Слайд 1СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СТРАНАХ ВОСТОКА
Слайд 2
«Мастер ушу никогда не нападает первым, он лишь возвращает назад зло,
которое исходит от противника» - такова заповедь боевого искусства.
Слайд 4
Истоки практики йогов восходят к магии древнейшей религии II в. до
н.э. в жизни племен, населявших Древнюю Индию.
Слайд 5
Йога буквально означает связь, единение, сосредоточение, усилие.
Слайд 6Основоположником йоги - религиозно-идеалистической системы принято считать Патанджали (II в. до
Слайд 7
Ценное наследие Патанджали дошло до нас в виде сборников афоризмов под
общим названием «Драгоценные четки».
В такой своеобразной форме изложены основные постулаты хатха-йоги, цели которой определяются следующими восемью ступенями совершенства:
Слайд 8
строго соблюдать всеобщие моральные заповеди - яма;
заниматься (путем самодисциплины) внешним
и внутренним очищением - нияма;
посредством физических упражнений (принятия поз - асан) стремиться достичь физического здоровья;
научиться контролировать свое дыхание и таким образом управлять потоками праны (общеуниверсальной энергии) как в своем теле, так и за его пределами — пранаяма;
уметь управлять своими чувствами (эмоциями) - пратьяхара;
научиться в нужный момент сосредоточивать (контролировать) свое внимание на поставленной цели (задаче) - дхарана;
овладеть всеми премудростями созерцания (медитации), направляя свое мышление в необходимое русло, — дхъяма;
достичь состояния самадхи, т. е. слияния с понимаемым каждым по-своему абсолютом (богом, истиной, космосом и т.д.).
Слайд 10
Возникли многие течения йоги, основанные на двигательных действиях. Среди них можно
выделить хатха-йогу. Ее относительно подробно описал в IV-V вв. Шилпасатраке в книге «Руководство по искусству движений».
Слайд 12
Хатха-йога, или физиологическая йога, по своей сути представляет собой метод очищения
и укрепления организма с помощью особой системы упражнений.
Основными элементами, которые составляют хатха-йогу, являются асаны (позы) и пранаямы (дыхательные упражнения).
Кроме этого, выделяют еще методы контроля и воздействия на эмоциональное состояние человека, гигиену, питание и сон.
Слайд 13
В отличие от христианства религия средневековой Индии не была противником физических
упражнений, и йоги в частности. Напротив, она активно и положительно влияла на практику йоги, основанной на движениях.
Слайд 15
Ушу означает в переводе «воинское искусство» или «воинская техника».
Слайд 16
Ушу включает в себя:
-рукопашный бой без оружия и с оружием,
-стрельбу и метание различных снарядов,
-вольтижировку,
-акробатические трюки в театральных поединках и т.п.
Соответствующий психофизический тренинг считается необходимой составной частью любой разновидности ушу.
Слайд 17
Термин «ушу» появился в Китае в Средневековье, однако лишь в XX
в. он стал обозначать все созданные в Китае способы единоборства с оружием и без него, а также связанные с подготовкой бойцов методы тренировки и основанную на их базе гимнастику.
Слайд 18
В Китае классические, «главные», виды ушу обычно подразделялись на три группы:
- единоборство с оружием и без него,
- стрельба и метания,
- театральные и спортивные выступления.
Слайд 19
В настоящее время в КНР ушу подразделяется так:
выполнение комплексов формальных
(общеразвивающих) упражнений,
обусловленный спарринг без оружия,
свободный спарринг двух партнеров без оружия,
бой без оружия против нескольких противников,
упражнения с оружием и схватка с оружием или без него против вооруженных противников,
- лечебно-оздоровительная гимнастика с включением дыхательных упражнений и точечного массажа.
Слайд 20
Гимнастика ушу содержит в себе два исторически сложившихся направления – «внешнее»
и «внутреннее».
Считается, что «внешнее» развивает тело, т.е. его физические кондиции, а «внутреннее» - психику, сознание.
Слайд 21Сейчас в ушу насчитывается несколько сотен не похожих друг на друга
школ. Такое разнообразие стилей - результат как многовековой истории развития ушу, так и ее широкой разбросанности по огромной территории Китая.
