Слайд 1
ЛЕЧЕБНАЯ И АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Слайд 8Коррекционные цели и задачи
адаптивной физической культуры
Цель:
направлена на восстановление,
замещение и компенсацию нарушенных функций, совершенствование мышечно-суставного чувства, развитие самостоятельного и качественного выполнения двигательных действий, максимальное возможное уменьшение степени ограничений жизнедеятельности, подготовка к социальной интеграции.
Задачи:
1). Достижение соответствующего возрасту уровня физической подготовленности, развития физических качеств, ориентировки в пространстве и координации движений и др.;
2). Применение специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, развивающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку;
3). Преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями;
4). Активизация и упражнение зрительных функций в тесной взаимосвязи с лечебно-восстановительной работой.
Слайд 9 Общие реабилитационно-педагогические методы
(Беккер К.Л., 1975)
Стимуляция – метод систематического
применения отличных от нормы форм деятельности для всестороннего развития личности;
компенсация – метод формирования заменителей;
коррекция – метод устранения нарушений;
активизация – метод устранения задержек и приближения отклонений к норме;
подкрепление – метод сохранения достигнутого уровня.
Слайд 15
Обучение и воспитание двигательных качеств базируется на системе методических принципов.
Принцип доступности
требует соблюдения следующих правил:
а) знать возрастные особенности занимающихся детей;
б) изучать и учитывать индивидуальные особенности занимающихся детей;
в)соблюдать правило: «от простого к сложному, от известного к
неизвестному».
Принцип наглядности обеспечивается демонстрацией отдельных упражнений при технике отдельных элементов в возможно более совершенном исполнении.
Правила:
а) определить, какая педагогическая задача должна быть решена средствами наглядности;
б) организовать восприятие движений с помощью разных органов чувств;
в) применяя средства наглядности, учитывать зрительные возможности детей, их предыдущий двигательный опыт и знание занимающихся физическими упражнениями;
г) использовать непосредственную и опосредованную демонстрацию как средство исправления двигательных ошибок у детей.
Принцип систематичности. При систематических занятиях дети с нарушением здоровья достаточно эффективно осваивают навыки, а также получают оптимальную, функциональную подготовку.
Слайд 16 Принцип прочности.
Правила:
а) не переходить к изучению нового упражнения, пока
не будут основательно освоено старое;
б) включать в занятие ранее изученные упражнения в новых сочетаниях и вариантах;
в) повышать интенсивность и длительность выполнения освоенных упражнений;
г) систематически вести учет физической подготовленности и оценивать достижения детей, проводить контрольные занятия, соревнования и выступления.
Принцип дифференциально-интегральных оптимумов.
Применение физических нагрузок различного содержания в профилактических и коррекционных целях должно строиться на основе глубокого знания специалистом функционального состояния зрительного аппарата, нервно-мышечной системы, учитывать клинические формы и характер нарушений зрения, аномалий развития, тяжесть зрительной патологии, а также динамику физического развития и двигательных способностей детей. Знание закономерностей функционирования и развития в условиях двигательной деятельности обеспечит применение оптимальных, локальных и интегральных физических нагрузок.
это состояние полного физического, духовного и социального благополучия» (ВОЗ).
Для того чтобы снизить заболеваемость в школьных учреждениях и сохранить здоровье детей, в качестве первоочередных мер, необходимо:
Повысить квалификацию педагогов в вопросах культуры здоровья.
Нормализовать учебную нагрузку с учетом физиологических требований СанПина.
Активнее вовлекать родителей и общественность в дело повышения здоровья воспитанников.
Повысить двигательную активность детей на занятиях по физическому воспитанию и в самостоятельной деятельности.
На всех занятиях проводить физкультминутки, в которые вводить элементы лечебной физкультуры.
Необходимо вести систематическую работу по профилактике близорукости.
Обучать детей, педагогов, родителей здоровому образу жизни.
Активизировать работу психолога.
Слайд 20Использование оптической коррекции
на занятиях АФК
При оценке пригодности ребенка
к занятиям физической культурой ключевым вопросом является возможность пользования оптической коррекцией.
В большинстве случаев АФК могут допускаться очки (желательно с пластмассовыми линзами, гибкими проволочными заушниками и резинкой, охватывающей затылок) или контактные линзы.
