Слайд 1Презентация по физической культуре на тему «Обучение двигательным действиям»
Подготовил студент второго
курса
Группы 17 АТП-9 учебного заведения «ГБПУ КК АМТ»
Корниенко Александр
Преподаватель: Савран Н.М.
Слайд 2Обучение двигательным действиям
План:
Двигательные умения и навыки.
Особенности обучения двигательным действиям.
Этапы
обучения двигательным действиям.
Слайд 3
Двигательное умение – это такая степень владения двигательным действием, при
котором управление движениями происходит при активной роли мышления.
Двигательные умения и навыки
Слайд 4Двигательные умения и навыки
Признаки двигательного умения:
Управление движениями происходит неавтоматизировано.
Сознание ученика загружено
контролем каждого движения.
Невысокая быстрота выполнения действия.
Действие выполняется неэкономно, при значительной степени утомления.
Неустойчивостью к действию сбивающих факторов.
Нестабильность результатов действия.
Слайд 5
Двигательный навык — это такая степень владения двигательным действием,
при которой управление движениями происходит автоматизировано
Двигательные умения и навыки
Слайд 6 Двигательные умения и навыки
Признаки двигательного навыка:
Автоматизированное управление действиями; концентрация
внимания на целях и условиях действий.
Слитность движений (операций).
Устойчивость, стабильность, надежность действия.
Слайд 7Двигательные умения и навыки
Слайд 8Продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависят от:
Двигательной одаренности
и двигательного опыта обучающегося;
Возраста обучающегося;
Координационной сложности двигательного действия;
Профессионального мастерства преподавателя;
Уровня мотивации, сознательности, активности обучающегося и др.
Слайд 9Особенности обучения двигательным действиям
Педагогические особенности.
Психофизиологические особенности.
Неравномерность формирования навыка.
Угасание навыка.
Отсутствие предела в
развитии двигательного навыка.
Взаимодействие навыков.
Слайд 10Педагогические особенности
Методическая последовательность овладения двигательным действием:
1. Формирование у занимающихся положительной учебной
мотивации.
2. Формирование знаний о сущности двигательного действия.
3. Создание полноценного представления об изучаемом движении по каждой основной опорной точке (ООТ).
4. Освоение изучаемого двигательного действия в целом.
Слайд 11Инструкция по обучению
спринтерскому бегу
«Главная двигательная задача — бежать быстро, но
не скованно, испытывая ощущение тяги, как в беге под уклон. Это ощущение — центральная «опорная точка». Если оно не возникает или исчезает по ходу упражнения, значит, допускаются серьезные ошибки в технике бега.
Слайд 12Инструкция по обучению спринтерскому бегу (описание основной опорной точки)
ООТ-1. Соблюдать правильную
осанку (динамическую позу) в беге, при которой: голова поднята (но не откинута назад), взор направлен в сторону финиша, выпрямленное туловище слегка наклонено вперед так, чтобы тяжесть тела при постановке ног ощущалась «на кончиках пальцев».
Типичные ошибки: голова с напряженными мышцами лица наклонена вперед или назад либо качается в стороны, как маятник; туловище чрезмерно наклонено вперед или отклонено назад, причем в первом случае возникает ощущение, будто ноги отстают («движутся где-то сзади»), а во втором — будто они обгоняют тело; в обоих случаях исчезают ощущения пружинистого бега, тяги и равновесия.
Слайд 13Психофизиологические особенности
При формировании двигательного навыка в центральной нервной системе последовательно сменяются
три фазы протекания нервных процессов.
Первая фаза, когда происходит объединение отдельных элементов движения в целостное действие, характеризуется иррадиацией нервных процессов с генерализацией ответных реакций и вовлечением в работу многих мышц.
Слайд 14Психофизиологические особенности
Вторая фаза характеризуется концентрацией возбуждения, улучшением координации, устранением излишних движений.
После неоднократных повторений нервные процессы в коре головного мозга постепенно локализуются в тех центрах, которые непосредственно обеспечивают выполняемое движение, а соседние центры как бы «выключаются».
Здесь уже можно говорить о сформированном двигательном умении.
Слайд 15Психофизиологические особенности
Третья фаза характеризуется стабилизацией, высокой степенью координации и автоматизации движений.
Здесь в полной мере проявляются все признаки двигательного навыка.
Слайд 16Неравномерность формирования двигательного навыка
Разновидности неравномерности:
В начале обучения происходит сравнительно быстрое овладение
действием, а затем качественный прирост навыка замедляется;
В начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он резко возрастает;
Слайд 17Неравномерность формирования двигательного навыка
Появление задержки в развитии навыка («плато»). Длительность задержки
в развитии навыка может быть разной и обусловлена двумя причинами:
а) внутренней, которая характеризуется протеканием незаметных приспособительных изменений в организме, которые лишь с течением времени переходят в заметные качественные улучшения навыка;
б) внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недостаточным уровнем развития двигательных способностей.
Слайд 18Неравномерность формирования двигательного навыка
Слайд 19Угасание навыка
Проявляется, когда длительное время не повторяется действие. Происходит постепенно.
Вначале
появляется неуверенность в своих силах.
Затем теряется способность к точной дифференцировке движений.
В конечном счете теряется способность выполнять некоторые сложные действия.
Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется долго, и после повторений он быстро восстанавливается.
Слайд 20Отсутствие предела в развитии двигательного навыка
Совершенствование двигательного действия практически продолжается на
протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания.
Слайд 21Взаимодействие навыков
Перенос навыков – это влияние формирования одних двигательных навыков
на усвоение других.
Положительным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает формирование последующего.
Отрицательным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет формирование последующего.
Слайд 22Этапы обучения двигательным действиям
Этап начального разучивания.
Этап углубленного разучивания.
Этап закрепления и
дальнейшего совершенствования.
Слайд 23Этап начального разучивания
Цель — сформировать у обучаемого основы техники изучаемого движения
и добиться его выполнения в общих чертах.
Слайд 24
Основные задачи этапа начального разучивания:
Сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном
действии (ДД) и способе его выполнения.
Создать двигательные представления путем освоения подводящих упражнений.
Добиться целостного выполнения ДД в общих чертах.
Предупредить или устранить значительные искажения в технике ДД.
Задачи решаются последовательно
Слайд 25
Методы обучения на этапе начального разучивания:
Активно используются
методы передачи устной информации
(описание, объяснение, указание),
методы обеспечения наглядности показ (непосредственный и опосредованный), направленного прочувствование двигательного действия, срочной информации.
Слайд 26
Методы обучения на этапе начального разучивания:
В зависимости от особенностей и сложности
изучаемой техники действия, физической подготовленности занимающихся Д.Д. разучивается по частям или в целом. На этом этапе разучивания действия широко применяют подводящие упражнения в условиях, облегчающих выполнение движений.
При завершении попытки выполнить действие следуют анализ и оценка его выполнения и постановка задач по совершенствованию действия при следующей попытке.
Слайд 27Наиболее типичны двигательные ошибки:
лишние, ненужные движения;
искажение движения по амплитуде
и направлению;
нарушение ритма двигательного действия;
закрепощенность движения.
Слайд 28Причины ошибок
недостаточно ясное представление о двигательной задаче;
неправильное выполнение предыдущих действий;
слабое развитие координационных и других двигательных способностей;
состояние утомления;
Слайд 29Причины ошибок
влияние конкурирующих навыков;
недостаточность двигательного опыта занимающегося;
неблагоприятные условия выполнение действий;
психологические причины:
боязнь, невнимательность, неуверенность, повышенная возбудимость занимающихся и др.
Слайд 30Правила исправления ошибок
Ошибка должна быть понята.
Ошибки следует исправлять не все
сразу, а последовательно, по степени их значимости. Вначале исправляются грубые, искажающие основу техники действия или приводящие к травматизму. Затем исправляются ошибки в деталях техники.
Слайд 31Правила исправления ошибок
Указания преподавателя об исправлении ошибки должно соответствовать возможностям обучаемого
в данный момент.
Не рекомендуется показывать ошибки в утрированном виде.
Слайд 32Рекомендации при освоении Д Д
Число повторений нового действия определяется возможностями обучаемого
улучшать движение при каждой новой попытке;
Повторное выполнение с одними и теми же ошибками является сигналом к перерыву для отдыха и обдумыванию своих действий;
Интервалы отдыха должны обеспечивать оптимальную готовность к выполнению очередной попытки (готовность как физическую, так и психическую);
Слайд 33Рекомендации при освоении ДД
Продолжать освоение движений в условиях прогрессирующего утомления нецелесообразно
и даже вредно;
Обучение двигательным действиям целесообразно проводить в начале основной части занятия.
Интервалы между занятиями рекомендуется делать по возможности короткими, чтобы избежать угасания ещё не стойких умений.
Слайд 34Этап углубленного разучивания
Цель — сформировать полноценное двигательное умение
Слайд 35Задачи этапа углубленного разучивания
Уточнить действия во всех основных опорных точках как
в основе, так и в деталях техники (с учетом индивидуальных особенностей занимающихся).
Добиться целостного выполнения ДД на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники.
Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене.
Данные задачи могут решаться одновременно.
Слайд 36Методы обучения на этапе углубленного разучивания
Ведущее значение приобретает метод целостного упражнения.
В числе методов передачи устной информации ведущими становятся анализ и разбор техники действия, беседа. Широко применяются методы обеспечения наглядности показ (непосредственный и опосредованный), направленного прочувствование Д Д, срочной информации, для создания ощущений правильного исполнения деталей техники. Часто используется метод идеомоторного упражнения.
Слайд 37Этап закрепления и дальнейшего совершенствования
Цель — двигательное умение перевести в навык,
обладающий возможностью его целевого использования.
Слайд 38Задачи этапа закрепления и дальнейшего совершенствования:
Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигательного
действия.
Довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники.
Добиться выполнения ДД в соответствии с требованиями его практического использования
Обеспечить вариативное использование действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно.
Слайд 39Вариативность ДД достигается его
многократным повторением в самых
различных условиях:
а) при усложнении
внешних условий (условия опоры, ограничение пространства, неблагоприятные метеоусловия)
б) при изменениях в физическом и психическом состоянии занимающихся (при утомлении, отвлечении внимания, волнения и.т.п.)
в) различных сочетаниях с другими действиями, и в том числе в сочетаниях, требующих преодолевать отрицательный перенос навыков
г) при возрастающих физических усилиях.