Презентация, доклад по физической культуре Психологические основы обучения на уроках ФК

Содержание

Содержание:1. Развитие внимания и способы поддержания его устойчивости 2. Восприятие на уроках физической культуры 3. Особенности мыслительной деятельности 4. Особенности проявления памяти 5. Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников 6. Факторы, способствующие повышению

Слайд 1Психологические основы обучения на уроках физической культуры
«Надо непременно встряхивать себя физически,

чтобы быть здоровым нравственно».

Психологические основы обучения на уроках физической культуры «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно».

Слайд 2Содержание:
1. Развитие внимания и способы поддержания его устойчивости
2. Восприятие на

уроках физической культуры
3. Особенности мыслительной деятельности
4. Особенности проявления памяти
5. Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников
6. Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры
7. Дидактические принципы
Содержание:1. Развитие внимания и способы поддержания его устойчивости 2. Восприятие на уроках физической культуры 3. Особенности мыслительной

Слайд 3 Развитие внимания и способы поддержания его устойчивости
Внимание - это направленность

и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, действии.

Главная особенность внимания состоит в том, что оно не существует вне какого-либо действия, само по себе. Лишь выполняя определенные умственные или двигательные (в том числе и различные комбинированные) действия, человек включает механизмы внимания.
Развитие внимания и способы поддержания его устойчивости Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на

Слайд 4
Виды памяти:

непроизвольное (непреднамеренное)
произвольное (преднамеренное)
послепроизвольное.

Виды памяти:непроизвольное (непреднамеренное)произвольное (преднамеренное) послепроизвольное.

Слайд 5В младшем школьном возрасте легко возникает непроизвольное внимание, поэтому младшие школьники

часто отвлекаются.
Дети 7 - 8 лет могут удерживать произвольное внимание только 10-15 минут.
Учащиеся не способны сосредоточенно выполнять подряд 7 - 8 упражнений, даже если на это планировать 8 - 10 минут.
Уже на пятом упражнении наблюдается большое число отвлечений.

Учитель физической культуры должен:
не затягивать выполнение любого упражнения,

давать ученикам минимальное
количество заданий на самоанализ
движений

объясняя ошибки, больше показывать их
В младшем школьном возрасте легко возникает непроизвольное внимание, поэтому младшие школьники часто отвлекаются. Дети 7 - 8

Слайд 6




Ученики среднего звена обладают способностью удерживать произвольное внимание в течение 40

- 45 минут, но только при сильном интересе к выполняемой деятельности.

Несмотря на это, отвлекаемость у них повышенная. Это может быть вызвано импульсивностью поведения, нетерпеливостью, стремлением к самостоятельности, ростом потребности в двигательной активности.

Дети этого возраста легко ориентируются на конечный
результат деятельности, но безразличны к ее процессу,
качеству выполнения действий.

Склонность к самоанализу и поиск своего "Я"
Порождают непостоянство в личностных
проявлениях подростка.
Ученики среднего звена обладают способностью удерживать произвольное внимание в течение 40 - 45 минут, но

Слайд 7Старшеклассники обладают значимыми

мотивами для длительного удержания внимания и действуют сознательно.

У них ярко выражено стремление к самопознанию и самосовершенствованию, поэтому они внимательно относятся к любой информации (рассказ, показ упражнения).

Их интерес распространяется и на выяснение, например, биомеханических закономерностей движений.

Если для младших школьников и подростков главным фактором, организующим внимание, является форма подачи учебного материала, то для старшеклассников важным становится содержание.
Старшеклассники обладают значимыми

Слайд 8 Система, обеспечивающая повышение, устойчивость произвольного внимания (автор Е.П.Ильин)
При постановке задач урока
четко

определять цель и задачи урока, разбивая поурочное задание на этапы
ставя задачу, проверять, принята ли она учениками, понята ли ими

При пояснении упражнений

показывать логическую связь между отдельными заданиями, чтобы переход от одного к другому был как бы продолжением единого процесса
не просто объяснять материал, а размышлять над наиболее эффективным способом решения задачи, задавая вопросы ученикам, втягивая их в процесс своего мышления
давать объяснения бодрым голосом, не затягивая их, не превращая их в длинные монологи.