Чаще всего дети с близорукостью выключаются из общей физической подготовки, что недопустимо, так как именно АФК является одним из мощных факторов профилактики близорукости, ее прогрессирования и осложнений.
При близорукости основным фактором, определяющим решением не допуска к занятиям является наличие осложнений: кровоизлияний в глазу, центральной или периферической витреохориоретинальной дистрофии, отслойки сетчатки и др.
При обострениях воспалительных заболеваний, прогрессирующем снижении зрительных функций необходимо постараться выяснить, связано ли ухудшение с занятиями физической культурой и при наличии малейшего подозрения на такое влияние, занятия следует отменить.
Слайд 212. ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ И МАТЕРИАЛАМ
1. Оборудование, которым пользуются дети, должно
по своим размерам соответствовать их возрастным показателям.
2. В пользование детям даются только исправные и безопасные предметы.
3. Запрещается использование в работе оборудования и инвентаря, предназначенных для взрослых; нецелесообразно, педагогически неоправданно и опасно применение предметов, выпускаемых промышленностью для игровой деятельности детей.
4. Все оборудование и инструменты должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистом, исправном состоянии. Все колющие, режущие предметы должны храниться в недоступном для детей месте.
Слайд 22
3. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ В ШКОЛЕ
1. Врачебный
контроль осуществляется медицинским персоналом школы. Основная задача врачебного контроля заключается в содействии укреплению здоровья детей, совершенствованию физического и нервно-психического развития.
2. Медицинский контроль включает:
а) врачебные обследования, оценку состояния здоровья, физического развития детей в процессе занятий;
б) медико-педагогические наблюдения за проведением различных форм физического воспитания, контроль за содержанием, методикой проведения физкультурного занятия, соответствия возрастным возможностям детей;
в) санитарный надзор за местами проведения занятий, закаливающих мероприятий, за гигиеническим состоянием оборудования, инвентаря, а также костюма и обуви занимающихся;
г) санитарно-просветительную работу среди персонала и родителей школьного учреждения.
Организация медицинского контроля предусматривает совместную работу медицинской сестры, заведующего, учителя.
3. Врачебное обследование и оценка состояния здоровья детей осуществляются врачом при ежегодных углубленных медицинских осмотрах. Для более точной оценки необходимо иметь характеристику развития движений каждого ребенка. Оценка состояния здоровья дается на момент обследования.
Слайд 23Группы здоровья
ПЕРВАЯ ГРУППА - объединяет здоровых детей, не имеющих отклонений
в развитии по всем выбранным для оценки признакам здоровья, не болевших или редко болевших в период наблюдения.
ВТОРАЯ ГРУППА - здоровые дети, имеющие биологический или социальный анализ, некоторые функциональные изменения.
ТРЕТЬЯ ГРУППА - объединяет больных детей с наличием хронических заболеваний.
ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА - дети с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации.
ПЯТАЯ ГРУППА - дети, больные тяжелыми хроническими заболеваниями, с тяжелыми врожденными пороками развития.
Слайд 24Медико-педагогические наблюдения включают оценку соответствия содержания и методики проведения различных форм
физического воспитания возрастным и функциональным возможностям детей. Врач, медицинская сестра, заведующий, старший воспитатель осуществляя медико-педагогический контроль, должны предварительно познакомиться с конспектом, составленным воспитателем. Для оценки правильности построения физкультурного занятия следует пользоваться методом индивидуального хронометража. При проведении хронометража определяется также двигательная активность детей, общая и моторная плотность занятия.
При определении общей плотности занятия учитывается время, затрачиваемое на выполнение движений, показ и объяснения воспитателя, перестроения, расстановку, уборку спортивного инвентаря, за вычетом времени, затраченного на простои детей, неоправданные ожидания, восстановление нарушенной дисциплины. Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах. Общая плотность должна составлять не менее 80-90%. Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затраченного ребенком на выполнение движений, ко времени всего занятия, выраженным в процентах.
При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70-85%.
При медико-педагогическом контроле важное место должно быть уделено наблюдениям за осуществлением общего двигательного режима в детском учреждении. Двигательный режим включает всю динамическую деятельность детей, как организованные формы работы, так и самостоятельную двигательную деятельность. Общий двигательный режим должен являться средством укрепления здоровья детей.
Слайд 28
Выполнила
Рамазанова
Полина
КОНЕЦ