Слайд 1
Физическая
подготовка
космонавтов
Выполнила Крылова Л.И
Слайд 2Космос
Космос – это все, что существует за чертой земной атмосферы. Расположенное между
планетами, лунами и звездами пространство – вакуум, называемый средой.
Слайд 3Подготовка космонавтов
Как известно неподготовленный человек не может находиться в космосе, разница
в давлении, кислородное голодание, перепады температуры и многие другие факторы не позволят этого сделать. Для преодоления этого была изобретена физическая подготовка космонавтов .
Слайд 4. Поэтому разносторонняя подготовка людей, желающих посвятить себя освоению космоса, должна
проходить не менее чем в трех направлениях: Участником космических полетов может стать только здоровый, физически хорошо тренированный человек, обладающий высоким уровнем умственного развития и обширными техническими знаниями. Он должен иметь сильную волю и быть способным в сложной обстановке и в состоянии эмоционального напряжения быстро принимать правильные решения и осуществлять их. Для развития таких качеств требуется, конечно, целеустремленная и длительная подготовка. Только в результате ее космонавт будет способен переносить большие физические и психические напряжения без нарушения здоровья и снижения своей работоспособности. Будущее в овладении космосом принадлежит молодежи которая должна быть гармонически воспитана и планомерно и терпеливо готовиться к осуществлению этой огромной задачи. Однако рациональное решение вопроса о всесторонней подготовке к космическим полетам возможно только на основе глубокого изучения условий полета и тех требований к человеческому организму, которые предъявляются в связи с проникновением в космос.
Слайд 5О ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧАСТНИКОВ КОСМИЧЕСКИХ ПОЛЕТОВ
Для успешного выполнения полетов в
космическое пространство пилот, подобно спортсмену-многоборцу, должен развивать у себя и выносливость к длительным напряжениям, и умение быстро мобилизовать свои силы. Он должен обладать высокой скоростью реакции, эмоциональной, устойчивостью и гармонически сочетать в себе способности спринтера и стайера. Все эти качества достигаются путем систематических занятий такими видами спорта и использования таких средств специальной тренировки, которые укрепляют сердечно-сосудистую систему и функции дыхания, совершенствуют выносливость, ловкость и соразмеренность движений.
Слайд 6Во время космического полета, когда возникает состояние невесомости, пилоты мало двигаются
и мало расходуют энергии. Создаются условия, когда в нейтральной нервной системе легко будут развиваться процессы торможения. Чтобы поддерживать деятельное состояние больших полушарий головного мозга и двигательного аппарата, столь необходимое для оживления обмена веществ и функции кровообращения, для повышения тонуса нервной системы и сохранения работоспособности, очень важно будет производить различные физические усилия. Для подготовки космонавтов принята определенная система физической тренировки. Она складывается из занятий общей физической подготовки и специальной тренировки. Первая обеспечивает деятельность основных физиологических систем организма — органов кровообращения и дыхания, органов движения, вестибулярной функции.
Слайд 7Наши космонавты тренировались на гигантской центрифуге, подолгу вращаясь с большой скоростью,
сотрясались на вибростендах, испытывая толчки такой силы и частоты, какие не случаются при полетах на самолетах. В тренировках был использован также ротор. Кабина ротора вращается сначала в одной плоскости, затем в двух и, наконец, в трех плоскостях, отчего у человека возникают затруднения в представлениях о пространственном положении тела и в то же время он должен следить за показаниями приборов, определять свое положение, отвечать на задаваемые вопросы.
Слайд 8Одной из важных задач физической подготовки космонавтов является тренировка основных качеств
их высшей нервной деятельности — силы, равновесия и подвижности, а также функции органов чувств. Исследования показали, что занятия спортом повышают скорость зрительных восприятий в 1,5-2 раза, увеличивают быстроту двигательной реакции на 25-30%, повышают скорость адаптации (приспособления) зрения, совершенствуют функции вестибулярного аппарата и способствуют более быстрой автоматизации ответных реакций человека при работе с различными механизмами. В настоящее время выдвигается задача научного обоснования системы подготовки к полетам в космическое пространство целых экипажей. В этой системе вопросам разработки методов физической и волевой подготовки космонавтов принадлежит очень важная роль.
