Слайд 1Методическая разработка
на тему: « Оздоровительная аэробика
для обучающихся 10-11 классов
в средней общеобразовательной школе».
Выполнила: учитель физической культуры МБОУ СОШ №20
Савельева Ольга Николаевна
Слайд 2Введение третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях города Сарова
Нижегородской области создало условия для изыскания новых форм проведения уроков физической культуры и послужило толчком к разработке программы по оздоровительной аэробике.
Актуальной проблемой в настоящее время является сохранение, укрепление здоровья обучающихся как ценности, а также формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями, в том числе к урокам физической культуры. Одним из таких путей являются занятия по оздоровительной аэробике.
Слайд 3Предлагаемый методический материал может служить заменой части раздела «Гимнастика».
Разработка данной программы
шла с учѐтом возрастных особенностей школьниц, их физического развития на основе дифференцированного и индивидуального подхода.
Слайд 4Цель программы: совершенствование физического развития девушек 10-11-х классов и повышение их
функциональных возможностей нетрадиционными для школьной практики средствами оздоровительной аэробики.
Слайд 5 В соответствии с данной целью формируются задачи, решаемые в процессе реализации
данной программы:
∙формирование знаний об оздоровительной аэробике, отражающих ее социокультурные, психолого-педагогические и медико-биологические основы;
∙развитие и совершенствование как основных физических качеств: силы, гибкости, выносливости, так и координации движений, ловкости, чувства динамического равновесия.
∙совершенствование навыков базовых элементов оздоровительной аэробики, их вариативного использования в самостоятельных учебных занятиях;
∙расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных упражнений и овладение новыми движениями с повышенной координационной сложностью;
Слайд 6∙укрепление здоровья, формирование навыков и умений в выполнении аэробики различной педагогической
направленности, связанных с профилактикой нарушения здоровья, эстетической коррекцией телосложения, правильной осанки и культурой движений;
∙формирование практических умений, необходимых в организации и проведении самостоятельных занятий;
∙расширение функциональных возможностей систем организма, повышение его адаптивных свойств за счет направленного развития основных физических качеств и способностей;
∙воспитание морально-волевых, эстетических качеств;
∙формирование музыкально-двигательных навыков и умений;
∙улучшение психического состояния, снятие стрессов;
∙повышение интереса к занятиям физической культурой, развитие потребности в систематических занятиях спортом.
Слайд 7Оздоровительная аэробика – это уникальная, нетрадиционная для школьной практики система упражнений.
Основные
направления оздоровительной аэробики:
∙Танцевальная аэробика. Укрепляет мышцы, особенно нижней части тела, стимулирует работу сердечно – сосудистой системы, улучшает координацию движений и осанку, сжигает лишний вес.
∙Степ – аэробика. Служит для профилактики и лечения остеопороза и артрита, для укрепления мышц и восстановления после травм колена.
Слайд 8∙Аква (водная) – аэробика. Укрепляет тело, улучшает гибкость, растягивает мышцы и
связки, сжигает лишние калории, успешно
восстанавливает после травм, полезна для всех возрастов и для
беременных женщин.
∙Слайд – аэробика. Самый оптимальный вид аэробики для женщин, желающих избавиться от жировых отложений в области бедер. служит для укрепленияосновных мышц тела.
∙Тай – Бо – аэробика. Служит для снятия стресса, повышает тонус и настроение, регулирует работу сердца, улучшает общее самочувствие
Слайд 9∙Ки – Бо – аэробика. Развивает силу и выносливость, тренирует дыхательную
систему, развивает гибкость и координацию, и помогает сбросить лишний вес.
∙Спиннинг или сайкл рибок. Укрепляет мышцы рук и ног, ягодиц и живота. Позволяет сбросить лишние килограммы.
∙Резист – Бол. Помогает скорректировать фигуру, развивает координацию движений, гибкость. Способствует исправлению осанки и укреплению сердечно – сосудистой и дыхательной системы. Предназначен и для детей, и для взрослых.
∙Треккинг – аэробика. Необходима для улучшения общего физического состояния организма. Улучшает работу сердечно – сосудистой и дыхательной систем.
Слайд 10Характерные особенности оздоровительной аэробики.
1. Использование упражнений циклического характера, развивающих
выносливость
(бега, прыжков, танцевальных элементов).
2. Чередование различных музыкальных темпов (от 50– 90 до 120–130 и
150–180 ударов в минуту) с многократным повторением одного и того же
движения (от 4–8 до 32 раз).
3. Фронтальный метод работы на занятиях, где моторная плотность со-
ставляет 60 % и выше, когда занимающиеся не ждут своей очереди, чтобы
выполнить упражнения.
4. Возможность продумывать движения и композиции, то есть присутст-
вие творческого компонента на занятиях.
5. Стилизация движений, соответствующих требованиям времени.
