Слайд 1Занятия в специальных группах
Слайд 2Специальная группа – это физкультурная группа для детей с серьезными отклонениями
в состоянии здоровья. Справка определяющая специальную физкультурную группу для ребенка оформляется через КЭК. Показаниями к занятиям ребенка в спецгруппе могут быть заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной и других систем организма.
Слайд 3Специальная «А» (III)
К специальной группе «А» или III физкультурной группе относятся
дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации (вне обострения).
В школах занятия в спецгруппе «А» проводятся отдельно от общих занятий физкультурой. Т.е. Ваш ребенок больше не будет посещать физкультуру вместе с классом. Зато будет заниматься физкультурой в спецгруппе в другое время (не всегда удобное).
В спецгруппе «А» обычно собираются дети с отклонениями в состоянии здоровья из разных классов. Если в школе таких детей много, отдельно проводят занятия для младших, средних и старших школьников, если детей мало – сразу для всех. Нагрузку и упражнения для ребенка всегда подбирают с учетом его заболевания. В соревнованиях такие дети не участвуют, нормативы не сдают. По окончанию срока действия справки, ребенок автоматически переводится в основную группу. Родителям нужно следить за ее своевременным обновлением.
Слайд 4Специальная «Б» (IV)
К специальной группе «Б» или IV физкультурной группе относятся
дети с хроническими заболеваниями или отклонениями в состоянии здоровья, в том числе временного характера, в состоянии субкомпенсации (неполной ремиссии или на выходе из обострения). Спецгруппа «Б» означает замену физкультуры в школе занятиями лечебной физкультурой в медицинском учреждении или на дому. Т.е. фактически – это освобождение от школьных занятий физкультурой.
Обращаю внимание родителей, что любые справки о занятиях физкультурой: освобождение от физкультуры, справка о занятиях в подготовительной или специальной физкультурной группах должны обновляться не реже одного раза в год. Если в начале учебного года ребенок не приносит новую справку с рекомендациями врача в отношении занятий физкультурой, он автоматически попадает в основную физкультурную группу.
Слайд 5КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ СПЕЦМЕДГРУППЫ
Слайд 61–4-й классы.
Теория: правила поведения в спортзале и на улице; правильное дыхание при
ходьбе, беге; формирование правильной осанки, двигательный режим.
Практика: строевые упражнения; челночный бег 3 х 10 м; оценка выполнения поворотов на месте; бег в медленном темпе с переходом на ходьбу, 10, 15, 20, 45 секунд бега, 30 секунд ходьбы; общефизическая подготовка (ОФП); метание мяча в цель с расстояния 6 метров.
Выявление по показаниям частоты сердечных сокращений (ЧСС) реакцию организма школьников на физическую нагрузку. Обучение и контрольное выполнение подсчета ЧСС за 10 секунд; прыжки в длину с места; прыжки в длину с разбега (техника); упражнения с мячом: ведение при ходьбе, перебрасывание мяча друг другу, метание мяча на дальность. Например: бросок мяча в цель на точность (количество попаданий из 10 бросков), 5 раз – оценка «5», 4 раза – «4», 3 раза – «3», менее 3 раз – «2»; метание мяча 150 г – мальчики: 20 м – «5», 15 м – «4», 12 м – «3», 10 м – «2»; девочки: 15 м – «5», 12 м – «4», 9 м – «3», менее 9 м – «2».
Специальные упражнения – проверка выполнения домашнего задания. Упражнения для развития гибкости, силы, равновесия, брюшного пресса определяет сам учитель в зависимости от диагноза заболевания.
Техника низкого и высокого старта. Лыжи: оценка спуска со склона в низкой стойке, в средней стойке; подъем «лесенкой» и «полуелочкой»; оценка прохождения дистанции 500 м попеременным 2-шажным ходом.
Слайд 75–9-й классы.
Теория: значение физической культуры для развития организма; правильное оформление дневника самоконтроля;
личная и общественная гигиена; составление комплекса утренней гигиенической гимнастики; инструкторская и судейская практика; врачебный контроль за занимающимися физической культурой и спортом.
Практика: выполнение физических упражнений, направленных на коррекцию заболевания; подсчет ЧСС по частоте пульса и количеству дыханий в 1 минуту; выполнение контрольных нормативов с учетом противопоказаний; правильное выполнение строевых упражнений, упражнений на осанку. В первую очередь при выставлении оценок рассматривается посещаемость занятий.
Аттестация производится по следующим темам: «Гимнастика», «Основные движения руками, ногами, туловищем», «Танцевальные шаги», «Акробатические элементы», «Равновесие», «Опорные прыжки», «Поднятие и перенесение тяжестей», «Упражнения на гимнастических снарядах и со снарядами», «Лазание по канату, гимнастической стенке».
В легкой атлетике оцениваются умение демонстрировать технику бега на короткие, средние дистанции, способы метания гранаты, мяча на дальность и в цель, в движущуюся цель, толкание ядра, прыжки в высоту и длину.
Из раздела лыжной подготовки – умение показать технику владения отдельными способами передвижения на лыжах, подъемов и спусков с гор, поворотов на месте и при передвижении; из раздела плавания – умение правильно выполнять движения руками, ногами и проплыть отрезок дистанции изученным способом.
Спортивные и подвижные игры. Элементы спортивных и подвижных игр; участие в соревнованиях; составление комплекса упражнений, направленных на коррекцию заболевания. Например, бросок малого мяча в цель на точность (количество попаданий): 6 раз из 10 – оценка «5», 5 раз – «4», 4 раза – «3», 3 раза – «2» (как юноши, так и девушки).
