Слайд 1ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СРЕДНИЕ ВЕКА
Слайд 2План:
1. Особенности развития физической культуры в Средние века.
2. Физическое воспитание светских
феодалов (рыцарей), рыцарские турниры.
3. Физические упражнения и игры в быту, трудовой и военной подготовке народа.
4. Физическая культура горожан. Стрелковые и фехтовальные общества.
5. Развитие педагогических идей физического воспитания в эпоху Возрождения.
Слайд 31. Особенности развития физической культуры в Средние века
Особенности феодального общества:
1. Основой
новых государственных образований являлось натуральное хозяйство.
2. Феодальное общество делилось на два основных класса – феодалов и крестьян, ремесленников-горожан.
3. Господствующими сословиями при феодализме являлись светские феодалы (рыцари) и духовенство.
4. В этот период в жизни общества огромную роль играла католическая церковь. Она занимала ведущее положение в области воспитания и образования.
Слайд 4
Католическая церковь способствовала укреплению феодального строя, всячески поощряла систему воспитания дворянства,
физическую подготовку рыцарей, но запрещала заниматься физической культурой крестьянам и ремесленникам.
Слайд 52. Физическое воспитание светских феодалов
(рыцарей), рыцарские турниры
Рыцари должны были уметь: ездить
верхом, плавать, охотиться, стрелять из лука, играть в шахматы, искусно фехтовать, читать стихи, знать основные танцевальные движения.
Слайд 6
Рыцари облачались в железные доспехи, на вооружении у них были тяжелые
мечи, щиты, копья, пики, лук.
В верховой езде для рыцаря, закованного в латы, очень важно было уметь сохранять равновесие, основы которого отрабатывались на деревянной лошади.
Во время плавания на лошади всадники использовали вязанки хвороста, чтобы не утонуть.
Для того чтобы научиться стрельбе из лука, сначала учились пользоваться арбалетом.
Слайд 8Помимо физической подготовки феодалы должны были
соблюдать семь рыцарских добродетелей
1) уметь ездить
верхом, быстро седлать коня, ездить рысью, скакать галопом, на скаку поднимать предметы с земли;
2) уметь плавать и нырять;
3) уметь стрелять из арбалета, ружья и лука;
4) уметь взбираться по шесту и канату;
5) сражаться на турнирах и вести поединок в тьосте (тьост – схватка рыцарей один на один верхом);
6) уметь бороться и фехтовать;
7) уметь танцевать, галантно вести себя и играть в шахматы.
Слайд 9
До семи лет дети воспитывались в семье.
В семь лет их
отправляли на обучение к крупному феодалу-сюзерену или королю.
До 14 лет они помогали по хозяйству и исполняли роль пажей, осваивали рыцарский этикет и занимались физическими упражнениями.
С 14 лет пажей производили в оруженосцы, вручали меч и шпоры, и до 21 года они занимались исключительно военно-физической подготовкой.
Учение завершалось посвящением в рыцари.
Слайд 11
Акт посвящения в рыцари проходил следующим образом.
В назначенный день кандидаты в
рыцари подвергались испытаниям, заключавшимся в том, что нужно было на полном скаку проколоть копьем подвешенное соломенное чучело.
Двое поручителей подтверждали его добропорядочность, происхождение и наличие собственности, затем давалась клятва.
После церемонии кандидат получал шлем, щит, меч, рыцарский пояс и золотые шпоры и становился членом рыцарского ордена.
Слайд 12
Воспитание дочерей феодалов проходило значительно скромнее, в подростковом возрасте их посылали
к рыцарю или родственнику, где они обучались кроме игр и танцев основам верховой езды, соколиной охоте и стрельбе из лука.
Слайд 13
В целях проверки военно-физической подготовленности рыцарей проводились рыцарские турниры. Они делились
на массовые (бухурды) и одиночные (жут или тьест).
Массовые турниры проходили на больших площадках и воспроизводили картину военных действий.
Одиночные турниры представляли собой поединок двух рыцарей на копьях.
Турниры проводились по разным поводам: рождение сына, победа в бою, женитьба рыцаря, день рождения феодала.
Перед началом одиночного турнира рыцарь давал клятву, что он готов отдать «жизнь королю, сердце даме, а честь себе».
Слайд 16
Появление пороха, а также наемной армии привело к упадку рыцарской системы
физического воспитания.
