Слайд 1 Зауральский колледж физической культуры и здоровья
Слайд-лекция
по дисциплине
«Гимнастика с методикой
преподавания»
На тему: Гимнастика
как спортивно-педагогическая дисциплина
Для студентов специальности
«Физическая культура и Адаптивная физическая культура»
Форма обучения - очная
Разработал: Иванова С.С.
Слайд 2Гимнастика (от древнегреческого gymnós — обнаженный) (по другой версии от греч.
gymnastike, от gymnazo — упражняю, тренирую;) — один из наиболее популярных видов спорта и физической культуры.
Гимнастика — исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей. Она является дисциплиной спортивно-педагогической.
Слайд 3Задачи гимнастики:
Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, физической подготовленности,
формированию правильной осанки.
Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики, формирование гигиенических навыков, приучение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом, а через него и опытом эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, трудовым и др.
Формирование организаторских и профессионально-прикладных умений и навыков, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Развитие двигательных и психических способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями различной сложности, бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и навыками.
Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств и прежде всего добросовестного, глубоко осознанного отношения к учебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к труду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма.
Подготовка высококвалифицированных спортсменов по спортивной, художественной гимнастике и акробатике как самостоятельным видам спорта.
Слайд 4Основные средства гимнастики:
Строевые упражнения
Общеразвивающие упражнения
Вольные
упражнения
Прикладные упражнения
Прыжки
Упражнения на снарядах
Акробатические упражнения
Упражнения художественной гимнастики
Слайд 5Классификация видов гимнастики.
оздоровительные виды гимнастики
спортивные виды гимнастики
образовательно-развивающие виды гимнастики
Гигиеническая гимнастика
Вводная
гимнастика
Физкультурная минутка, или физкультурная пауза
Лечебная гимнастика
Ритмическая гимнастика
Стретчинг
Калланетика
Восточные оздоровительные системы
Основная гимнастика
Женская гимнастика
Гимнастика с профессиональной направленностью
Атлетическая гимнастика
Спортивная гимнастика
Художественная гимнастика
Спортивная акробатика
Спортивная аэробика
Слайд 6Спортивная гимнастика.
Спортивная гимнастика— один из древнейших видов спорта, включающий в себя
соревнования на различных гимнастических снарядах, а также в вольных упражнениях и опорных прыжках.
В настоящее время на международных турнирах гимнасты разыгрывают 14 комплектов наград: два в командном зачете (мужчины и женщины), два в абсолютном индивидуальном первенстве (мужчины и женщины) и десять в отдельных видах многоборья (4 — у женщин, 6 — у мужчин). В программе олимпийских игр с 1896 года.
Слайд 7Гимнастические снаряды.
Кольца
Конь гимнастический
Мяч гимнастический
Брусья
Перекладина (турник)
Хоппер (мяч)
Слайд 8Гимнастика является технической основой многих видов спорта, соответствующие упражнения включаются в
программу подготовки представителей самых разных спортивных дисциплин. Гимнастика не только дает определенные технические навыки, но и вырабатывает силу, гибкость, выносливость, чувство равновесия, координацию движений.
Гимнаст на параллельных брусьях
Слайд 9Становление и развитие спортивной гимнастики в СССР связано с именами таких
педагогов и тренеров, как В. В. Соколовский, Г. С. Егнатошвили, Б. Н. Астафьев, А. С. Бакрадзе, М., Л. П. Орлов, Н. Н. Миронов и др., спортсменов М. В. Тышко, Т. А. Демиденко. Е. А. Боковой, Г. Н. Урбанович, Г. В. Рцхиладзе, М. Д. Дмитриева, А. М. Ибадулаева, Н. П. Серого и др.
Слайд 10Художественная гимнастика.
Художественная гимнастика — вид спорта, выполнение под музыку различных гимнастических
и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента).
В последнее время выступления без предмета не проводятся на соревнованиях мирового класса. При групповых выступлениях используются или одновременно два вида предметов (например — обручи и мячи) или один вид (пять мячей, пять пар булав). Победители определяются в многоборье, в отдельных видах и групповых упражнениях.
олимпийская пиктограмма
Слайд 11Все упражнения идут под музыкальное сопровождение. Раньше выступали под фортепиано или
один инструмент. Теперь используются оркестровые фонограммы. Выбор музыки зависит от желаний гимнастки и тренера. Но каждое упражнение должно быть не более полутора минут. Соревнования проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров. Классическое многоборье (4 упражнения) — олимпийская дисциплина. Кроме многоборья гимнастки, выступающие в индивидуальном первенстве, традиционно разыгрывают комплекты наград в отдельных видах упражнений (кроме Олимпийских игр).