Система, обеспечивающая повышение, устойчивость произвольного внимания (автор Е.П.Ильин)  При постановке задач урокачетко определять цель

Слайд 9

При выполнении учениками учебного задания

выбирать оптимальный темп и объем работы для данной группы учеников
водить соревновательные элементы или игры в процесс урока
стимулировать внимание учеников в отдельные моменты урока, подчеркивая важность выполняемых действий
постепенно раскрывать в разучиваемом упражнении все новые и новые нюансы, показывать различные варианты выполнения данного упражнения
устранять причины отрицательного отношения учеников к разучиваемым упражнениям, возникшим, например, из-за боязни
заранее организовать место для занятия, чтобы не возникали потери времени на поиск спортивного инвентаря, организацию рабочего места (подготовку гимнастического снаряда и т.д.)
особое значение имеет развитие произвольного внимания, которое возможно только при наличии волевых усилий
развитие внимания проходит эффективнее, если объем и продолжительность выполняемой работы, требующей внимания, постепенно увеличиваются
особую роль играет положительное отношение учеников к деятельности, важно, чтобы у них был интерес к учебному заданию, к урокам физической культуры в целом
При выполнении учениками учебного заданиявыбирать оптимальный

Слайд 10Организация эффективного
восприятия на уроках физической культуры



Организация эффективного восприятия на уроках физической культуры

Слайд 11Восприятие

- это отражение в сознании предметов, событий, явлений при их

непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие - это прежде всего чувственное познание.

Главная роль восприятия - получение информации из внешнего мира и о самом себе, воспринимая которую, человек ориентируется в пространстве, в ситуации, контролирует выполняемые действия, оценивает свои чувства и состояния окружающих, получает новые сведения.

Различают восприятие величины и формы предметов, их удаленность от наблюдателя, восприятие пространства, движения, времени и т.д.
Восприятие - это отражение в сознании предметов, событий, явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие

Слайд 12Организация эффективного восприятия на уроках физической культуры во многом соответствует приемам

организации внимания, однако следует использовать и ряд дополнительных мер, формируя у учеников умение наблюдать, оптимизируя учебную информацию.

Как сформировать умение наблюдать?

Организуя наблюдения, проводимые на уроке, учитель физической культуры, как правило, начинает с постановки перед своими учениками учебной задачи: например, наблюдению за высотой отскоков мяча при ведении в баскетболе, за положением туловища при выполнении "разбега" после низкого старта.

На основе задачи по наблюдению ученик должен составить план его проведения. Это важный элемент организации, который дает возможность избежать стихийности восприятия, при котором могут быть упущены главные, существенные моменты.

Результаты наблюдений необходимо фиксировать, обсуждать с учениками.
Грамотно организованное наблюдение способствует приобретению учениками опыта, что повышает быстроту, точность и объем восприятия.

Организация эффективного восприятия на уроках физической культуры во многом соответствует приемам организации внимания, однако следует использовать и

Слайд 13Как вести учет индивидуальных особенностей

восприятия?
Выделяют четыре типа восприятия и наблюдения:
аналитический
синтетический
аналитика-синтетический
эмоциональный
Аналитический тип восприятия характеризуется стремлением человека выделить и проанализировать прежде всего детали, частности воспринимаемого.
С учениками, не обладающими аналитическим типом восприятия, следует проводить дополнительные занятия, выделяя главное, основное в учебном материале и отбрасывая второстепенное.

Синтетический тип характеризуется склонностью человека к обобщенному отражению воспринимаемого объекта или явления, к определению основного смысла, главное - составить общее представление.
При работе с учениками, обладающими синтетическим типом восприятия, учитель должен проверять полноту сформированного образа, например изучаемого физического упражнения, детализируя информацию.
Как вести учет индивидуальных особенностей

Слайд 14 Аналитико-синтетический тип восприятия характеризуется стремлением человека как к анализу, так

и к синтезу в равной степени. Этот тип наиболее эффективен для восприятия учебного материала.
Учеников с таким типом восприятия большинство.

Эмоциональный тип восприятия характерен для людей, выражающих свои переживания по поводу воспринимаемого объекта или явления.
Ученики с эмоциональным типом восприятия требуют к себе особого внимания. Для них необходимы повторные показы, объяснения, так как при повторении у этих школьников исчезает
эмоциональная реакция на
сущность учебного материала, и восприятие
получает новое направление.
Аналитико-синтетический тип восприятия характеризуется стремлением человека как к анализу, так и к синтезу в равной степени.