Сначала системы упражнений разделялись на внешнее и внутреннее направления – первое («длинный кулак») - шаолиньская школа, второе - школы тайцзи, синъи, багуа.
Затем великая река Янцзы обозначила границу северного (хуацюань, чацюань, таньтуй, дитанцюань, фаньцзыцюань) и южного (школы Хун, Лю, Цай, Ли, Мо, юнчунь, уцзу) направлений.
На северное и южное течения распалась и шаолиньская школа.
Самобытной ветвью ушу являются так называемые подражательные стили — «звериные» школы: «Орла», «Обезьяны», «Богомола» и т.п., школа «Пьяного». Они встречаются и на юге, и на севере как во внешних, так и во внутренних стилях.
Слайд 23
Шаолинь по праву считается колыбелью классических воинских искусств «внешнего» стиля. Он
был построен в III в.
Монастырь, построенный группой буддийских монахов с помощью местных крестьян, должен был защитить братию от войск враждующих феодалов и свирепых разбойничьих банд. Монастырь получил название Шаолинь - Молодой лес
Слайд 25
Бодхидхарма (527 г. н. э. )
С его именем связывают то, что
на протяжении VI - IX вв. центром обучения военно-прикладному искусству кулачного боя (цюань-шу) снова стала монастырская школа Шаолиня, имевшая филиалы при нескольких храмах в разных частях страны.
Уже во времена Бодхидхармы в Шаолине появились профессиональные преподаватели воинских искусств.
Слайд 27На первых порах обитателям Шаолиня было показано 18 элементарных приемов, которые
должны были составить минимальный комплекс самообороны.
До нашего времени в китайском искусстве кулачного боя было разработано несколько тысяч приемов, причем многие из них зародились в Шаолине, но упражнения Бодхидхармы всегда оставались неотъемлемой частью программы обучения.
В них нашли законченное воплощение характерные особенности боевой практики Чань (Чань — одно из направлений религии-учения — буддизма): концентрация, расслабление, контроль за дыханием, плавность и незаметность переходов, повышенная координация движений, неослабевающий контроль за маневром противника, точность выполнения приема, следование специфическому ритму боя.
Слайд 28Отличия монастырской системы самообороны от светской
Воины пользовались мечом, пикой, секирой,
клевцом, шестопером и др. В бою ставка делалась главным образом на владение оружием. Физические действия без оружия использовались лишь в самом крайнем случае.
Между тем монахам волей-неволей приходилось рассчитывать только на физические возможности да силу молитвы. Принципы военной подготовки монахов основывались на результатах предельных по трудности упражнений, позволявших надеяться, что боец всегда сумеет отразить действия противника и нанести смертельный ответный удар. Школе Шаолиня в отличие от светского ушу были свойственны прежде всего жесткость и прямолинейность движений в сочетании с предельной резкостью.
Слайд 29В Шаолине поощрялась практика ближнего боя, причем наряду с ударами отрабатывались
и различные виды захватов кисти руки с последующим воздействием на болевые точки.
В основе совершенствования были наблюдения за повадками животных. Например, удары руками наносились не только кулаком, но и пальцами в положении птичьей лапы - ими резко сжимались участки кожи (особенно в области лица). Эта техника возникла в Шаолине и получила название «Орлиные когти» по аналогии с манерой орла нападать на свою жертву, вонзая в нее когти и разрывая тело.
Слайд 30
История возрождения ушу в Шаолине связана с именем Цзяо Юаня (конец
XV в.). Им были разработаны 72 приема захвата рук. Основанные на хорошем знании анатомии и законов биомеханики, приемы Дзяо Юаня были рассчитаны на воздействие на болевые точки в суставных соединениях.
Слайд 31
три крупнейших мастера — Цзяо Юань, Ли Чэн и Бай Юйфэн
— впервые в истории китайского ушу объединили усилия по его совершенствованию.
Старец Ли владел тайной “медленной смерти”, страшным и разрушительным оружием - искусством “эффективного касания”, поражения уязвимых точек, а также искусством реанимации и точечного массажа.
