Презентация, доклад по физической культуре на тему Методика коррекции зрения (4 класс)

Содержание

План1. Строение глаза2. Задачи и средства адаптивного физического воспитания3. Характеристика зрительных функций и дисфункций4. Особенности психического, физического развития и двигательных нарушений5. Методические приёмы коррекции зрения6. Традиционные и нетрадиционные приёмы7. Коррекционная направленность адаптивного физического воспитания

Слайд 1«Методика адаптивной физической культуры у детей с нарушением зрения»

«Методика адаптивной физической культуры у детей с нарушением зрения»

Слайд 2План
1. Строение глаза
2. Задачи и средства адаптивного физического воспитания
3. Характеристика

зрительных функций и дисфункций
4. Особенности психического, физического развития и двигательных нарушений
5. Методические приёмы коррекции зрения
6. Традиционные и нетрадиционные приёмы
7. Коррекционная направленность адаптивного физического воспитания
План1.  Строение глаза2.	Задачи и средства адаптивного физического воспитания3.  Характеристика зрительных функций и дисфункций4.  Особенности

Слайд 31. Строение глаза
Глаз расположен в глазничной впадине черепа. От костей глазничной впадины

к наружной поверхности шаровидного глазного яблока подходят мышцы, которые его поворачивают.
Глаз можно назвать сложным оптическим прибором. Его основная задача -"передать" правильное изображение зрительному нерву.
Основные функции глаза:
- оптическая система, проецирующая изображение;
- система, воспринимающая и "кодирующая" полученную информацию для головного мозга;
- "обслуживающая" система жизнеобеспечения.
Роговица - прозрачная оболочка, покрывающая переднюю часть глаза. В ней отсутствуют кровеносные сосуды, она имеет большую преломляющую силу. Входит в оптическую систему глаза. Роговица граничит с непрозрачной внешней оболочкой глаза - склерой.
Передняя камера глаза - это пространство между роговицей и радужкой. Она заполнена внутриглазной жидкостью.
Радужка - по форме похожа на круг с отверстием внутри (зрачком). Радужка состоит из мышц, при сокращении и расслаблении которых размеры зрачка меняются. Она входит в сосудистую оболочку глаза. Радужка отвечает за цвет глаз (если он голубой - значит, в ней мало пигментных клеток, если карий - много). Выполняет ту же функцию, что диафрагма в фотоаппарате, регулируя светопоток.
1.	Строение глазаГлаз расположен в глазничной впадине черепа. От костей глазничной впадины к наружной поверхности шаровидного глазного яблока

Слайд 4Зрачок - отверстие в радужке. Его размеры обычно зависят от уровня

освещенности. Чем больше света, тем меньше зрачок.
Хрусталик - "естественная линза" глаза. Он прозрачен, эластичен - может менять свою форму, почти мгновенно "наводя фокус", за счет чего человек видит хорошо и вблизи, и вдали. Располагается в капсуле, удерживается ресничным пояском. Хрусталик, как и роговица, входит в оптическую систему глаза. Функция хрусталика - преломляющая и аккомодационная.
Стекловидное тело - гелеобразная прозрачная субстанция, расположенная в заднем отделе глаза. Стекловидное тело поддерживает форму глазного яблока, участвует во внутриглазном обмене веществ. Входит в оптическую систему глаза.
Сетчатка - состоит из фоторецепторов (они чувствительны к свету) и нервных клеток. Клетки-рецепторы, расположенные в сетчатке, делятся на два вида: колбочки и палочки. В этих клетках, вырабатывающих фермент родопсин, происходит преобразование энергии света (фотонов) в электрическую энергию нервной ткани, т.е. фотохимическая реакция.
Склера - непрозрачная внешняя оболочка глазного яблока, переходящая в передней части глазного яблока в прозрачную роговицу. К склере крепятся 6 глазодвигательных мышц. В ней находится небольшое количество нервных окончаний и сосудов.
Сосудистая оболочка - выстилает задний отдел склеры, к ней прилегает сетчатка, с которой она тесно связана. Сосудистая оболочка ответственна за кровоснабжение внутриглазных структур. При заболеваниях сетчатки очень часто вовлекается в патологический процесс. В сосудистой оболочке нет нервных окончаний, поэтому при ее заболевании не возникают боли, обычно сигнализирующие о каких-либо неполадках.