Слайд 15 Особенности мыслительной деятельности

Особенности мыслительной деятельности

Слайд 16Мышление - это процесс познавательной деятельности, отличающийся обобщенным и опосредованным отражением

действительности.
мышление

наглядно-действенное наглядно-образное словесно-логическое


Физические упражнения требуют от человека активного использования всех видов мышления и поэтому являются прекрасным способом развития интеллекта.
Важно, чтобы физические упражнения, применяемые на уроке, отличались доступностью на начальном этапе и постепенным повышением сложности (интеллектуальной) на последующих этапах физического воспитания.
Особого внимания заслуживает развитие творческого мышления у школьников.
Творческое мышление начинается с возникновения определенного затруднения, вследствие чего появляется проблемная ситуация. Побуждая учащихся сравнивать и противопоставлять, анализировать и обобщать, обосновывать и оценивать, учитель активизирует их мыслительные операции, приучает их самостоятельно принимать решения, а это создает психологическую основу для успешного решения задач, направленных на развитие творческого мышления.

Мышление - это процесс познавательной деятельности, отличающийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.мышление

Слайд 17 Особенности проявления памяти

Особенности проявления памяти

Слайд 18Из всех видов памяти особое значение в физическом воспитании имеет память

на движения. Они запоминаются зрительно, двигательно, тактильно, вестибулярно, мысленно и даже эмоционально. За счет различных моделей восприятия и возникновения определенных образов в памяти фиксируется связный образ физического упражнения, который в дальнейшем становится эталоном для управления движениями при выполнении двигательных действий.

Активность, проявляемая учениками на уроках, может быть представлена в двух видах:
познавательная и двигательная.

Познавательная активность учащихся заключается во внимательном восприятии учебного материала и осмысленном отношении к нему, что вызывает прочное его освоение.

Двигательная активность учащихся связана с непосредственным, мотивированным и осознанным выполнением физических упражнений. Другими словами, и познавательная и двигательная активность прежде всего характеризуется психической активностью школьника.
Из всех видов памяти особое значение в физическом воспитании имеет память на движения. Они запоминаются зрительно, двигательно,

Слайд 19 Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры

Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры

Слайд 20Обстановка на уроке и поведение учителя существенно влияют на эмоциональность занятий,

иногда превращая все дело в шутку. Урок физической культуры всегда приносит удовлетворение и радость, если школьники двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, если они видят учителя в хорошем настроении, понимают его шутки, знают и наглядно ощущают результаты своего труда. Излишняя возбужденность учителя (суетливость, шумливость), как правило, приводит к повышению неорганизованной активности учеников. Не следует смешить и развлекать школьников, бесконечно шутить с ними. Важно, чтобы строгость, точность и четкость действий учителя перемежались улыбками, словами поощрения учеников за их успехи, подбадриванием их при временных неудачах. . Использование игрового и соревновательного методов, в силу их психологических особенностей, всегда вызывает у школьников сильную эмоциональную реакцию. Следует помнить, что часто эта реакция может быть настолько сильной, что выполнение учебных задач становится практически невозможным. Сильные эмоции по своей природе долго затухают после окончания игры или соревнования, поэтому использовать эти методы на уроке следует, определив их место, форму и меру. Упражнения в соревновательной форме рекомендуется планировать на конец урока. Совершенно недопустимо использовать их перед разучиванием техники физических упражнений. Игра - это привычная форма занятий для школьников. Для детей младшего школьного возраста это не только развлечение, но и способ развития (возрастная особенность). С помощью игр, требующих проявления двигательной активности, ученики усваивают правила и нормы рациональных форм движения, развивают психические и физические качества, коммуникативные способности. На уроках с младшими школьниками важно использовать сюжетные игры, при этом учитель, создавая определенный игровой сюжет деятельности для учеников, включает в содержание урока программный учебный материал. Применяя такой метод, учитель сам должен стать участником игры, поверить в реальность создаваемых им образов и выполнять соответствующую сюжету роль. С повышением возраста школьников следует использовать игры, отличающиеся все большей реалистичностью. Это могут быть разнообразные спортивные игры, вначале с упрощенными правилами и условиями выполнения, затем полностью соответствующие реальным требованиям. Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=587635 © Библиофонд
Обстановка на уроке и поведение учителя существенно влияют на эмоциональность занятий, иногда превращая все дело в шутку.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть