Слайд 1Проект на тему:
«Баскетбол: история и современность»
Слайд 2 баскетбол в сегодняшние дни
Наверное, не в первый раз вы слышите
слово баскетбол.
Баскетбол – это уникальный вид спорта, один из самых распространённых в игре с мячом. Ситуация на площадке может измениться в любую секунду. Это показывает матч СССР – США, который закончился волевой победой Советского Союза со счётом 51 – 50.
Цель игры баскетбол – забросить в корзину противника как можно больше мячей, не используя ноги, а руки.
Слайд 3Фотокарточки матча СССР – США 1972 года в Мюнхене. Финал олимпийских
игр. 51 - 50
Слайд 4Баскетбол в сегодняшние дни
На сегодняшний момент правила баскетбола очень интересные.
Если
игрок нарушает правила 5 раз, то удаляется с паркета.
Если игрок нарушил правила, когда другой хотел нанести бросок присуждается 2 штрафных. За попадание одного даётся одно очко.
За попадание броска с или за трёх очковой линии присуждается команде три очка.
Если было совершено попадание ближе к кольцу, чем трёх очковая линия даётся два очка.
Слайд 5Баскетбол в сегодняшние дни
Если игрок с мячом на чужой стороне перебегает
на свою – это зона. Мяч отдаётся команде, которая была без мяча.
В баскетболе, кроме специальных финтов на несколько шагов существуют пробежки. Это пробежка с мячом больше, чем два шага. Мяч тогда присуждается сопернику.
Слайд 6Баскетбол в сегодняшние дни
Как и любая другая спортивная игра, баскетбол помогает
организму поддерживать и восстанавливать здоровье, сохранять молодость. В баскетбол играют и дети, и молодёжь, и люди старшего поколения.
Слайд 7Баскетбол в сегодняшние дни
Современный баскетбол находится в стадии бурного творческого подъема,
направленного на активизацию действий, как в нападении, так и в защите.
Слайд 8Баскетбол в сегодняшние дни
В соответствии с комплексной программой физического воспитания школьников
баскетбол является одним из средств физического воспитания. Техника игры в баскетбол многообразна. Важнейшим техническим приемом являются броски. От точности броска, в конечном счете, зависит успех в игре. Броском мяча школьники начинают обучаться в 5-х классах. Однако, мы не нашли данных литературы, отражающих уровень обучаемости школьников броскам, которые изучаются по школьной программе. Знание уровня обучаемости и динамики становления техники броска позволит учителям подбирать и использовать в уроке средства, обеспечивающие обучение на более высоком уровне.
Слайд 9Баскетбол в сегодняшние дни
Согласитесь, что Баскетбол - не только самый увлекательный,
но и самый совершенный из игровых видов спорта. Он предпочтительней всех других по динамике, разнообразию игровых ситуаций, зрелищности и эмоциональности восприятия. Баскетбол не ограничивает количество разыгрываемых очков, как, например, волейбол или теннис, и победа со смешным сегодня счетом 19:8 в финальном матче мужских команд США и Канады на Берлинской олимпиаде в 1936 г. не менее убедительна, чем любая победа с трехзначным счетом в чемпионате NBA. Баскетбол не предполагает использования силовых приемов, человека нельзя сбивать с ног, толкать и впечатывать в борт, как в хоккее, поэтому баскетбол может себе позволить быть разнообразнее по индивидуальной технике, координации, пластике, и, как следствие, он более интеллектуален. Баскетбол не собирает таких громадных и неуправляемых аудиторий, как футбол, и не приводит к массовому психозу с побоищами, смертоубийством и крушением стадионов. Он вообще не предназначен исполнять роль клапана для стравливания паров социальной и межэтнической напряженности. Проще говоря, в баскетболе пламя зрительских сердец никогда не перекидывается на строения.
Слайд 10
История зарождения баскетбола
Заставка к этому разделу, напоминающая скамейку запасных, конечно же,
метафора: жрецы в Древнем Египте в баскетбол не играли. Вообще, искать истоки современного баскетбола в глубине веков - дело, видимо, безнадежное. Слишком уж он ни на что не похож, слишком далек от естественных, изначальных двигательных навыков человека. Подпрыгивающий мяч, эта детская забава, безусловно же, завораживает. Как, впрочем, и любой другой периодический процесс: колебания маятника, вращение скакалки или популярный сегодня настольный сувенир Mobil, имитирующий вечный двигатель. В этом смысле человек недалеко ушел от кошки.
Слайд 11История зарождения баскетбола
Однако сегодня является общепризнанным тот факт, что баскетбол не
имеет исторических корней даже в иллюстративном плане. Он целиком придуман, как это и полагается любому произведению искусства.
