Слайд 1Основы тестирования и методики развития выносливости
у обучающихся 15 – 17
лет
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
Автор: Бобров Федор Васильевич,
преподаватель физической культуры.
Слайд 2Визитная карточка
Стаж работы: 18 лет.
Образование: высшее, Шадринский Государственный Педагогический Институт, 1994
год, учитель физической культуры.
Интересы: спорт, рыбалка, путешествия,
здоровый образ жизни.
Награды:
Благодарственное письмо Профсоюзной организации работников народного образования и науки ХМАО-ЮГРЫ 2008г.
Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации 2009г;
Слайд 3Актуальность проекта
Востребованность у сегодняшних школьников воспитания выносливости - одного из важнейших
качеств человека, которое, в самом общем смысле, представляет собой способность эффективно противостоять неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды и сохранять работоспособность.
Проект направлен на воспитание выносливости, которое имеет огромное значение для здоровья, физического развития, учебной деятельности и успешной воинской службы обучающихся.
Востребованность временем.
Выносливость, как основа психической гармонии и здоровья, профессионального развития человека, достижений в учебной и трудовой деятельности, остается сегодня главным фактором успешной социализации и самореализации личности.
Слайд 4Объект исследования – процесс развития выносливости
Предмет – определенные параметры планирования
развития выносливости у обучающихся 15-17 лет различного уровня физической подготовленности.
Слайд 5
Гипотеза:
методика развития общей выносливости у обучающихся школы 15-17 лет будет
продуктивной, если при ее построении учитывать следующие идеи:
при планировании тренировочной нагрузки на занятиях физической культуры использовать дифференцированный подход, где в качестве классификатора выступает уровень физической подготовленности;
основным методом развития общей выносливости избрать метод равномерного упражнения;
повышение тренировочной нагрузки посредством увеличения времени бега, только в аэробном режиме, при этом скорость бега может уменьшаться.
Слайд 6Инновационность
Проект направлен на развитие выносливости, которая является одним из
основных физических качеств человека. Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. Всестороннее развитие физических качеств имеет большое значение для человека.
Слайд 7Теоретическая значимость
заключается в углублении общетеоретических представлений о возможностях применения всех
средств физической культуры для успешного развития выносливости обучающихся разного уровня подготовленности; расширении содержания раздела теории и методики физической культуры.
Слайд 8 Практическая значимость
выражается в повышении эффективности учебного процесса;
полученные результаты могут
быть использованы в практике работы МБОУ, колледжей и лицеев;
в работе со школьниками по физическому воспитанию максимально учесть факторы, обусловливающие успешность их деятельности при обучении;
поиск оптимального уровня двигательной активности обучающихся должен базироваться не только на возрастно-половой норме, но и с учётом морфологических, анатомо-физиологических и психических особенностей.
Слайд 9
Цель проекта:
разработать рациональный вариант организации развития выносливости у обучающихся 15-17
лет с различным уровнем физической подготовленности.
Слайд 10Задачи педагогического проекта:
1.Выявить степень изученности использования дифференцированного подхода в решении проблем
развития выносливости у школьников15-17 лет с учетом уровня физической подготовленности.
2.Изучить уровень физической подготовленности школьников 15-17 лет.
3.Определить дифференцированные величины параметров планирования нагрузок обучающихся 15-17 лет.
4.Определить средства и методы воспитания выносливости.
5. Определить уровень развития выносливости у подростков основной группы разного возраста (ученики 7 и 10 класса).
Слайд 11Методы исследования:
1. Анализ и обобщение изученных литературных источников.
2. Наблюдения за физическим
и эмоциональным состоянием учеников во время воспитания выносливости на уроках.
3. Педагогический эксперимент.
4. Метод математической статистики.
Слайд 12
Выносливость
Профессиональная
практика
Спортивная
практика
Учебная
деятельность
Повседневная
жизнь
Слайд 13Выносливость-
В теории физического воспитания под выносливостью понимают способность человека значительное время
выполнять работу без снижения мощности нагрузки её интенсивности или как способность организма противостоять утомлению. Выносливость как качество проявляется в двух основных формах:
в продолжительности работы без признаков утомления на данном уровне мощности;
в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.