Слайд 9ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧАСТНИКОВ КОСМИЧЕСКИХ ПОЛЕТОВ
Физическая
культура, спорт и закаливание имеют большое значение для здоровья, укрепления физических и душевных сил и формирования характера молодежи. Занятия физическими упражнениями развивают мышечную силу, скорость движений и реакций, ловкость и различные виды выносливости; хорошую осанку, отличную фигуру и умение владеть своим телом; способствуют высокой работоспособности, развивают выносливость ко многим неблагоприятным воздействиям окружающей среды и внутренним состояниям. Это последнее свойство приобретает огромное значение, так как физически тренированный человек оказывается более устойчивым к холоду, недостатку кислорода и облучению опасно действующей радиацией. Занятия физической культурой включают как общую физическую подготовку, так и специальную тренировку.
Слайд 10Средствами общей физической подготовки являются упражнения, способствующие развитию силы, скорости движений,
ловкости и выносливости. К ним относятся поднятие тяжестей, скоростной бег, гимнастические и легкоатлетические упражнения, бег на большие дистанции, ходьба на лыжах и т. п. Средствами общей физической подготовки, помимо физических упражнений, являются также различные виды закаливания. Они способствуют развитию устойчивости организма к действию неблагоприятных внешних влияний. В занятия по специальной физической подготовке космонавтов включаются упражнения, которые по характеру своего влияния близки к раздражителям, действующим на организм летчика в полете. К ним относятся упражнения на специальных снарядах, особо подобранные упражнения, при выполнении которых происходят вращения, быстрые изменения положения тела в пространстве, действие ускорений. С помощью физических упражнений можно дозировать нагрузку на определенные мышцы, деятельность которых нужно укрепить, на органы кровообращения, на вестибулярный аппарат.
Слайд 11Далее будут представлены примерные упражнения для специальной тренировки некоторых качеств и
свойств организма, важных для космических полетов . Упражнения могут включаться в утреннюю зарядку или выполняться самостоятельно в порядке индивидуальных занятий в любое время. Из этих упражнений, прибавляя к ним общеразвивающие, можно составить конкретные комплексы, которыми и пользоваться в утренней зарядке или во время специальных уроков физической культуры
Слайд 121. Упражнения для повышения устойчивости к перегрузкам
А. УКРЕПЛЕНИЕ МЫШЦ БРЮШНОГО ПРЕССА
Слайд 15Б. УКРЕПЛЕНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
Слайд 172. Упражнения для повышения устойчивости к укачиванию (тренировка вестибулярного аппарата)
Слайд 18Вестибулярный аппарат является органом равновесия и определения положения тела в пространстве.
Он состоит из двух частей: 1)отолитового прибора и 2)трех полукружных каналов. Последние расположены в трех взаимно перпендикулярных плоскостях — горизонтальной, фронтальной и сагиттальной. Отолитовый прибор раздражается при действии прямолинейных ускорений (вперед — назад, вправо — влево, вверх — вниз). Полукружные каналы раздражаются при действии угловых ускорений (повороты, вращения, наклоны). Упражнения для тренировки органа равновесия проводятся на специальных снарядах: вращающихся качелях (лопинг) (рис. 3), подкидывающей сетке (батуд), гимнастическом колесе (ренское колесо) (рис. 4). Используются также гимнастические снаряды: перекладина, брусья, кольца. Упражнения на подкидывающей сетке, качелях и гимнастическом колесе содействуют развитию высокой способности человека владеть своим телом и ориентироваться в пространстве.