Зрачок - отверстие в радужке. Его размеры обычно зависят от уровня освещенности. Чем больше света, тем меньше

Слайд 52. Задачи, цели и средства адаптивного физического воспитания
Цели ЛФК:
1. Обеспечить всестороннее и

полноценное развитие ребенка.
2. Повышение мобильности как средства интеграции инвалидов по зрению в общество зрячих.
3. Восстановление и совершенствование, с помощью средств ЛФК, физических и психофизических способностей слепого и слабовидящего школьника.
Задачи:
1.Укрепление здоровья детей с тяжелой патологией зрения. Содействие гармоничному физическому развитию и закаливанию организма.
2. Повышение физиологической активности органов и систем организма школьников с вторичными отклонениями в развитии.
3. Освоение основных двигательных навыков и умений.
4. Активизация функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
5. Укрепление мышечно-связочного аппарата.
6. Исправление дефектов осанки и предупреждение развития сколиоза, плоскостопия.
7. Укрепление склеры и мышечной системы глаза, улучшение кровоснабжения тканей глаза.
8. Формирование необходимых умений и навыков самостоятельной пространственной ориентировки.

2.	Задачи, цели и средства адаптивного физического воспитанияЦели ЛФК:1. Обеспечить всестороннее и полноценное развитие ребенка.2. Повышение мобильности как

Слайд 6Основные средства ЛФК:
1.бег, ходьба с различными положениями рук и ног;
2.упражнения с

гимнастическими палками для развития и укрепления мышц плечевого пояса, спины, живота, нижних и верхних конечностей;
3.висы на гимнастической стенке;
4.упражнения для укрепления сводов стопы;
5.ходьба по гимнастической скамейке с грузом на голове для развития равновесия;
6.упражнения на формирование навыка правильной осанки;
7.специальные упражнения по обучению приемам пространственной ориентировки на основе использования и развития сохранных анализаторов (слух, осязание, обоняние, остаточное зрение);
8.дыхательные упражнения;
9.упражнения на расслабление мышц (релаксация мышц);
К вспомогательным средствам физического воспитания относятся:
- гигиенические факторы (гигиенические требования к процессу обучения, соблюдение режима дня, зрительной нагрузки и т.д.);
- естественные силы природы.
Правильное использование таких естественных факторов природы, как солнце, воздух и вода, оказывающих благоприятное воздействие на физическое развитие, здоровье и закаливание школьников. К гигиеническим факторам относятся все мероприятия, касающиеся сохранения зрения, здоровья школьников.


Основные средства ЛФК:1.бег, ходьба с различными положениями рук и ног;2.упражнения с гимнастическими палками для развития и укрепления

Слайд 73. Характеристика зрительных функций и дисфункций у детей
Зрение — самый мощный источник

информации о внешнем мире (85—90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор, и частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребенка). Зрительный анализатор обеспечивает выполнение сложнейших зрительных функций.
Зрительные функции
Принято различать пять основных зрительных функций:
1) центральное зрение;
2) периферическое зрение;
3) бинокулярное зрение;
4) светоощущение;
5) цветоощущение.
Центральное зрение:
Состояние центрального зрения определяется остротой зрения. В медицинской терминологии острота зрения обозначается Visus. Единица измерения оптической среды глаза — диоптрия (D). Острота зрения правого глаза — Vis OD, левого — Vis OS.
Периферическое зрение:
Периферическое зрение действует в сумерках, оно предназначено для восприятия окружающего фона и крупных объектов, служит для ориентировки в пространстве. Этот вид зрения обладает высокой чувствительностью к движущимся предметам. Состояние периферического зрения характеризуется полем зрения.

3.	Характеристика зрительных функций и дисфункций у детейЗрение — самый мощный источник информации о внешнем мире (85—90% информации

Слайд 8Бинокулярное зрение — способность пространственного восприятия, объема и рельефа предметов, видение