Слайд 172. Физические упражнения и игры в быту,
трудовой и военной подготовке народа
К
физическим упражнениям сельского населения можно отнести народные игры.
Физические упражнения в этот период были разнообразными – борьба, метание камней, бег, борьба с палками, бег на коньках, скачки, танцы, разнообразные игры с битой, лаптой, чучелами.
Слайд 183. Физическая культура горожан.
Стрелковые и фехтовальные общества
Начиная с X в. сложились
благоприятные возможности для формирования специфических видов упражнений, необходимых для обороны города.
Для тренировки во владении оружием образовались организованные общества стрелков из лука и фехтовальные школы.
В Венеции и др. речных городах проводились схватки «джуоко дель понте» (игра на мосту) за символический захват моста.
Особенно любили горожане соревнования по случаю праздников весны, завершения сбора урожая и проводов зимы, на которых проходили различные состязания, кулачные бои, а также выступали канатоходцы и акробаты.
Слайд 19
Большую роль в развитии физической культуры горожан играли зародившиеся еще в
древние времена зрелища –поединок с животными, бои быков в Испании и Южной Франции.
Среди ремесленного люда широкое распространение получили многочисленные народные игры, особенно с мячом, из которых впоследствии зародились современные спортивные игры – футбол, теннис, гольф, крикет, поло, керлинг.
Средневековым горожанам-ремесленникам мы обязаны происхождением физических упражнений, связанных с их трудовой деятельностью, таких как метание молота, толкание ядра и других. В городах стали строиться дома для игр в мяч, спортивные площадки, наладился выпуск игрового инвентаря, соревнования стали регламентироваться договорными правилами.
Средневековым горожанам-ремесленникам мы обязаны происхождением физических упражнений, связанных с их трудовой деятельностью, таких как метание молота, толкание ядра и других. В городах стали строиться дома для игр в мяч, спортивные площадки, наладился выпуск игрового инвентаря, соревнования стали регламентироваться договорными правилами. Все это свидетельствовало о зарождении в средневековых городах элементов современного спорта.
Слайд 204. Развитие педагогических идей физического воспитания
в эпоху Возрождения
В период позднего средневековья
появляются сторонники новой идеологии - гуманисты («гуманус» – человечный). Они были сторонниками идеи воспитания здоровых, жизнерадостных людей, практически приспособленных к жизни.
Слайд 21
Краткое и классическое определение концепции гуманизма дал Сократ: «человек является высшей
ценностью». Значит, гуманизм выступает прежде всего как система воззрений, которая «альфой и омегой» общественного развития и вообще высшей социальной ценностью считает человека (а не технику, не прибыль, не вещное богатство, не власть, не науку, не искусство и т.п.).
Слайд 22
Исходя из позиций гуманизма позитивным для человека признается то, что служит
«культивированию человечности» в самом человеке, развитию «человечных качеств человека». К числу таких качеств человека гуманистическое воззрение издавна относит свободу, достоинство, творчество, разностороннее и гармоничное развитие личности, способность человека к самопознанию, самореализации, самопреодолению, саморазвитию - «открывать в себе свою собственную суть», «превосходить себя», «подниматься выше себя».
В плане взаимоотношений людей, стран, народов, наций фундаментальными в рамках гуманистической системы воззрений традиционно считаются такие ценности, как мир, дружба, взаимопонимание, взаимное уважение, заимообогащающее общение людей и т.п.
Слайд 23Витторино да Фельтре (1378 – 1446) – представитель
раннего итальянского гуманизма
Открыл школу,
именовавшуюся Домом радости. Здесь им применялись новые методы воспитания, основанные на гуманистических принципах.
Большое значение в школе придавалось сочетанию умственного, эстетического и физического воспитания.
Дети занимались верховой ездой, борьбой, разнообразными играми и танцами. В отличие от других средневековых школ занятия физическими упражнениями проводились на свежем воздухе.
Фельтре не допускал телесных наказаний.
Слайд 24Иероним Меркуриалис (1530 – 1606)
В сочинении «Об искусстве гимнастики» описал возникновение
и развитие физических упражнений и классифицировал их по трем группам: лечебные («истинные»), военные («жизненно необходимые»), атлетические («ложные»).
Он осуждал излишества в пище, вине, сне, рекомендовал плавание и имитацию боя с тенью.
Меркуриалис призывал воспитывать у молодежи средствами физической культуры изящные манеры и нравственные качества.