Выступления оцениваются по двадцатибалльной системе. Один из самых зрелищных и изящных видов спорта. В СССР художественная гимнастика как вид спорта возникла и сформировалась в 1940-е годы. С 1985 года — олимпийский вид спорта.
Слайд 12В России художественная гимнастика небезосновательно считается одним из популярнейших видов спорта.
Нет города или крупного посёлка городского типа, где бы не занимались этим спортом. Неспроста на летних олимпийских играх большинство чемпионов по художественной гимнастике - россиянки. Их имена знакомы нам и всему миру: Алина Кабаева, Юлия Барсукова, Ирина Чащина, Евгения Канаева, и другие, не менее достойные спортсменки.
Слайд 13Спортивная (командная) гимнастика.
Командная гимнастика (англ. teamgym) зародилась в Скандинавии, в которой
являлась основным видом гимнастики в течение 20 лет. Соревнование EuroTeam — одно из новых в Календаре UEG. Первое официальное соревнование было проведено в Финляндии в 1996 году, и теперь проводится каждые 2 года. TeamGym (Тим Джим) — соревнование команд — клубов и состоит из трех категорий: женские, мужские и смешанные команды. Состоит из трех видов: Вольные упражнения, прыжки с мини-батута и акробатические прыжки. В каждой из трех дисциплин число гимнастов — от 6 до 12.
Слайд 14Спортивная акробатика.
Спортивная акробатика включает в себя три группы упражнений: акробатические прыжки,
парные и групповые упражнения.
Слайд 15Оздоровительные виды гимнастики предусматривает выполнение упражнений в режиме дня в виде
упражнений утренней гимнастики, физкультуры, физкульт-минутки в учебных заведениях и на производстве. Существует несколько видов оздоровительной гимнастики:
Слайд 16Ритмическая гимнастика — разновидность оздоровительной гимнастики. Важным элементом ритмической гимнастики является
музыкальное сопровождение.
Слайд 17Гигиеническая гимнастика — используется для сохранения и укрепления здоровья, поддержания на
высоком уровне физической и умственной работоспособности, общественной активности.
Слайд 18Гимнастика
является дисциплиной педагогической.
Она имеет свое:
содержание,
теорию,
историю,
методы преподавания,
область научных исследований.
Слайд 19Гимнастика как педагогическая дисциплина
предъявляет к педагогу специфические требования:
должен хорошо знать
ее оздоровительные, образовательные и воспитательные возможности, историю
уметь пользоваться гимнастической терминологией, обеспечивать предупреждение возможных травм на занятиях, физических и психологических перегрузок
хорошо владеть методами обучения, проведения различных форм занятий гимнастикой, особенно урока
уметь использовать гимнастические упражнения для изучения (оценки) и развития психомоторных способностей, необходимых для успешного овладения гимнастикой как видом спорта, другими спортивными дисциплинами, трудовыми, военно- прикладными двигательными действиями и др.
Слайд 20Теория гимнастики
рассматривает вопросы, связанные с содержанием гимнастики как спортивно-педагогической дисциплины,
как предмета познания и практической деятельности, с ее задачами, местом и значением в системе физического и духовного воспитания людей. По всем изучаемым в курсе гимнастики темам проводится научная и научно-методическая работа. Изучаются потенциальные возможности гимнастики в подготовке человека к здоровому образу жизни, к учебной трудовой деятельности и воинской службе.
Слайд 21История гимнастики
раскрывает основные этапы ее развития на основе общих законов
развития общества, культуры и физической культуры. В научной разработке теории и методики гимнастики большое значение имеет изучение не только опыта прошлого, но и современной теории и практики, предвидение путей дальнейшего развития гимнастики и отдельных ее видов, их оздоровительных и прикладных, образовательных, воспитательных возможностей.
Слайд 22Методика преподавания гимнастики
является частью методики физического воспитания, изучает общие основы
обучения и воспитания применительно к гимнастике, к отдельным ее видам и группам упражнений. Частные разделы этой проблемы — методика урока и других форм занятий гимнастикой, методический разбор отдельных групп упражнений, разрядных нормативов, методы и приемы обучения и спортивной тренировки, классификационные программы и другие вопросы
Слайд 23Научно-исследовательская и научно-методическая работа по гимнастике
может проводиться по всем изучаемым
темам, включая особенности питания гимнастов, закаливание, массаж, использование сауны, фармакологических и других восстанавливающих средств, а также оборудования гимнастических залов