Бай Юйфэн предложил обновить и усовершенствовать традиционные “звериные” стили и способы ведения боя — стили “Тигра”, “Дракона”, “Леопарда”, “Змеи”, “Журавля”. Так был разработан новый комплекс из 170 приемов шаолиньского ушу.
Слайд 32
Возрождение Шаолиня имело и моральную сторону. Моральный кодекс шаолиньского монаха содержал
знаменитые “Десять заповедей Цзяо Юаня”, большинство из которых украшают стены современных спортивных залов и первые страницы пособий по ушу:
Слайд 33
изучающий цюань-шу должен заниматься ревностно и упорно, не допуская никаких посторонних
отвлечений;
применять цюань-шу разрешается исключительно в порядке самообороны;
обучающийся должен быть почтителен и скромен в обращении к наставнику и старшим товарищам, всегда проявлять по отношению к ним уважение;
обучающийся должен быть всегда вежлив, честен, доброжелателен в отношениях с товарищами;
изучающий цюань-шу обязан на людях сдерживать желание обнаружить свои познания, уклоняться от любого вызова;
изучающий цюань-шу ни в коем случае не должен первым затевать драку;
изучающий цюань-шу не должен пить вино и есть мясо;
обучающийся должен сдерживать половое влечение;
не следует торопиться обучать цюань-шу людей посторонних, не являющихся истинными буддистами, дабы не нанести вреда себе и своему делу. Обучать нужно лишь достойных — добрых сердцем и отвечающих искренней благодарностью;
изучающий цюань-шу должен всемерно избегать злобы, жадности и хвастовства.
Слайд 34
В Шаолине (XIV— XVII вв.) комплекс из 170 приемов Цзяо Юаня
существенно усовершенствовался. В это время по всей территории Китая возникает немало школ, течений, направлений и стилей ушу. Морские торговые пути способствовали в конце XV в. проникновению ушу в другие страны. Отдельные монахи нередко покидали монастырь и разбредались по разным городам. Одним из таких отходников был Чэнь Юаньбин, который в 1558 г. прибыл в Японию и обосновался в одном из монастырей. Там он обучал многих молодых самураев, положив начало одной из популярных школ - дзю-дзюцу (джиу-джитсу).
Слайд 35
Практика духовного и военного обучения монахов в Шаолине в XVII —
начале XX в. была характерна следующим.
Долгие часы медитации, философские беседы и упорные практические занятия ушу были основными видами воспитания обитателей.
Тренировки уже включали упражнения, способствующие владению оружием. К ним приступали те члены братии, которые прошли базовый пятилетний курс цюань-шу и освоили основы цигун.
Слайд 36Многолетний психофизический тренинг в стенах Шаолиня был направлен на выработку пяти
бойцовских качеств:
повышенного состояния органов чувств и скорости двигательной реакции;
прямоты и искренности;
бесстрастности;
ловкости и грациозности;
способности к комбинированному мышлению.
На очередных и “выпускных” экзаменах, которые сдавали монахи, проверялись и оценивались именно эти качества.
Слайд 37
Подготовленность монахов в Шаолиньском монастыре проверялась системой промежуточных тестов и на
“выпускных” экзаменах. По окончании срока обучения, длившегося в среднем 12 — 15 лет, претендент на звание шифу должен был предстать перед настоятелем и несколькими наиболее уважаемыми монахами. Сначала следовали вопросы по истории, теории и этике цюань-шу в тесной связи с учением Чань (религия или учение буддизма). Если собеседование проходило успешно, испытуемый допускался непосредственно к экзаменам.
Слайд 38
Первым этапом испытаний была “Комната радости и грусти”, где проверялись интеллектуальные
способности, здравый смысл и самообладание.
Члены комиссии поочередно рассказывали испытуемому смешные и грустные истории. Если он проявлял хоть какие-либо эмоции, результат испытания был обречен на провал.
Слайд 39
Следующий зал — “Комната могущества”, где проверялись физические возможности. Сила определялась
подниманием над головой каменной гири весом приблизительно в 150 кг, требовалось натянуть огромный и тугой лук, пронести через зал две корзины с камнями весом по 200 кг каждая. Экзаменуемый должен был прямым ударом кулака разбить три кирпича, а ребром ладони или основанием кулака — от семи до десяти (сложенных, разумеется, стопкой) и примерно такое же количество — ребром стопы.