Слайд 25Франсуа Рабле (1494 – 1553) – один из наиболее ярких
представителей французского
гуманизма и педагогической
мысли эпохи Возрождения.
Слайд 26
Священник, врач и профессор анатомии, Ф. Рабле получил широкую известность как
автор романа «Гаргантюа и
Пантагрюэль».
В своем романе Ф. Рабле отразил эпоху французского Возрождения и представил схоластическую средневековую школу как «готический и варварский туман, временно окутавший человечество». В его произведении феодалы – невоспитанные забияки, ненасытные обжоры и пьяницы.
О популярности его романа свидетельствует тот факт, что за два месяца было продано книг больше, чем библий за девять лет.
Слайд 27
Ф. Рабле описал образец идеального общежития – «Телемскую обитель», имевшую бассейн,
баню, стадион и др.
Он рекомендовал следующие упражнения: пересаживание с коня на коня, фехтовать кинжалом и мечом, рапирой и шпагой, плавать разными способами и др. Рабле восхищается силой и ловкостью воспитанников школы, так как физическое воспитание в школе занимало равноправное место наравне с другими предметами.
Слайд 28Томмазо Кампанелла (1568 – 1639) – один из наиболее
ярких представителей раннего
утопического социализма.
Слайд 29
В социально-политических воззрениях Т. Кампанеллы центральное место занимает идея создания единого
мирового государства, что должно было привести к устранению всех конфликтов между людьми и установлению мира и счастья на земле.
Слайд 30
Находясь в заключении, Кампанелла написал сочинение «Город Солнца». В нем он
изображал идеальное государство, где нет частной собственности, где все одинаково трудятся, имеют возможности заниматься науками и искусствами.
Значительное место в книге занимает описание воспитания детей в городе Солнца. По мнению Кампанеллы, оно должно быть организовано так, чтобы у детей была возможность развивать как физические, так и умственные способности.
Слайд 31
Кампанелла указывал, что умственное образование должно сочетаться с физическим и нравственным
воспитанием, с участием детей в труде, с обучением различным профессиям.
Начальное обучение детей в государстве Солнца основано на наглядности, которую Кампанелла ценил очень высоко. Дети приобретают элементарные знания о всех вещах и явлениях во время прогулок, рассматривая нарисованные на стенах города картины, на некоторых изображены геометрические фигуры, животные, растения, орудия труда и т.п.
Т. Кампанелла мечтал о том, чтобы мужчины и женщины были равноправны, освобождены от тяжелого физического труда, дети с двух лет занимались физическими упражнениями, он описал физические упражнения и рекомендовал правила нравственной гигиены и здорового режима «соляриям» – жителям города Солнца.
Слайд 32Ян Амос Коменский (1592 – 1670) – крупнейший чешский педагог
Слайд 33
После окончания латинской школы и университета в Германии был проповедником, а
потом и главой своей религиозной общины.
Занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы, писал учебники.
Благодаря своим учебникам Я. Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во всем мире, включая и Россию.
Он был основоположником педагогики Нового времени.
В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей («Материнская школа», «Великая дидактика», «Новейший метод языков», «Пансофическая школа» и др.) рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.
Слайд 34
Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание
в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», одну из частей которого он назвал «Пампедией» – «Всеобщим воспитанием», где развивает мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и самообразованию.
Я. Коменский пришел к пониманию необходимости развития физического воспитания.
Слайд 35
В его работе «Великая дидактика» рассматривались вопросы воспитания детей дошкольного возраста
и подготовки подрастающего поколения, признавалось то, что правильно выбранные и дозированные физические движения не только помогают сохранению здоровья, но и способствуют преодолению усталости, связанной со школьными занятиями.
В связи с введением в школах расписания уроков Коменский предложил, чтобы более длительные перемены и часть послеобеденного времени использовались педагогами для занятий физическими упражнениями, тренировок и воспитательной работы.
Слайд 36
Большое внимание уделял формированию системы физических упражнений.
Среди подвижных игр выделял
полезные, которые дополнял военной подготовкой – бегом, прыжками, борьбой, плаванием и попаданием копьем в кольцо.
На основе выдвинутых Коменским идей в учебных заведениях внедрялась система гуманистических ценностей, этики физического воспитания, которая в измененном виде со второй половины ХIХ в. оказала влияние на разработку норм проведения соревнований, теперь уже нацеленных на достижение высоких результатов.