Слайд 1Воспитание физических качеств спортсменов
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Ижорский
колледж»
Преподаватель физической подготовки Павлюкевич А.В.
Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ
Определение понятия
Физические способности
Понятие ведущего физического качества
Сила
Выносливость
Ловкость
Быстрота
Гибкость
Слайд 3Физические качества
- качественные характеристики двигательных возможностей человека
Слайд 5Физические способности
Физические качества не стоит путать с физическими способностями, к которым
относятся, например, прыгучесть, меткость и др. и которые в свою очередь являются производными от 5 физических качеств.
Слайд 6В труде, быту, спорте физические качества проявляются не изолированно, а в
органических связях между собой. В то же время в каждом двигательном действии или в виде мышечной деятельности одно или несколько качеств проявляются в наибольшей степени (например, в упражнениях с отягощениями - это сила, а в ряде таких продолжительных упражнений аэробного характера, как езда на велосипеде, бег, плавание и др. - выносливость).
Слайд 7Ведущее физическое качество
В каждом виде спорта имеется одно или несколько ведущих
физических качеств. Поэтому, в спортивной тренировке уделяется особое внимание ведущему физическому качеству (или ведущим физическим качествам).
Слайд 8Скорость
Также не существует физического качества «скорость», которое часто используется в литературе
и практике. Скорость – это уже производный результат от физических качеств.
Например, и в спринтерском, и в стайерском беге необходимо показать наиболее высокую скорость, однако, ведущие физические качества будут различны для достижения максимально возможной скорости бега во дном и другом случае.
Слайд 9Ведущие физические качества в беге на 100м
Слайд 10Ведущие физические качества в беге на 3000м
Слайд 12Развитие и воспитание физических качеств
Развитие – преимущественно в периоды роста организма,
т.е. в среднем до 18-20 лет, в большей степени на генетическом уровне.
Воспитание – с помощью использования специально организованного воздействия – в большинстве случаев комплекса физических упражнений и тренировок. Имеет безусловное значение в понимании термина (воспитание физических качеств) после завершения роста организма (после 18-20 лет). Однако вносит существенный вклад в развитие физических качеств именно в сенситивные периоды развития организма.
Слайд 13Сенситивные периоды развития физических качеств
Слайд 14Индивидуальные и возрастные колебания в развитии физических качеств
Периоды максимального развития физических
качеств, указанные в таблице, являются усредненными показателями. Поэтому тренеру необходимо учитывать индивидуальный биологический и паспортный возраст спортсмена, его конституцию, пол и т.д.
Слайд 15Сила
- физическое качество, проявляющееся в способности человека преодолевать внешнее сопротивление или
противодействовать ему за счет мышечных усилий.
Слайд 18Состав мышечных волокон указывает на:
Предрасположенность к виду спорта или отдельной дистанции;
Возможность
совершенствования ведущего или второстепенного физического качества
Слайд 19Взаимосвязь силы и выносливости
Исходя из соотношения мышечных волокон и направленности физических
упражнений при всех равных условиях увеличение показателей силы будет идти за счет снижения показателей выносливости.
Поэтому, очень сложно добиться высокого уровня (его максимальных проявлений в спорте высших достижений) и силы, и выносливости.
В то же время, в большинстве видов спорта данное сочетание просто необходимо (гребля, бокс, бег 400м и др.), для чего существуют специальные программы тренировки.
Слайд 21Основные упражнения для воспитания силы – упражнения с собственным весом тела
и упражнения с дополнительными отягощениями (штанги, гири, гантели, тренажеры и др.).
Слайд 22Основные параметры в упражнениях на силу
Вес отягощения
Количество повторений
Темп движения
Интервалы отдыха
Сочетание упражнений
и работающих мышечных групп и т.д.
Дополнительные параметры
Слайд 23Физиологической основой развития силы являются:
участие в мышечном сокращении максимально
большего числа двигательных единиц;
утолщение мышечных волокон, совершенствование их структуры и биохимических процессов;
расслабление мышц-антагонистов и предварительное растяжение мышц-синергистов;
увеличение согласованности в деятельности мышц-синергистов.