Слайд 12История зарождения баскетбола
Изобрел баскетбол Джеймс Нейсмит (1861-1939), преподаватель колледжа в Спрингфилде
(шт. Массачусетс, США). Колледж принадлежал Ассоциации молодых христиан (YMCA). Позднее студенческим баскетболом в США стала руководить Национальная атлетическая ассоциация колледжей -NCAA. Через нее получили путевку в профессиональные клубы NBA практически все звезды американского баскетбола.
Слайд 14История зарождения баскетбола
Уже, будучи преподавателем физкультуры, профессором колледжа в Спрингфелде, Джеймс
Нейсмит столкнулся с проблемой создания игры для зимы штата Массачусетс, периода между соревнованиями по бейсболу и футболу.
Нейсмит полагал, что в связи с погодой этого времени года, лучшим решением будет изобрести игру для закрытых помещений.
Нейсмит хотел создать подвижную игру для студентов Школы Христианских Рабочих, которая предполагала бы не только использование исключительно силы.
Он нуждался в игре, которую можно было бы проводить в закрытом помещении в относительно малом пространстве.
И вот, в декабре 1891 года, Джеймс Нейсмит представил своему гимнастическому классу в Спрингфилде (YMCA) свое безымянное изобретение.
Слайд 15История зарождения баскетбола
Меньше чем за час, Джеймс Нейсмит, сидя за столом
в своем офисе в YMCA сформулировал тринадцать правил игры в баскетбол.
Слайд 16История зарождения баскетбола
Вот они:
Мяч может быть брошен в любом направлении одной
или двумя руками
По мячу можно бить одной или двумя руками в любом направлении, но ни в коем случае кулаком
Игрок не может бегать с мячом. Игрок должен отдать пас или бросить мяч в корзину с той точки, в которой он его поймал, исключение делается для игрока, бегущего на хорошей скорости.
Мяч должен удерживаться одной или двумя руками. Нельзя использовать для удержания мяча предплечья и тело.
В любом случае не допускаются удары, захваты, удержание и толкание противника. Первое нарушение этого правила любым игроком, должно фиксироваться как фол (грязная игра); второй фол дисквалифицирует его, пока не будет забит следующий мяч и если имелось очевидное намерение травмировать игрока, на всю игру. Никакая замена не позволяется.
Удар по мячу кулаком – нарушение пунктов правил 2 и 4, наказание описано в пункте 5.
Если одна из сторон совершает три фола подряд, они должны фиксироваться как гол, для противников (это значит, что за это время противники не должны совершить ни одного фола).
Гол засчитывается, – если брошенный или отскочивший от пола мяч попадает в корзину и остается там. Защищающимся игрокам не позволяется касаться мяча или корзины в момент броска. Если мяч касается края, и противники перемещают корзину, то засчитываться гол.
Если мяч уходит в аут (за пределы площадки), то он должен быть выброшен в поле и первым коснувшимся его игроком. В случае спора выбросить мяч в поле, должен судья. Вбрасывающему игроку позволяется удерживать мяч пять секунд. Если он удерживает его дольше, то мяч отдается противнику. Если любая из сторон пытается затягивать время, судья должен дать им фол.
Судья должен следить за действиями игроков и за фолами, а также уведомлять рефери, о трех, совершенных подряд фолах. Он наделяется властью дисквалифицировать игроков согласно Правилу 5.
Рефери должен следить за мячом и определять, когда мяч находится в игре (в пределах площадки) и когда уходит в аут (за пределы площадки), какая из сторон должна владеть мячом, а также контролировать время. Он должен определять поражение цели, вести запись забитых мячей, а также выполнять любые другие действия, которые обычно выполняются рефери.
Игра состоит из двух половин по 15 минут каждая с перерывом в пять минут между ними.
Сторона, забросившая больше мячей в этот период времени является победителем.
Слайд 17История зарождения баскетбола
Если одна из сторон совершает три фола подряд, они
должны фиксироваться как гол, для противников (это значит, что за это время противники не должны совершить ни одного фола).
Гол засчитывается, – если брошенный или отскочивший от пола мяч попадает в корзину и остается там. Защищающимся игрокам не позволяется касаться мяча или корзины в момент броска. Если мяч касается края, и противники перемещают корзину, то засчитываться гол.
Если мяч уходит в аут (за пределы площадки), то он должен быть выброшен в поле и первым коснувшимся его игроком. В случае спора выбросить мяч в поле, должен судья. Вбрасывающему игроку позволяется удерживать мяч пять секунд. Если он удерживает его дольше, то мяч отдается противнику. Если любая из сторон пытается затягивать время, судья должен дать им фол.
Судья должен следить за действиями игроков и за фолами, а также уведомлять рефери, о трех, совершенных подряд фолах. Он наделяется властью дисквалифицировать игроков согласно Правилу 5.