Слайд 14Виды выносливости:
Общая
Под общей выносливостью понимают совокупность функциональных возможностей организма,
определяющих его способность к продолжительному выполнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности.
Специальная
Специальная выносливость означает продолжительность работы, которая определяется зависимостью характера утомления от содержания решения двигательной задачи.
Слайд 15Старшеклассник
.
К 15-17 годам завершается развитие центральной нервной системы
Высокого
уровня развития достигает аналитическая деятельность
коры головного мозга, приводящая к качественным изменениям в характере
мыслительной деятельности.
В старшем школьном возрасте далеко еще не окончено окостенение
позвоночника, поэтому старшеклассникам следует избегать
чрезмерных нагрузок на позвоночник, особенно при поднятии тяжестей.
Больших нагрузок с максимальной соревновательной интенсивностью
следует так же избегать по причине незавершенного развития нервной
регуляции работы сердца.
Нагрузка, как правило, не должна превышать 85-90% среднесоревновательной.
Слайд 16Методы развития выносливости
Метод равномерного упражнения – продолжительное выполнение циклических движений (плавание,
передвижение на лыжах и т.д.) в равномерном темпе. Скорость бега 60-70% от максимальной. Пульс 130 -140 ударов в минуту. После бега ЧСС через 5 -10 мин. возвращается к норме. Этот метод доступен для всех обучающихся.
Метод переменного упражнения – непрерывное передвижение, но с изменением скорости на отдельных участках, ЧСС достигает 150-180 ударов в минуту. Например, в беге на лыжах чередуются интенсивные и медленные пробежки.
Интервальный метод – повторное прохождение отдельных отрезков со строго определенным временем отдыха. Интервалы заполняются ходьбой или медленным бегом. Длина отрезков дистанции 80-200 м для девушек и 100-300м для юношей, скорость 75-80 от максимальной, ЧСС до 160-180 ударов в минуту. При отдыхе 120 ударов в минуту. Продолжительность пауз 1-3 минуты. Число повторений зависит от индивидуальной подготовленности обучающихся 2-3 серии забега.
Слайд 17Развитие выносливости на уроках легкой атлетики
Анализ полученных
данных свидетельствовал о том, что средние показатели физической подготовленности в контрольном и экспериментальном классах практически не отличались друг от друга. С первого занятия физической культурой в этих классах акцентировано решалась задача развития общей выносливости средствами легкоатлетического бега.
.
Результаты эксперимента:
контрольный класс (11 «А»)
экспериментальный класс (11Б)
Тестирование
направленное на оценку их уровня физической подготовленности
Слайд 18Контрольный 11А класс
В итоге длительность выполнения упражнения составила у юношей 15-25
мин., у девушек 15-20 мин. Остальная часть учебного времени посвящена выполнению комплекса упражнений на развитие гибкости и подведения итогов урока.
и девушки
юноши
медленный бег 800 м;
комплекс общеразвивающих упражнений;
комплекс беговых упражнений – общая продолжительность 20 минут;
выполняли задание бег с равномерной скоростью
юноши 3 км.,
девушки 2 км.,
величина нагрузки по уровню физической
подготовленности не дифференцировалась.
Слайд 19Экспериментальный 11 «Б» класс
Главная идея эксперимента заключалась в том, что еженедельно
на занятиях увеличивалась длина пробегаемой дистанции на 100-200м, а, следовательно, и время выполнения физической нагрузки в аэробном режиме. При этом скорость бега уменьшалась, а длина тренировочной дистанции увеличивалась.
1 этап: выполнение стандартной подготовительной части
(медленный бег 800 м – 1 уровень,
750м – 2 уровень, 700м – 3 уровень,
комплекс общеразвивающих упражнений, комплекс беговых упражнений
выполняли задание дифференцированно
Слайд 20Основы методики развития общей выносливости
Обучающихся 10-11 классов на занятиях физической культуры
средствами легкоатлетического бега составили:
Бег с равномерной скоростью на дистанциях от 2000 м. до 5000м. исключительно в аэробном режиме.
Бег с переменной скоростью для обучающихся 1 уровня.
Принцип повышения физической нагрузки, заключается в том, что увеличение нагрузки происходит из-за увеличения времени бега в аэробном режиме, при этом скорость бега уменьшается, а длина тренировочных дистанций постепенно возрастает.
Слайд 21Лыжная подготовка
На уроках по лыжной подготовке используя равномерный метод для развития
выносливости нужно проложить два круга 400-500м внутренний и 500-700м наружный. Внутренний круг для обучающихся 3 уровня, наружный - для 1и 2.
Скорость прохождения дистанции основывается на самочувствии. Обучающиеся могут уменьшить темп передвижения на лыжах, но дистанцию не сокращать.
Слайд 22Переменный метод
Развивая выносливость переменным методом в индивидуальном порядке целесообразнее проложить
восьмёркой два круга 300-400 метров и 500-700 метров.
Обучающиеся проходят в максимальном темпе малый круг, переходят на большой и в среднем темпе, отдыхая, двигаются по большому кругу. Затем, снова переходят на малый круг и проходят его в максимальном темпе, опять переходят на большой.
Таких повторений на малом круге может быть:
1 уровень 2 уровень 3 уровень
Юноши 5 раз 4 раза 3 раза
Девушки 4 раза 3 раза 2 раза
Слайд 23Гимнастика и спортивные игры
На начало учебного года у девушек 11 «А»
класса низкий уровень физической подготовленности был у 4 человек, средний у 8 человек, выше среднего – 1, высокий – 1. На конец учебного года показатели выросли: низкий уровень физической подготовленности имеют 2, средний - 6, выше среднего – 2, высокий – 2.
В сентябре 2010г. девушки контрольного класса тест «Бег по Куперу» 6 мин в среднем пробегали - 1039м, в мае - 1152 м, таким образом, средний результат обучающихся улучшился на 11%.
Тест «Бег по Куперу» 12 мин пробегали в среднем - 1965 м, в мае - 2168м, таким образом, средний результат обучающихся улучшился на 9%.
У девушек в упражнении «поднимание туловища из положения лежа на спине» средний показатель на начало года составлял 38 раз, на конец года – 41 раз, таким образом, средний результат улучшился на 8 %.
На начало учебного года у юношей низкий уровень физической подготовленности был у 3 человек, средний у 5 человек, выше среднего – 1, высокий – 1. На конец учебного года показатели выросли: низкий уровень физической подготовленности имеют 2 человека, средний - 4, выше среднего – 2, высокий - 2.
В сентябре 2010г. юноши контрольного класса тест «Бег по Куперу» 6 мин в среднем пробегали - 1232м, в мае 2011г - 1376 м, таким образом, средний результат обучающихся улучшился на 10%.
Тест «Бег по Куперу» 12 мин пробегали в среднем - 2180 м, в мае - 2380м, таким образом, средний результат обучающихся улучшился на 10%.
Тест «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» у юношей на начало года средний показатель составлял 30 раз, к концу года – 33 раз, таким образом, средний результат улучшился на 10 %.
Средняя величина частоты сердечных сокращений (ЧСС) у юношей стала ниже на 2 удара в минуту.
После педагогического эксперимента в мае 2011 года в контрольном
и экспериментальном классах было проведено тестирование.
В контрольном 11 «А» классе по списку 24 человека: 10 юношей и 14 девушек.
Слайд 24Вывод (результаты)
Инновационный подход при развитии выносливости обучающихся 15-17 лет способствовал росту
показателей физической подготовленности:
«Бег по Куперу» 6 мин. у девушек на 14 и у юношей на 17%,
«Бег по Куперу» 12 мин. у девушек на 15%, у юношей на 14%,
«поднимание туловища из положения лежа на спине» у девушек на 17%,
«сгибание и разгибание рук в упоре лежа» у юношей на 29%,;
повысил мотивацию к воспитанию выносливости, улучшил регуляцию деятельности сердечно-сосудистой системы, содействовал хорошему настроению.
