Слайд 1Цели, задачи и средства спортивной подготовки
Слайд 2Введение
Цель спортивной подготовки
Основные задачи спортивной подготовки
Основные средства спортивной подготовки
Слайд 3Спортивная подготовка
Спортивная подготовка (тренировка)-это целесообразное использование знаний, средств, позволяющее направленно воздействовать на
развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижения
Слайд 4Цель спортивной подготовки
Целью является достижение максимально возможного для данного индивидуума
уровня технико-тактической, физической и психической подготовленности, обусловленного спецификой вида спорта и требованиями достижения максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.
Слайд 5
Основные задачи спортивной подготовки:
освоение техники и тактики избранного вида спорта;
обеспечение необходимого
уровня развития двигательных качеств, возможностей функциональных систем организма, несущих основную нагрузку в данном виде спорта;
воспитание должных моральных и волевых качеств;
обеспечение необходимого уровня психической подготовленности;
приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности;
Слайд 6 Указанные задачи в наиболее общем виде определяют основные стороны спортивной подготовки,
имеющие самостоятельные признаки: техническую, тактическую, физическую, психологическую и интегральную. Из содержания каждой из этих сторон вытекают конкретные задачи подготовки.
В области технической подготовки такими задачами являются: создание нужных представлений о спортивной технике, овладение необходимыми умениями и навыками, усовершенствование спортивной техники, а также освоения новых приемов и элементов, обеспечение устойчивости основных характеристик техники к действию сбивающих факторов.
В процессе физической подготовки спортсмену необходимо повышать уровень возможностей функциональных систем, обеспечивающих высокий уровень общей и специальной подготовки, развивать физические качества — силу, быстроту, выносливость, гибкость, координационные способности, а также способность к проявлению физических качеств в условиях соревновательной деятельности, их «сопряженное» совершенствование и проявление.
Слайд 7Тактическая подготовка предполагает анализ особенностей предстоящих соревнований, состава соперников и разработку оптимальной
тактики на предстоящие соревнования. При этом следует постоянно совершенствовать наиболее приемлемые для конкретного спортсмена тактические схемы, отрабатывать оптимальные варианты в тренировочных условиях путем моделирования особенностей предстоящих соревнований, функционального состояния спортсмена, характерного для соревновательной деятельности. Необходимо также обеспечивать вариативность тактических решений в зависимости от возникших ситуаций, приобретать специальные знания в области техники и тактики спорта.
Слайд 8В процессе психологической подготовки воспитываются и совершенствуются морально-волевые качества и специальные психические функции
спортсмена, умение управлять своим психическим состоянием в период тренировочной и соревновательной деятельности.
Отдельная группа задач связана с интеграцией, т. е. объединением в единое целое качеств, умений, навыков, накопленных знаний и опыта, преимущественно связанных с различными сторонами подготовленности, что достигается в процессе интегральной подготовки.
Слайд 9 Разделение процесса подготовки на относительно самостоятельные стороны упорядочивает представления о составляющих
спортивного мастерства, позволяет в определенной мере систематизировать средства и методы их совершенствования, систему контроля и управления процессом спортивного совершенствования.
Вместе с тем в тренировочной и, особенно, соревновательной деятельности ни одна из этих сторон не проявляется изолированно; они объединяются в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей. Следует учитывать, что каждая из сторон подготовки зависит от степени совершенства других ее сторон.
Слайд 10Основные специфические средства спортивной тренировки
Основными специфическими средствами спортивной тренировки являются физические
упражнения.
Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на три группы упражнений:
избранные соревновательные
специально-подготовительные
общеподготовительные
Слайд 11 Избранные соревновательные упражнения - это целостные двигательные действия которые являются средством ведения
спортивной борьбы и выполняются по возможности в соответствии с правилами состязаний по избранному виду спорта.
Ряд соревновательных упражнений носит характер относительно узконаправленных и ограниченных по двигательному составу действий. Это циклические дисциплины (легкоатлетический бег; ходьба; лыжные, велосипедные гонки; бег на коньках; плавание; гребля и др.); ациклические (тяжелая атлетика, стрельба, единоборства и др.) и смешанные упражнения (легкоатлетические прыжки, метания и др.) По характеру воздействия на основные физические качества эти упражнения можно подразделить на скоростно-силовые и требующие преимущественного проявления выносливости, а также комплексные - воздействующие на широкий круг физических способностей
Существуют также комплексы относительно самостоятельных соревновательных упражнений, представляющие особые виды спорта - многоборья. Они могут включать как соревновательно-однородные упражнения (конькобежный спорт), так и совершенно разнородные (современное пятиборье, легкоатлетические многоборья, лыжное двоеборье и др.). В то же время существует большая группа соревновательных упражнений многоборного характера с постоянно изменяющимся содержанием (гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др.).
Слайд 12 Специально-подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий. Смысл любого специально-подготовительного упражнения состоит в
том, чтобы ускорить и улучшить процесс подготовки в соревновательном упражнении.
Понятие специально-подготовительные упражнения является собирательным, так как объединяет целую группу упражнений:
1) подводящие упражнения - двигательные действия, облегчающие освоение основного физического упражнения благодаря содержанию в них некоторых движений (например, переход толчком ног из упора лежа в упор стоя согнувшись ноги врозь является подводящим упражнением для освоения прыжка ноги врозь через козла в длину);
2) подготовительные упражнения - двигательные действия, способствующие развитию тех двигательных качеств, которые необходимы для успешного изучения основного физического упражнения (например, подтягивание будет служить подготовительным упражнением для изучения лазанья по канату).
3) упражнения в виде отдельных частей соревновательного упражнения (элементы соревновательной комбинации — у гимнастов, отрезки соревновательной дистанции — у бегунов, пловцов.);
4) имитационные упражнения, приближенно воссоздающие в иных условиях соревновательное упражнение (бег на роликовых коньках — для конькобежца);
5) упражнения из смежных видов спортивных упражнений (сальто из акробатики — для прыгуна в воду).
Слайд 13 Общеподготовительные упражнения – действия, которые оказывают разнонаправленное воздействие на спортсмена, способствуют развитию
физических качеств, а также формированию разнообразных умений и навыков. К их числу относятся:
1. Упражнения своего вида спорта, но отличающиеся от него режимом функционирования организма, способом и условиями выполнения действий. Например: у прыгуна, прыжки выполняемые различным способами.
2. Упражнения из других видов спорта.
В практике спорта общеподготовительные упражнения применяются:
1. Для формирования, закрепления или восстановления умений и навыков, играющих вспомогательную роль в спортивном совершенствование спортсмена;
2. Для повышения общего уровня работоспособности спортсмена или поддержании его;
3. Для создания функционального фундамента для специализированного развития физических способностей;
4. Для активного отдыха, ускорения восстановительных процессов в организме после длительных нагрузок, устранения монотонности тренировки.
Общеподготовительные упражнения являются средством общей подготовки спортсмена.