двумя глазами. Его развитие начинается на 3—4 месяце жизни ребенка, а формирование заканчивается к 7—13 годам. Совершенствуется оно в процессе накопления жизненного опыта.
Светоощущение — способность сетчатки воспринимать свет и различать его яркость. Различают световую и темновую адаптацию. Нормально видящие глаза обладают способностью приспосабливаться к разным условиям освещения. Световая адаптация — приспособление органа зрения к высокому уровню освещения. Световая чувствительность появляется у ребенка сразу же после рождения.
Благодаря цветовому зрению человек способен воспринимать и различать все многообразие цветов в окружающем мире. Появление реакции на различение цвета у маленьких детей происходит в определенном порядке. Быстрее всего ребенок начинает узнавать красный, желтый, зеленый цвета, а позднее — фиолетовый и синий.
Зрительные дисфункции у детей
По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения, 1999), во всем мире насчитывается более 35 млн незрячих, в России — 260 тыс.
Слепота бывает врожденной и приобретенной.
Врожденная слепота — нарушение развития некоторых отделов головного мозга, зрительных нервов, сетчатки глаза.
Приобретенная слепота развивается после перенесенных глазных заболеваний: глаукомы, трахомы, кератита, поражения зрительного нерва, а также после травм глазного яблока, повреждений глазницы и черепно-мозговых травм.
Ребенок с нарушением зрения — термин, касающийся как незрячих, так и слабовидящих. Незрячих делят на тотально слепых (Vis — 0) и детей с остаточным зрением (Vis от 0 до 0, 04 с оптической коррекцией стеклами на лучшем глазу).
Бинокулярное зрение — способность пространственного восприятия, объема и рельефа предметов, видение двумя глазами. Его развитие начинается на

Слайд 9БЛИЗОРУКОСТЬ (миопия) характеризуется недостатком преломляющей силы глаза, в результате которого дети

плохо видят отдаленные предметы, действия, а также то, что написано на классной доске.
Для профилактики близорукости и приостановления ее прогрессирования рекомендуют следующий комплекс мероприятий:
— общее укрепление организма;
— активизацию функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
— укрепление мышечно-связочного аппарата глаза;
— улучшение деятельности мышц глаза, в частности аккомодационной мышцы;
— укрепление склеры и др.
ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ (гиперметропия) характеризуется тем, что фокус параллельных лучей после их преломления в глазу оказывается лежащим позади сетчатки.
КОСОГЛАЗИЕ характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации.
АСТИГМАТИЗМ — сочетание в одном глазу разных видов рефракций или разных степеней рефракции одного вида. Симптомы астигматизма: выраженные явления зрительного утомления, головные боли. Причинами развития астигматизма могут быть: ранение глаза, оперативные вмешательства на глазном яблоке, болезни роговицы.
НИСТАГМ (дрожание глаз) самопроизвольные колебательные движения глазных яблок. По направлению он может быть горизонтальным, вертикальным и вращательным; по виду — маятникообразным, толчкообразным и смешанным.
Катаракта — помутнение хрусталика глаза, что приводит к значительному снижению остроты зрения.
Глаукома — повышение внутриглазного давления, которое, в свою очередь, приводит к повышению внутричерепного давления.

БЛИЗОРУКОСТЬ (миопия) характеризуется недостатком преломляющей силы глаза, в результате которого дети плохо видят отдаленные предметы, действия, а

Слайд 104. Особенности психического, физического развития и двигательных нарушений
Особенности психического развития:
Многим детям с

нарушением зрения присуще астеническое состояние, характеризующееся значительным снижением желания играть, нервным напряжением, повышенной утомляемостью. Постоянно высокое эмоциональное напряжение, чувство дискомфорта могут в отдельных случаях вызвать эмоциональные расстройства, нарушения баланса процессов возбуждения и торможения в коре головного, среди детей с нарушением зрения можно встретить обладающих замечательными волевыми качествами, и наряду с этим наблюдаются такие дефекты воли, как импульсивность поведения, внушаемость, упрямство, негативизм.
Особенности внимания. Из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное внимание (узкий запас знаний и представлений). Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности — низкому объему внимания, хаотичности, т. е нецеленаправленности, переходу от одного вида деятельности к другому, или, наоборот, к заторможенности детей, инертности, низкому уровню переключаемости внимания.
Особенности памяти. У детей с нарушением зрения увеличивается роль словесно-логической памяти. Выявлена слабая сохранность зрительных образов и снижение объема долговременной памяти. Объем кратковременной слуховой памяти у всех категорий детей с нарушением зрения высокий. Процессы памяти (сохранение и забывание) зависят от качества усвоения материала, его значимости для индивида, числа повторений, типологических особенностей личности.
Особенности восприятия. У детей с депривацией зрения ослаблены зрительные ощущения, а восприятие внешнего мира ограничено. Эти затруднения сказываются на степени полноты, целостности образов отображаемых предметов и действий, но они могут только изменить тип восприятия, но не влияют на физиологический механизм восприятия.
4.	Особенности психического, физического развития и двигательных нарушенийОсобенности психического развития:Многим детям с нарушением зрения присуще астеническое состояние, характеризующееся