Слайд 24Основные пути повышения силы
Увеличение поперечного сечения мышечных волокон (объем мышечной массы)
Синхронность
срабатывания отдельных мышечных волокон в работающей мышце (ее тренировка без существенного увеличения в поперечнике)
Слайд 252 принципиально различных направления в силовой тренировке (виды спорта)
Бодибилдинг (культуризм)
Пауэрлифтинг (силовое
троеборье)
Слайд 26Культуризм (фр. culturisme — культура тела), также известный как бодибилдинг (англ. bodybuilding
— строительство тела) — процесс наращивания и развития мускулатуры путем занятия физическими упражнениями с отягощениями, высокоэнергетического питания с повышенным содержанием белков и достаточного для гипертрофии мышечных волокон.
Слайд 28 Пауэрли́фтинг (от англ. powerlifting: power — сила, и lift — поднимать) —
силовой вид спорта, суть которого заключается в преодолении веса максимально тяжелого отягощения.
Слайд 30Модель силовой тренировки с максимально возможным приростом мышечной массы
4-6 подходов х
8-10 (6-8) повторений х с отягощением около 80% от max
4-6 подходов х 2-3 повторения х с отягощением около 95% от max
Модель тренировки максимальной силы без прироста мышечной массы
Слайд 31В реальных условиях, исходя из направленности тренировки, поставленных задач, специфичности самого
вида спорта и индивидуального подбора упражнений – необходимое количество подходов, повторений, отягощений и отдыха сильно варьируется.
Но в любом случае увеличение количества повторений в одном подходе и снижение отягощения – путь в сторону выносливости.
Сокращение количества повторений при соответствующем увеличении отягощения – преимущественно силовая направленность.
Слайд 32Проявление силовых способностей
В принципе – любое двигательное действие – проявление силовых
возможностей, тот же бег, ходьба.
Однако непосредственно силовой характер вызывает отягощение или специальные условия, например, гидротормоз в гребле.
Несмотря на то, что бегуны-спринтеры используют свинцовые утяжелители относительно небольшого веса- это тренировка силовая. То же – при беге в гору.
Слайд 33Одна из задач в тренировке на силу – не только увеличить
общие силовые показатели, но в первую очередь – показатели определенных групп мышц и в режиме, близким к соревновательному.
Например, для гребцов – это жим штанги лежа от груди весом 40-50 кг за 2 минуты (дистанция 500м также длится около 2 минут и участвуют в работе схожие мышечные группы)
Слайд 34Сила тренируется (развивается, воспитывается) относительно длительное время, но также относительно длительное
время и сохраняется. Вопреки выносливости, которая быстро тренируется, но также быстро «исчезает».
Слайд 35Атлетический комплекс упражнений для начинающих (пример) - 1 тренировка
Жим лежа 4x10
Разведение
гантелей 4x10
Отжим на брусьях 4х6
Турник 2хmax
Тяга в наклоне 4x10
Тяга блока 4x10
«Пуловер»2х10
Пресс 2хmax
Слайд 37Атлетический комплекс упражнений для начинающих (пример) - 2 тренировка
1. Приседание 4x10
2.
Жим ногами 4x10
3. Наклоны со шт. 4x10
4. Жим сидя 4x10
5. Тяга к подбородку 4x10
6. Разведение гантелей 4x10
7. Разведение гантелей в наклоне 4x10
8. Пресс 2хmax
Слайд 38Атлетический комплекс упражнений для начинающих (пример) - 3 тренировка
Бицепс, сидя гантели
4x10
Бицепс со штангой стоя 4x10
Бицепс «Скотта» 4x10
Жим, лежа узкий хват 4x10
«Французский жим» 4x10
Трицепс на блоке 4х 10
Подъем на икры 2(2хmах)
Пресс 2хmах
Слайд 40Выносливость
Выносливость - это способность организма выполнять работу заданной мощности в течение
относительно длительного времени без снижения ее эффективности.
Слайд 41При выполнении упражнений циклического характера выносливость неразрывно связана с функцией дыхания
(прежде всего тканевого), кровообращения (обеспечивающего доставку кислорода и питательных веществ к тканям и удаление продуктов распада), выделения и терморегуляции.
Слайд 42Физиологическими основами повышения выносливости являются:
степень развития органов дыхания и кровообращения (скорость
диффузии О2 и СО2 через ольвеолярную мембрану, минутный объем дыхания, величина систолического и минутного объемов крови);
кислородная емкость крови;
запасы энергетических веществ в организме и возможность их использования;
мощность аэробных и анаэробных процессов;
емкость буферных систем и объем щелочных резервов крови;
координация двигательных и вегетативных функций;
скорость включения нервно-гуморальных механизмов
регуляции гомеостаза;
особенности терморегуляции.