Слайд 40
«Комната мрака” — темный коридор, где сразу же за дверью подстерегало
падающее справа или слева бревно. Если “шестое чувство” не подводило монаха, он должен был, увернувшись от бревна, сесть посреди помещения и устремить взгляд на ступни скрещенных ног. В почти непроницаемой темноте в сидящего бросался нож. Ориентируясь по свисту рассекаемого воздуха и смутному блеску стали, следовало либо уклониться в сторону, либо блокировать нож рукой, либо перехватить его в воздухе. Последним испытанием в “Комнате мрака” было следующее: массивный деревянный брус на колесах с разгона влетал в темный коридор и мчался прямо на человека. Необходимо было или прижаться к стене, или перепрыгнуть через эту “смертельную коляску”. В противном случае не исключался летальный исход.
Слайд 41
«Комната отмщения”. Там экзаменующийся получал в свое распоряжение небольшую деревянную скамью,
с помощью которой требовалось продержаться не менее 5 мин против десяти вооруженных палками монахов.
Слайд 42
Полный курс обучения в Шаолине проходили не все: одни умирали, другие
погибали, третьи сходили с ума.
Традиции ушу продолжали жить и в 30-е, и в 40-е гг. в небольших подпольных секциях, сектах и школах.
Слайд 43
К середине XX в. ушу представляло огромный конгломерат школ, стилей и
направлений, не имеющих ни общей терминологии, ни единой методики преподавания. Многие стили попросту вымирали, так как уходили из жизни последние мастера, знавшие их. После 1949 г. в КНР было принято решение об упорядочении системы ушу.
В КНР ушу называют “величайшим культурным сокровищем китайского народа”, являющимся не только исторической ценностью, но и эффективным средством оздоровления нации. Сейчас работают Всекитайская академия ушу, факультеты ушу при университетах.
В 60 —70-е гг. XX в. китайские мастера ушу посетили более чем 50 стран мира, пропагандируя и демонстрируя это искусство.
В 1985 г. прошли первые международные соревнования, в которых приняли участие 88 спортсменов из 15 стран, а через год — 145 спортсменов уже из 20 стран.
С 1990 г. ушу входит в программу Азиатских игр.
Наконец, после 1985 г. созданы международные федерации ушу.
Слайд 44Тайцзицюань – разновидность китайской гимнастики ушу
Слайд 45
Виды ушу, где не применялось оружие, назывались цюань-фа, что дословно означает
“способы кулачного боя”. Они развивались главным образом в той среде, где не полагалось иметь оружие — в монастырях, среди крестьян. К настоящему времени термин “цю-ань”, можно сказать, почти утратил свой первоначальный смысл, и под ним подразумевают совсем не “кулак”, не “действие кулаком”, а просто гимнастику определенной системы или школы.
Слайд 46Ян Лучань - основоположник оздоровительного направления тайцзицюань
Слайд 47
Ян Лучань вносит существенные изменения в гимнастику. Он делает движения более
плавными и растянутыми. Стиль приобретает все более возрастающее оздоровительное значение.
Слайд 48Создание стиля Ян завершил в начале XX в. его сын Ян
Чэнфу. Он определял суть занятий тайцзицюань как “тренировку духа”.
Слайд 49
В современном Китае тайцзицюань используется не только как оздоровительная система, но
и как вид сопутствующей терапии при лечении многих заболеваний. Сейчас во многих лечебно-профилактических учреждениях КНР тайцзицюань служит мощным средством оздоровления и реабилитации больных. По радио часто звучит музыка, задающая ритм тайцзицюань. Телевидение транслирует учебные передачи для желающих овладеть этим искусством.
Слайд 50
Древнекитайские системы ушу дали толчок к развитию многочисленных восточных боевых искусств.
Наиболее распространенными из них в настоящее время являются каратэдо, джиу-джитсу, дзюдо, айкидо, таэквондо, сумо, кэндо.