Слайд 810–11-й класс.
При выставлении итоговой оценки в первую очередь рассматривается посещаемость занятий.
Теория: значение
воспитания физических качеств: силы; выносливости; гибкости; ловкости; быстроты.
Врачебный контроль и самоконтроль в процессе занятий физической культурой и спортом. Дневник самоконтроля. Оздоровительное и прикладное значение гимнастики, спортивных игр. Организация соревнований по волейболу и другим играм, умение подсчитать ЧСС по частоте пульса и количеству дыханий за 1 минуту, современные проблемы теории и практики физической культуры, составление и обоснование комплекса утренней гигиенической гимнастики, оздоровительное значение туризма.
Практика: показать элементы игры в баскетбол, волейбол и другие виды спорта, выполнить 8 упражнений на силу; лыжи: выполнить одновременный и попеременный 2-шажный ход, поворот кругом, переступание, подъем «елочкой», спуск в основной стойке с небольшого склона; выполнить 8 физических упражнений на укрепление мышц брюшного пресса, 4 упражнения на улучшение кровообращения в органах брюшной полости, выполнить контрольные нормативы с учетом противопоказаний. Дневник самоконтроля; показать 8 физических упражнений на расслабление; составить комплекс при заболеваниях органов дыхания, сердечно-сосудистой системы.
Например, поднимание туловища (руки за голову), поднимание ног из положения лежа (см. нормативы для 5–9-го классов).
Баскетбол: штрафной бросок мяча в корзину (количество попаданий из 10 бросков), юноши: 6 раз – оценка «5», 5 раз – «4», 4 раза – «3», менее 3 раз – «2»; девушки: 5 раз – «5», 4 раза – «4», 3 раза – «3», менее 3 раз – «2».
Слайд 10Принцип индивидуализации заключается в строгом соответствии физической нагрузки функциональным возможностям организма
учащегося. Индивидуальный подход – главное требование оздоровительной тренировки (опрос самочувствия, пульс).
Ловкость (метание в цель, толкание ядра, прыжки в длину и высоту, а также эстафеты и спортивные игры). Проявлять осторожность при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, при высокой степени миопии, заболеваниях желудочно-кишечного тракта, гипертонической болезни.
Быстрота. Сначала развивают быстроту движений, а затем – быстроту реакции. Это различные беговые упражнения в быстром темпе на короткие дистанции, упражнения с предметами и элементами спортивных игр. Быстрота реакции развивается в основном игровым методом. При заболеваниях сердечно-сосудистой системы и органов зрения занятия необходимо начинать после воспитания таких качеств, как выносливость, гибкость и ловкость. При этом не следует давать очень короткие отрезки (10–15 м), так как во время их пробегания происходит слишком быстрая смена деятельности, что вредно. В СМГ с патологией пищеварительной системы необходимо учитывать моторику кишечника (диспептические расстройства, гиперацидный гастрит, гастродуоденит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки).
Выносливость. Постепенное увеличение физической нагрузки сначала за счет объема, а потом за счет интенсивности. Наиболее полезным для СМГ будет воспитание общей выносливости, повышающей возможности вегетативной системы организма. Это ходьба, бег, плавание, лыжи, коньки и др. Самым доступным является бег. Вначале чередуется медленный бег с ходьбой (150–160 шаг/мин). Объем беговой нагрузки в первую неделю для девочек – 400–600 м, отрезки бега от 50 до 200 м, количество повторений от 3 до 8 раз (нагрузка индивидуальная). Далее объем беговой нагрузки повышается за счет уменьшения интервалов отдыха и увеличения длины дистанции, добавляются: бег в переменном темпе на 100–400 м, специальные беговые упражнения, кросс от 500 до 2000 м. Время непрерывной работы доводится до 30–45 минут.
Слайд 11При этом ЧСС в каждом задании достигает максимума, это 150–170 уд/мин.
После отдыха (1–2 минуты) ЧСС не должна превышать 120–140 уд/мин. Повторную работу можно начинать только при снижении ЧСС до 120 уд/мин, отдых следует продлить до 3–4 минут, а последующую нагрузку снизить.
Сила. Используются методы повторных и динамических усилий. Метод статических усилий применять не следует. При миопии и гипертонической болезни занятие нужно начинать постепенно, после развития выносливости, гибкости, ловкости и быстроты.
При других заболеваниях сердечно-сосудистой системы, а также болезнях желудочно-кишечного тракта воспитывать силу следует так же постепенно, а при заболеваниях опорно-двигательного аппарата – с учетом коррекции. Применяются прыжковые упражнения с места и с разбега, метания, упражнения с метболами, ОФП, подтягивание, отжимание (с учетом противопоказаний). Необходим строгий, дифференцированный подход в выборе величины усилий, объема и темпа движений, продолжительности пауз отдыха. Максимальная величина ЧСС в упражнениях на силу 130–150 уд/мин. Следует соблюдать осторожность при болезнях сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, миопии. Нагрузка должна чередоваться с упражнениями на расслабление и дыхание.
Контрольные упражнения. Бег 100 м. Техника низкого старта. Пробежать с улучшением предыдущего результата. Юноши – 1 км, девушки – 500 м с улучшением результата. Прыжок в длину и с места с улучшением результата. Метание гранаты – техника и на дальность. Плавание брассом: девушки – 25 м, юноши – 50 м. Гимнастика – сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Спортивные игры – овладеть элементами, играть по упрощенным правилам, турпоход до 15 км.