Слайд 1Структура уроков на основе системно-деятельностного подхода
Золотых С.Г. Учитель физической культуры
Слайд 2
До цели четыре шага:
планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно,
действуйте положительно и добивайтесь
неустанно.
Уильям А. Уорд
Слайд 3
По мнению А.Г. Асмолова, «процесс учения - это процесс деятельности ученика,
направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно - деятельностный» подход в образовании!».
Слайд 4
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования поколения.
Системно-деятельностный
подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Слайд 5Система дидактических принципов
Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая
знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Слайд 6Принцип непрерывности
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами
обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Слайд 7Принцип целостности
Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о
мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Слайд 8Принцип минимакса
Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику
возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Слайд 9Принцип психологической комфортности
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов
учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Слайд 10Принцип вариативности
Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору
вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Слайд 11Принцип творчества
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в
образовательном процессе,приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Слайд 12
Типология уроков А.К. Дусавицкого
Тип урока определяет формирование того или иного
учебного действия в структуре учебной деятельности.
Урок постановки учебной задачи.
Урок решения учебной задачи.
Урок моделирования и преобразования модели.
Урок решения частных задач с применением открытого способа.
Урок контроля и оценки.
Слайд 13Типология уроков на основе системно-деятельностного подхода
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно
распределить на четыре группы:
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
Слайд 14Уроки «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу
действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Слайд 15Уроки рефлексии
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа
и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Слайд 16
Уроки общеметодологической направленности
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу
действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий
Слайд 17Уроки развивающего контроля
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная
цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Слайд 18Уроки развивающего контроля
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
предъявление контролируемого варианта;
наличие
понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
Слайд 19Уроки развивающего контроля
написание учащимися варианта контрольной работы;
сопоставление с объективно обоснованным эталоном
выполнения этой работы;
оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Слайд 20Деятельностный метод обучения
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии
с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения.
Слайд 21Построения урока в рамках ФГОС
Цели урока задаются с тенденцией передачи
функции от учителя к ученику.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Слайд 22Построения урока в рамках ФГОС
Используются разнообразные формы, методы и приемы
обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
Слайд 23Построения урока в рамках ФГОС
Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает
репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
Слайд 24Построения урока в рамках ФГОС
На уроке задаются задачи и четкие критерии
самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
Слайд 25Построения урока в рамках ФГОС
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися,
используя для этого специальные приемы.
Слайд 26Построения урока в рамках ФГОС
Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика,
поощряет и поддерживает минимальные успехи
Слайд 27Построения урока в рамках ФГОС
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
Учитель принимает
и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Слайд 28Построения урока в рамках ФГОС
На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель
– ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Слайд 29Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода
Мотивирование к учебной
деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).
Слайд 30Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
На данном этапе
организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
Слайд 31Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
3) мотивацию
к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
Слайд 32Выявление места и причины затруднения
На данном этапе учитель организует выявление учащимися
места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
Слайд 33Выявление места и причины затруднения
2) соотнести свои действия с используемым способом
действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Слайд 34Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
На
данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель:
на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов
Слайд 35
Реализация построенного проекта
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются
различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.
Слайд 36Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
На данном этапе учащиеся в
форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Слайд 37Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
При проведении данного этапа используется индивидуальная
форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Слайд 38Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации,
по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность
Слайд 39Включение в систему знаний и повторение
На данном этапе выявляются границы применимости
нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
Слайд 40Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
На данном этапе фиксируется новое содержание,
изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности
Слайд 41Показатели владения педагогом системно-деятельностными технологиями обучения
имеет гуманистическую позицию по отношению к
каждому ребенку;
деятельностный обучение;
системно видит предметный курс в иерархии внутрипредметных и межпредметных связей и отношений;
проектирует целей курса, темы, урока, исходя из личностных, метапредметных и предметных результатов;
создает мотивационно-целевое пространство уроков на основе развития личностных потребностей учеников;
Слайд 42Показатели владения педагогом системно-деятельностными технологиями обучения
организует поисковую, проблемную, проектную деятельность детей;
организует
учебное сотрудничество детей при решении учебных задач на основе демократического общения;
организовывает самоконтроль и самооценку учащимися своей деятельности в соответствии с выработанными критериями;
владеет способами организации рефлексии, аутентичными формами оценивания; осуществляет самоанализ собственной педагогической деятельности с позиции достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.