Рефери должен следить за мячом и определять, когда мяч находится в игре (в пределах площадки) и когда уходит в аут (за пределы площадки), какая из сторон должна владеть мячом, а также контролировать время. Он должен определять поражение цели, вести запись забитых мячей, а также выполнять любые другие действия, которые обычно выполняются рефери.
Игра состоит из двух половин по 15 минут каждая с перерывом в пять минут между ними.
Сторона, забросившая больше мячей в этот период времени является победителем.
Слайд 18История зарождения баскетбола
С течением времени баскетбол изменялся…
Зимой 1891 года студенты колледжа
Молодежной Христианской Ассоциации из Спрингфилда, штат Массачусетс, просто изнывали от тоски на занятиях физического воспитания, вынужденные выполнять бесконечные гимнастические упражнения, считавшиеся в то время едва ли не единственным средством приобщения молодежи к спорту. Однообразию таких занятий необходимо было срочно положить конец, внести в них свежую струю, которая способна была бы удовлетворить соревновательные потребности сильных и здоровых молодых людей.
Выход из казавшегося тупиковым положения нашел скромный преподаватель колледжа по имени Джеймс Нейсмит. В декабре того же года первая игра была сыграна футбольным мячом, а вместо колец он привязал две корзины из-под персиков к перилам балкона спортивного зала и, разделив восемнадцать студентов на две команды, предложил им игру, смысл которой сводился к тому, чтобы забросить большее количество мячей в корзину соперников. Начало было положено. Мог ли тогда доктор Нейсмит предполагать, какое великое будущее ждет его детище?
Слайд 20История зарождения баскетбола
Вполне прагматично названная "баскетболом" (basket - корзина, ball -
мяч) игра, конечно, лишь отдаленно напоминала то феерическое зрелище, которое известно нам под этим именем сегодня. Ведения мяча не существовало, игроки только перебрасывали его друг другу, стоя на месте, и стремились, затем закинуть в корзину, причем исключительно обеими руками снизу или от груди, а после удачного броска один из игроков забирался на приставленную к стене лестницу и извлекал мяч из корзины. С современной точки зрения действия команд показались бы нам вялыми и заторможенными, однако целью доктора Нейсмита было создать игру именно коллективную, в которую можно было бы вовлечь одновременно большое количество участвующих, и этой задаче его изобретение отвечало в полной мере.
Слайд 21История зарождения баскетбола
Но вскоре, после первой игры, листок с правилами пропал…
А,
несколько дней спустя, один из студентов Нейсмита, Франк Мэйхон (Frank Mahon), сознался в "преступлении”…
"Я взял их” – сказал Мэйхон своему учителю.
"Я знал, что эта игра будет иметь большой успех, и я взял их как сувенир.
Но сейчас я думаю, они должны принадлежать Вам…”
Слайд 22История зарождения баскетбола
Уже 12 февраля 1892 года, изучив правила и освоив
азы техники, студенты Спрингфилдского колледжа в присутствии ста зрителей провели первый в истории баскетбола "официальный" матч, мирно завершившийся с результатом 2:2. Его успех был настолько оглушительным, а слух о новой игре распространился с такой скоростью, что вскоре две спрингфилдские команды стали проводить показательные встречи, собирая на своих выступлениях сотни зрителей. Их почин подхватили студенты других колледжей, и уже на следующий год весь американский северо-восток был охвачен баскетбольной лихорадкой.
Стихийное образование любительских команд и лиг привело к тому, что студенты стремились заниматься исключительно баскетболом, предпочитая его не только таким традиционным игровым видам, как американский футбол и бейсбол, но и горячо любимой попечителями колледжей гимнастике. Чиновники Молодежной Христианской Ассоциации, вняв жалобам противников нового веяния, не стали закрывать глаза на такое вопиющее попирание основ учебного процесса и практически захлопнули перед баскетболом двери студенческих спортивных залов. Однако их стремление запретить стремительно набиравший популярность новый вид спорта было подобно попыткам вручную остановить разогнавшийся поезд.
Слайд 23История зарождения баскетбола
Впрочем, в этих запретах при желании можно обнаружить и
положительную сторону, ибо именно они спровоцировали проведение первого профессионального баскетбольного матча, то есть матча за деньги.
Случилось это в 1896 году, когда команда из Трентона, штат Нью-Джерси, для того, чтобы оплатить аренду зала, вынуждена была продавать билеты на свою игру. Расплатившись по окончании встречи с владельцами помещения, трентонская команда обнаружила, что у нее осталась часть вырученных за билеты денег, которая и была поровну поделена между игроками, сделав каждого из них богаче на 15 долларов...