Слайд 44В научно-методической литературе и на практике часто используются термины «силовая выносливость»,
«скоростная выносливость», «скоростно-силовая выносливость» и т.д., что несколько некорректно, хотя авторы пытаются найти объяснение этому.
Например, «скоростная» – способность продолжительно и эффективно выполнять двигательное действие на большой, часто максимальной или околомаксимальной скорости, силовая – с достаточным приложением усилий (даже указываются иногда какие усилия – более 40% от максимальных) и т.д.
Слайд 45Аэробная выносливость
- способность организма совершать напряженную мышечную работу в условиях адекватного
обеспечения кислородом, за счет аэробных источников энергии.
Слайд 46Анаэробная выносливость
- (способность организма совершать напряженную мышечную работу в условиях неадекватного
обеспечения кислородом, за счет анаэробных источников энергии).
Слайд 47Основные показатели выносливости – мощность физической работы и ее продолжительность. Поэтому
логичнее выносливость подразделять в зависимости от этих показателей или источников энергообеспечения, например, как отмечалось выше, аэробная и анаэробная, или более подробно – аэробная, анаэробная гликолитическая, анаэробная алактатная.
Слайд 48Мощность -
работа, выполненная за единицу времени
Слайд 50Основные упражнения для воспитания выносливости – упражнения циклического характера – ходьба,
бег, плавание, гребля. От того, какой продолжительности и интенсивности выполняемое упражнение, будет зависеть какую выносливость воспитывают. В зонах небольшой мощности – это аэробная выносливость, как правило, это длительные равномерные упражнения.
Слайд 51Ловкость
— способность человека осваивать новые двигательные действия за относительно небольшой промежуток
времени, выполнять сложные по координации движения при изменении динамики их выполнения и в изменяющихся окружающих условиях.
Слайд 52Физиологической основой ловкости являются координационные условнорефлекторные механизмы, сформированные в условиях постоянных
коррекций в связи с влиянием условий выполнения тех или иных упражнений. Это качество расстраивается в связи с утомлением, и поэтому его сохранение требует развития выносливости.
Слайд 53Основное отличие используемых для воспитания ловкости средств - физических упражнений -
в сравнении с другими состоит в их повышенной координационной сложности. Они непременно должны включать элементы новизны, т.к. любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие, не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.
Слайд 54Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания ловкости составляют гимнастические
упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, палками, скакалками, булавами и др.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.
Слайд 55Большое влияние на воспитание ловкости оказывает освоение эффективной техники естественных движений:
бега, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков), метаний, лазанья.
Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства (борьба, бокс, фехтование).
Слайд 56Особую группу средств составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические
функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.
Слайд 57Быстрота
Быстрота – физическое качество, проявляющееся в способности человека выполнять однократное двигательное
действие за минимальный промежуток времени.
Однократное действие подразумевается в беге или плавании, как один шаг или гребок, т.е. опять же не стоит путать со скоростью или частотой (темпом) движений.
Слайд 58Различают элементарные и комплексные формы проявления быстроты.
К элементарным формам относят латентное
(скрытое) время двигательной реакции (период времени между действием раздражителя и началом движения), время одиночного движения и темп движения.
Комплексные формы быстроты проявляются в виде плавания, бега и др. на спринтерских дистанциях, бросков и др. в борьбе, нанесения ударов в боксе и т.д.
Слайд 59Физиологическими основами развития быстроты являются:
увеличение скорости протекания возбуждения в нервных центрах;
повышение
скорости расслабления мышц;
синхронизация возбуждения мышечных единиц и их отдельных волокон;
увеличение лабильности соответствующих двигательных единиц и скорости распространения возбуждения по нервным и мышечным волокнам;
повышение скорости укорочения мышечных волокон.
Слайд 60Основные средства воспитания быстроты – упражнения в высоком и переменном темпе,
ускорения на коротких отрезках.
Слайд 61Гибкость
Гибкость – физическое качество, проявляющееся в способности выполнять движения с максимально
возможной амплитудой.
Слайд 64Гибкость зависит от следующих факторов:
анатомических особенностей суставов;
эластичности связочного аппарата, мышечных сухожилий
и мышц;
способности сочетать расслабление и сокращение (напряжение) мышц-антагонистов в суставах.
Слайд 65Основными средствами развития гибкости являются упражнения на растягивание,
которые могут быть динамического (пружинистые, маховые, и т.п.) и статического (сохранения максимальной амплитуды при различных позах) характера.