Слайд 11Оздоровительные программы аэробики привлекают широкий круг занимающихся своей доступностью, эмоциональностью и
возможностью изменить содержание уроков в зависимости от их интересов и подготов-ленности. На занятиях в общеобразовательной школе мы используем преимущественно танцевальный вид оздоровительной аэробики. Основу любого урока составляют различные упражнения, выполняемые в ходьбе, беге, прыжках, а также упражнения на силу и гибкость, выполняемые из разных исходных положений.
Занятие аэробикой состоит из следующих основных фаз:
разминка, аэробная фаза, заминка, силовая нагрузка.
Содержание занятий
Слайд 12При проведении занятий аэробикой широко применяются специфичные методы, обеспечивающие разнообразие (вариативность)
танцевальных движений. К ним относятся:
1. Метод музыкальной интерпретации.
2. Метод усложнений.
3. Метод сходства.
4. Метод блоков.
5. Метод "Калифорнийский стиль".
Слайд 13Урок аэробики условно можно разделить на три части: подготовительная, основная и
заключительная, длительностью каждая соответственно 5–10 %, 80–85 %, 10–15 % времени, что в методическом плане вполне оправдано, ибо каждая из них имеет четко выраженное назначение и решает определенные специфические задачи.
Структура урока по оздоровительной аэробике.
Слайд 14 Общие методические правила составления комплексов аэробики следующие:
1.
Определяется длительность частей комплекса подготовительной, ос-
новной и заключительной частей урока. Структура урока аэробики мо-
жет иметь различные варианты в содержании и длительности как отдельных
фрагментов, так и всего занятия.
2. Подбор упражнений (серий) для каждой части комплекса, определение
дозировки, темпа и ритма выполнения.
3. При составлении комплекса упражнений необходимо придерживаться
общепринятой в оздоровительных видах гимнастики схемы в чередовании
упражнений:
а) упражнения на потягивание и дыхание, ощущение правильной осанки;
б) упражнения для мышц рук, туловища и ног средней интенсивности;
в) упражнения для мышц рук, туловища и ног большей интенсивности;
г) упражнения общего воздействия на организм (соединение движений
руками, туловищем, ногами, бег, прыжки, танцевальные элементы);
д) упражнения в исходном положении сидя и лежа для развития силовых качеств;
е) упражнение на расслабление и дыхание.
Слайд 15Практическая часть зачётных требований состоит из разделов:
1. Общефизическая и функциональная подготовка
– согласно базовой части школьной программы.
2. Специальная физическая подготовка – согласно вариативной части программы по оздоровительной аэробике.
3. Техническая подготовка:
∙выполнение музыкальных композиций на учебных занятиях на оценку;
∙выполнение домашних заданий.
Оцениваются музыкальные композиции (техническая подготовленность) по следующим критериям:
Оценка “5” – упражнения выполнены технически правильно, уверенно, в соответствии с музыкальным сопровождением, эмоционально.
Оценка “4” – упражнения выполнены технически правильно, в соответствии с музыкальным рисунком, но не совсем уверенно, менее эмоционально.
Оценка “3” – упражнения выполнены правильно, но с напряжением и недостаточной амплитудой, допущены мелкие ошибки.
Оценка “2” – упражнения выполнены с грубыми техническими ошибками, небрежно.
Слайд 16Одной из основных задач программы оздоровительной аэробики является развитие и совершенствование
как основных физических качеств: силы, гибкости, выносливости, так и координации движений, ловкости, чувства динамического равновесия. Для контроля ожидаемых результатов в ходе педагогической деятельности были выбраны 4 основных показателя для диагностического тестирование: скоростно-силовые качества, ловкость, сила и гибкость.
Тестирование обучающихся проводилось в ноябре, декабре 2013 года в 10 «А» и 11 «А» классах МБОУ СОШ №20 г. Сарова, Нижегородской области. В результате стартовой и итоговой диагностики были выявлены следующие результаты, которые представлены в диаграммах.
Слайд 17Результаты диагностического тестирования
Слайд 18Результаты диагностического тестирования показали, что в процессе прохождения программы оздоровительной аэробикой
поставленные цель и задачи успешно реализуются. Обучающиеся 10,11-х классов улучшили свои результаты по всем показателям. Освоение материала идет последовательно, каждый этап предполагает повторение и закрепление пройденного материала на более высоком уровне, что развивает умения и навыки. В каждый период обучения материал дается по основным разделам. Все разделы связаны между собой и в то же время имеют конкретное содержание и задачи по формированию знаний, умений и навыков.
Выводы
Слайд 19Заключение.
На наш взгляд, представление методической разработки, является инновационным
направлением в программе по физической культуре в общеобразовательной школе. Польза оздоровительной аэробики заключается в том, что эта система помогает гармоничному развитию обучающихся. Занятия оздоровительной аэробикой стимулируют работу сердечно – сосудистой, нервной и дыхательной систем, развивают координацию и музыкальность, гибкость и пластику движений. Аэробная работа положительно влияет на иммунную систему, повышая тем самым устойчивость организма к простудным, инфекционным и другим заболеваниям.