Слайд 24Зарождение баскетбола в России
Первое упоминание об этой игре в нашей стране
принадлежит известному русскому пропагандисту физической культуры и спорта петербуржцу Георгию Дюпперону и относится оно к 1901 году. Еще в сентябре 1900 года в Петербурге был создан Комитет содействия нравственному и умственному развитию молодых людей. В его программе значилось чтение лекций по различным разделам жизнедеятельности человека. А уже в 1904 году в программе комитета появилась и физкультура, которая наряду с нравственным и умственным развитием добавила физическое. Обществу дали название "Маяк”. В отчете за 1907 год его деятельности (с 22.09.1906 по 22.09.1907) значилось упоминание о приглашении в Россию американского специалиста Э.Мораллера, который и поведал маяковцам о совершенно новой заморской игре. Получилось так, что с баскетболом в первую очередь были ознакомлены лучшие спортсмены "Маяка”. В конце 1906 года в Обществе были проведены первые баскетбольные поединки. Победителем первых соревнований неизменно становилась команда "лиловых” (по цвету маек), возглавляемая одним из лучших гимнастов общества С.Васильевым, названным впоследствии "дедушкой русского баскетбола”.
Слайд 25Зарождение баскетбола в России
А уже в 1909 году состоялось событие, ставшее
определенной вехой в истории не только отечественного, но и мирового баскетбола, В Петербург приехала группа членов американской ассоциации христиан. Из них и была составлена баскетбольная команда, которая, к общей радости петербуржцев, проиграла местной команде "лиловых” со счетом 19:28. Эта встреча проходила в новом зале Общества "Маяк” в доме № 35 на Надежденской улице (в советские времена - улица Маяковского). Именно эта историческая встреча в книге "Мировой баскетбол”, изданной в Мюнхене в 1972 году к 40,-летию баскетбольной федерации ФИБА, названа первым настоящим международным баскетбольным матчем.
Таким образом, получается, что именно Россия стала местом проведения первого международного баскетбольного матча на планете. Эти два события - первая игра, состоявшаяся в 1906 году, и первый международный матч 1909 года - и дали повод усомниться в определении даты рождения баскетбола в России.
Слайд 26Баскетбол в сегодняшние дни
Мне очень нравится баскетбол потому, что это игра
очень подвижная, интересная, как в защите, так и в нападении.
Слайд 27Баскетбол в сегодняшние дни
Признаюсь честно. За НБА я не слежу, в
отличии от Единой Лиги ВТБ.
В этой лиге моя любимая команда – ЦСКА (Москва).
Однако, мой любимый игрок ни из этой команды, а из команды – Химки (Московская область). Его зовут Алексей Швед. К моему большему сожалению, у него сейчас травма и не известно, когда он выйдет на паркет.
Слайд 28Баскетбол в сегодняшние дни
Вот его рекорды в карьере:
Российский профессиональный баскетболист, выступающий
за команду «Химки». До этого провёл три сезона в НБА: два - в команде «Миннесота Тимбервулвз», а третий провёл сразу в трёх клубах - «Филадельфия Севенти Сиксерс», «Хьюстон Рокетс» и «Нью-Йорк Никс». Самый прогрессирующий игрок чемпионата России по баскетболу 2010/11 годов. В составе сборной России по баскетболу является обладателем бронзовых медалей чемпионата Европы 2011 года и Олимпийских игр 2012 года. 20 августа 2012 года, после удачного выступления сборной России по баскетболу на Олимпиаде 2012 года, Шведу было присвоено звание «Заслуженный мастер спорта России».
Слайд 29Баскетбол в сегодняшние дни
Мне очень нравится сборная СССР в 1972 году.
Игроки выиграли Олимпиаду в Мюнхене, благодаря замечательному тренеру Владимиру Кондрашину.
Слайд 30Баскетбол в сегодняшние дни
В Курске существует три баскетбольных клуба: Динамо, Инвента
– женские;
БК Русичи – мужская.
Признаюсь честно, эту тему я выбрал потому, что занимаюсь в «Русичи» среди 2007 года рождения.
Слайд 31
Вывод
Баскетболист должен быть всесторонне физически развитым спортсменом. Для этого надо воспитывать
в себе такие важные физические качества, как быстрота движений (передачи, броски, перехваты мяча и др.), скорость передвижения (бег, уход в отрыв, возвращение в защиту и др.), прыгучесть (броски в кольцо, борьба за отскочивший мяч), ловкость (финты, борьба за мяч), глазомер (передачи, броски) и, конечно, выносливость, без которой 40 мин игрового времени станут невероятно трудными. Особенно когда против команды применяется прессинг.
Самостоятельные занятия учащихся по воспитанию физических качеств, по совершенствованию элементов баскетбольной техники могут быть организованы в трех формах: выполнение эпизодических домашних заданий; утренняя специализированная гимнастика; самотренировка баскетболиста (индивидуальная или групповая). Вместе с учебными занятиями по физическому воспитанию, тренировками в спортивной секции такие самостоятельные занятия помогут повысить уровень ОФП, научиться игре и стать полезным для команды игроком, хорошим баскетболистом.