Слайд 19Эти упражнения являются сильным раздражителем для обоих отделов вестибулярного аппарата и
содействуют повышению его устойчивости. Упражнения на снарядах также способствуют тренировке механизмов регуляции кровообращения и развивают смелость, решительность и уверенность в своих действиях. Однако упражнения на снарядах требуют спортивного опыта и специальных условий. Поэтому наиболее простой и доступной является тренировка вестибулярного аппарата с помощью несложных вольных упражнений. Для тренировки органов равновесия подбираются упражнения, связанные с действием как угловых ускорений (вращения, повороты, кувырки, перевороты, резкие наклоны головы и туловища), так и прямолинейных (прыжки, приседания). Физиологическая нагрузка при выполнении этих упражнений должна увеличиваться постепенно.
Слайд 21Вначале движения выполняются медленно, затем темп ускоряется и количество повторений увеличивается.
Специальные упражнения для вестибулярного аппарата следует. чередовать с упражнениями общеразвивающего характера (общая физическая подготовка) и включать их в урок в количестве не более 4-5. Малоамоциональные упражнения (не вызывающие оживления), к которым относятся действия для развития мышц брюшного пресса, для тренировки вестибулярного аппарата, должны совмещаться с упражнениями более живыми и интересными: на специальных снарядах, подвижные игры. Высокая эмоциональность занятий достигается путем проведения некоторой части упражнений игровым или соревновательным методом. Для повышения устойчивости к укачиванию и укрепления функции вестибулярного анализатора применяются следующие упражнения.
Слайд 221. Для воздействия на отолиты:
а) приседания в разном темпе (лучше
держаться руками за опору, чтобы сохранять равновесие, меньше уставать и выполнить больше упражнений; б) подскоки в разном темпе (также держась за опору).
2. Для воздействия на полукружные каналы:
а) на горизонтальные — вращения вокруг вертикальной оси в положении стоя в обе стороны, вальсирующие движения в обе стороны, повороты головы и туловища налево и направо; б) на фронтальные — вращения в положении наклона вперед, наклоны головы и туловища вправо и влево; в) на сагиттальные — вращения в положении наклона головы на право и налево (в обе стороны), наклоны туловища вперед и назад; г) для всех каналов одновременно — кружение головой слева направо и справа налево. Упражнения выполняются в возрастающем темпе, вначале медленно, позднее быстрее.
3. Для воздействия на все органы вестибулярного аппарата одновременно:
а) обороты на низкой перекладине верхом, завесой, кувырки и кульбиты, качи и качания; б) упражнения на специальных снарядах — качелях, подкидывающей сетке, гимнастическом колесе.
Слайд 23А. Упражнения для тренировки органов равновесия (вестибулярного аппарата)
Слайд 25 3. Упражнения для тренировки статико-динамической устойчивости
Слайд 274. Упражнения, способствующие повышению устойчивости организма к недостатку кислорода
Слайд 295. Упражнения для развития скорости движений и быстроты реакции
Слайд 316. Упражнения на расслабление (отдых для мышц)
Слайд 337. Примерные комплексы упражнений для повышения устойчивости вестибулярного аппарата
(утренняя зарядка)
Слайд 368. Повышение устойчивости к холоду (закаливание)
При систематическом закаливании увеличиваются защитные силы
организма по отношению к холоду и человек становится невосприимчивым к простудным заболеваниям. Примером тому могут служить зимние купальщики («моржи»), которые и в морозную погоду плавают в ледяной воде. Однако подобные купания как средство повышения выносливости к холоду должны применяться с осторожностью и только совершенно здоровыми людьми. Эта процедура вызывает значительное напряжение нервной системы и может продолжаться не более 1-2 минут, да и то после специальной длительной тренировки в соответствующих условиях.
Хорошим способом повышения устойчивости к холоду являются: закаливание на утренней зарядке (упражнения на свежем воздухе), обтирание тела, обмывание ног холодной водой и занятие лыжным спортом.
Слайд 37Спасибо за внимание.
Тренируйтесь здраво.