Слайд 115. Методические приёмы
Условиями реализации методических рекомендаций являются:
а) врачебно-педагогический контроль,
б) знание

офтальмологического и сопутствующих заболеваний, рекомендаций врачей специалистов (окулиста, педиатра, невропатолога, ортопеда и др),
в) всестороннее изучение ребенка и учет индивидуальных особенностей его развития в процессе учебной и игровой деятельности, где лучше всего раскрываются способности и возможности детей,
г) увеличение двигательной активности детей.
Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности учащихся. Чтобы совершенствовать у детей с нарушенным зрением определенные умения, необходимо многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим).
Опыт работы позволяет выделить следующие направления использования метода практических упражнений:
— выполнение упражнений по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое,
— выполнение движения в облегченных условиях (например, бег под уклон, кувырок вперед с небольшой горки и т д),
— выполнение движения в усложненных условиях (например, использование дополнительных отягощений
— гантели 0,5 кг, сужение площади опоры при передвижении и т д), — использование сопротивлений (упражнения в парах, с резиновыми амортизаторами и т д),
— использование ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные, обонятельные и др),
— использование имитационных упражнений (например, «велосипед» в положение лежа, метание без снаряда и т д).

5.	Методические приёмыУсловиями реализации методических рекомендаций являются: а) врачебно-педагогический контроль, б) знание офтальмологического и сопутствующих заболеваний, рекомендаций врачей

Слайд 126. Традиционные и нетрадиционные приёмы коррекции зрения
Традиционные приёмы коррекции зрения:
Традиционный метод коррекции

зрения – это использование вогнутых или выпуклых линз. Вогнутые (отрицательные) линзы используют при близорукости, выпуклые (положительные) – при дальнозоркости. Линзы можно использовать в качестве очков либо контактных линз. Их задача изменять направление световых лучей так, что они правильно отражались от глазного дна.
Еще один метод коррекции зрения, который можно отнести к традиционным – это оперативное вмешательство. Во время операции можно изменить расположение и давление роговицы таким образом, что зрение будет полностью восстановлено.
Нетрадиционные приёмы коррекции зрения:
К нетрадиционным методам коррекции зрения можно отнести способы безоперационного восстановления зрения. По сути это системы упражнений, регулярное повторение которых, способно улучшить или даже восстановить зрение.
На сегодняшний день к методам нетрадиционного воздействия, относится:
• Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений.
• Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.
• Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
• Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
• Литотерапия – терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.

6.	Традиционные и нетрадиционные приёмы коррекции зренияТрадиционные приёмы коррекции зрения:Традиционный метод коррекции зрения – это использование вогнутых или

Слайд 137. Коррекционная направленность адаптивного физического воспитания
К особенностям коррекционной направленности адаптивного физического воспитания

детей с нарушением зрения относятся положения, учитывающие следующие сведения о физическом, соматическом и психическом состоянии учащихся:
1) возраст и пол;
2) результат медицинского обследования и рекомендации врачей: офтальмолога, ортопеда, хирурга, педиатра, невропатолога;
3) степень и характер зрительного нарушения (устойчивая и неустойчивая ремиссия); поля зрения (нарушения центрального и периферического зрения, сужение полей зрения); остроты зрения; врожденная или приобретенная патология и пр.;
4) состояние здоровья ребенка (перенесенные инфекционные и другие заболевания);
5) исходный уровень физического развития;
6) состояние опорно-двигательного аппарата и его нарушения;
7) наличие сопутствующих заболеваний;
Дети с недостаточностью зрения нуждаются:
• в коррекции самих движений, так как движения ребенка скованы и некоординированы;
• в коррекции зрительного восприятия;
• в коррекции телосложения, осанки и плоскостопия;
• в коррекции развития физических качеств;
• в коррекции пространственной ориентировки, точности движений.

7.	Коррекционная направленность адаптивного физического воспитанияК особенностям коррекционной направленности адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения относятся положения,

Слайд 14Основная литература:
1. Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учеб. пособие /

Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с..
Дополнительная литература:
1. Ермаков В.П., Якунин ГЛ. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрением. — М., 2005.
2. Корбетт М.Д. Как обрести хорошее зрение без очков (перевод). — СПб., 2005.
3. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. — СПб., 2008.
4. Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. М., 2001.
5. Ростомашвили Л.Н. Реализация программы ЛФК для младших школьников с тяжелой патологией зрения. — СПб., 2005.

Основная литература:1.	Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учеб. пособие / Под ред. Л. В. Шапковой. —

Слайд 15Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть