Слайд 1Физиология
Автор: Соллогуб С.А.
Утомление
Слайд 2План лекции
Характеристика утомления:
Определение утомления;
Физиологические проявления утомления.
2. Причины утомления.
3. Биологическое значение утомления.
4.
Специфичность утомления для каждого вида работы:
При циклической работе максимальной мощности;
При циклической работе субмаксимальнй мощности;
в) При циклической работе большой мощности;
г) При циклической работе умеренной мощности;
д) При статических усилиях;
е) В ситуационных видах спорта.
5. Фазы утомления:
I-я фаза: компенсированное или преодолеваемое утомление;
II-я фаза: некомпенсированное или неопреодолеваемое утомление.
6. Утомление у детей.
Слайд 3Утомление
Особое физиологическое состояние организма, которое проявляется во временном снижении работоспособности
Субъективно
оно оценивается как усталость. Но не всегда субъективное чувство усталости соответствует объективно наступающему утомлению.
Слайд 4Физиологические проявления утомления:
В состоянии утомления снижаются:
возбудимость и лабильность (скорость возникновения
и прекращения нервного процесса) нервной и мышечной тканей;
активность ферментов, обеспечивающих протекание химических реакций;
ухудшается деятельность анализаторных систем;
увеличивается ЧСС, ЧДД;
уменьшается глубина вдоха и выдоха;
уменьшается систолический объем сердца;
увеличивается потоотделение
Внешние проявления:
ухудшение координации, уменьшение амплитуды и замедление темпа движений; уменьшается объем выполняемой работы.
Слайд 5Причины утомления:
Функциональные изменения в ЦНС, вызванные:
мощным потоком импульсов от проприорецепторов;
изменением
химического состояния мышечной ткани, в результате чего раздражаются хеморецепторы мышц, что усиливает ток импульсов в ЦНС и дает начало специфическим моторно-висцеральным рефлексам;
изменением внутренней среды организма в результате накопления кислых продуктов обмена (ацидотичекий сдвиг);
изменением функционального состояния тех отделов ЦНС, которые организуют и обеспечивают длительную и напряженную мышечную деятельность (т.к. нервная ткань обладает низкой выносливостью и быстро истощается);
снижением уровня деятельности ЖВС, возникшее в результате напряженной и эмоционально окрашенной работы.
Слайд 6Ускорить утомление могут и факторы внешней среды: низкая или высокая температура
воздуха, давление, влажность, недостаток кислорода в воздухе, резкая смена часовых поясов и т.п.
Учитывая, что соревнования могут проходить в различных условиях, тренировочный процесс следует организовать в условиях, приближенных к условиям предстоящих соревнований. (так, например, перед олимпийскими играми в Мехико спортсмены тренировались в условиях высокогорья).
Слайд 7Биологическое значение утомления
Защищает наиболее важные отделы ЦНС от перенапряжения и
истощения, вызывая запредельное торможение;
Утомление – это единственное средство мобилизации функциональных систем на преодоление трудностей при мышечной работе, что способствует повышению функциональных возможностей всего организма в целом и его работоспособности;
Мышечная работа без утомления не вызывает необходимого эффекта, т.е. не повышает его возможности.
Слайд 8Специфичность утомления для каждого вида работы
Американский спринтер Бен Джонсон
вошел в историю
как первый спортсмен, лишившийся из-за допинга золотой олимпийской медали (Сеул -1988).
Слайд 9Тренихин Павел Александрович
(24 марта 1986, Серов) —
спортсмен-легкоатлет, бегун на
400 метров, бронзовый призёр Чемпионата России 2010 года
Слайд 14Возникновение и развитие
утомления зависит:
от сложности работы,
степени тренированности.
Выполнение привычных
движений замедляет проявления утомления, а сложные и малоизвестные – ускоряют его развитие.
У тренированных оно развивается позже, чем у нетренированных.
Слайд 17Утомление у детей
КПД детского организма ниже, чем у взрослых (у детей
– 10 – 12 %, у взрослых – 18 %). Это означает, что любая физическая нагрузка детям обходится «дороже», чем взрослым, т.к. эффективность усиления ЖЕЛ, повышения ЧСС у них меньше. Чем к взрослых.
У детей слабо развита способность к мышечной работе в анаэробных условиях. Максимальная величина кислородного долга у них больше, чем у взрослых.
У детей недостаточно мощны ССС и ДС, обеспечивающие транспорт кислорода; кислородная емкость крови у детей составляет 32 % показателя взрослых.
У детей затруднена мобилизация углеводных ресурсов из-за недостаточно совершенной регуляции углеводного обмена. В результате чего даже при работе средней интенсивности уменьшается содержание сахара в крови.