью предупреждения удара о дно, спады в воду животом или грудью из положения сидя или в упоре присев на бортике и т. д.
Слайд 16Игры в воде
Одним из важных средств, используемых при обучении
детей плаванию, являются подвижные игры в воде: командные и некомандные, сюжетные и бессюжетные (типа «Кто первый», «Кто дальше», «Кто быстрее» и т.д.).
Слайд 17Специальные упражнения
Специальные упражнения применяются для обучения технике каких-либо
способов (преимущественно спортивных), совершенствования техники плавания путем устранения ошибок и освоения наилучших вариантов, соответствующих индивидуальным особенностям занимающихся, а также для развития функциональных возможностей организма.
Слайд 18Средства специальной физической подготовки
Средства специальной физической подготовки в воде
классифицируют по:
- использованию дополнительных средств и приспособлений;
- способу их выполнения;
- длине составных частей упражнений;
- по интенсивности.
Слайд 19По использованию дополнительных средств и приспособлений:
с использованием опоры для обучения работе
ног (держась за дорожку, бортик и др.);
с использованием средств и приспособлений, облегчающих плавание (доски, ласты, поплавки и др.);
с использованием средств и приспособлений, усложняющих плавание (различные виды гидротормозов, лопатки и др.);
без использования.
Слайд 20По способу выполнения:
в полной координации (различными способами, например, баттерфляем или кролем
на груди);
по элементам.
Слайд 21
Упражнения по элементам подразделяются на:
упражнения с помощью одних ног (различными способами
и с чередованием способов);
упражнения на согласование дыхания и работы ног (различными способами и с чередованием способов);
упражнения с помощью одних рук (различными способами и с чередованием способов);
упражнения с чередованием ног, рук и дыхания (различными способами, с чередованием способов и совмещением разных способов, например, ноги брасс, руки кроль);
упражнения для изучения стартов и поворотов (различными способами).
Слайд 22По длине составных частей упражнения делятся на:
короткие отрезки — 10, 12,
15, 25, 30, 50 и 100 м;
средние отрезки — от 125 до 400 м;
длинные отрезки от 400 м и более.
Слайд 23По интенсивности выполнения (по зонам мощности) для начинающих применяются 3 основных
варианта:
в полную силу (максимально);
34 от максимального;
12от максимального.
Хотя количество зон интенсивности может быть и больше (а их и должно быть больше), на начальном этапе спортивной подготовки лучше придерживаться вышеприведенных вариантов, так как юные пловцы еще не в состоянии четко проводить грань между зонами интенсивности (если их будет 4, 5, 6 и т. д.).
Слайд 24Общая схема в обучении плаванию
обучение дыханию;
обучение работе ног;
обучение согласованию дыхания с
работой ног;
обучение работе рук;
общее согласование работы ног, рук и дыхания.