Слайд 25 Ресурсы
Программное обеспечение для нововведения:
1.Программы по физической культуре, допущенные Министерством
образования РФ.
2.Рабочие программы по физической культуре.
При реализации проекта используется:
Спортивный инвентарь, спортивное оборудование. Видеограммы.
Организация учебного процесса в общеобразовательных учреждениях регламентируется следующими нормативно-правовыми актами: 1.Закон об образовании от 10 июля 1992 г. N 3266-1.
2.Федеральный закон от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
3. Приказ Минобразования РФ от 3 декабря 1999 г. N 1075 "Об утверждении Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации".
4.Программа развития муниципальной общеобразовательной средней школы №5 «Преемственность обучения по дидактической системе Л.В. Занкова».
Слайд 26Партнеры
Учителя физической культуры города:
Шустерман Я.С., МБОУ «СОШ№8»..
Головин Н.Н., МБОУ «СОШ№29».
Благодарев В.О.,
МБОУ «СОШ№5».
Обучающиеся старших классов.
педагогические работники школы (учителя – предметники образовательной области «Физическая культура», классные руководители);
родители (законные представители).
Слайд 27
Целевая аудитория
Предполагаемое количество участников проекта: 50 человек.
Возраст – 15 -17
лет.
Обучающиеся старшего школьного возраста
Слайд 29Ожидаемые результаты и социальный эффект
Результатом реализации проекта является стабильно позитивная динамика
достижений обучающихся: качество знаний обучающихся по предмету составляет
2009-2010 учебный год – 88%;
2010-2011 учебный год – 91%;
2011-2012 учебный год – 93 %.
Слайд 34Перспективы дальнейшего развития проекта
В перспективе дополнение данного проекта материалами по методике
и средствам воспитания специфических типов выносливости.
Планируется разработка и выпуск брошюры рекомендательного характера для учителей физической культуры по методике воспитания выносливости на уроках.
Усовершенствование методики проведения мониторинга по развитию у старшеклассников общей выносливости.
Слайд 35Использованная литература
Бойко А.Ф. “Основы лёгкой атлетики”.-М., “Физкультура и спорт”, 2003.
Богатырев В.С.
Методика развития физических качеств юношей: Учебное пособие. - Киров, 1995 г.
Вайцеховский С.М. “Книга тренера”.М., “Физкультура и спорт”, 2005.
Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994. - 368 с.
Зимкина Н.В. Физиологическая характеристика и методы определения выносливости в спорте - М.: Физкультура и спорт, 2002.
Кузнецов В.С., Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия. 2000.
Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. М.: физкультура и спорт, 1998.
Макаров А. “Бег на средние и длинные дистанции”.М., “Физкультура и спорт”, 2006.
Матвеев Л.П., Новиков А.Д. “Теория и методика физического воспитания”. М., “Физкультура и спорт”, 2006.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры. - М.: физкультура и спорт, 1991. - 543 с., с ил.
Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: Пособие для учителя / Под ред.В.И. Ляха. М.: физкультура и спорт, 1997.
Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Кофмана Л. Б.М. 1998.
Решетников Н.В., Кислицин Ю.Л. Физическая культура: Учебное пособие. - М.: "Академия", 2002. - 152 с.
Спорт в школе: Методическое пособие для спортивных секций коллективов физической культуры школ. - М.: физкультура и спорт, 1959. - 519 с.
Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания. - М.: физкультура и спорт, 1997.
Шолих М. Круговая тренировка. М.: физкультура и спорт, 1965.
Попов В. Б.555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов. М.: Олимпия Пресс, Терра-Спорт, 2002. - 208 с.
Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания - М.: “Физкультура и спорт”, 2005.
Теория и методики физического воспитания: Учеб. для пединститутов / Под ред. Б.А. Ашмарина. М.: физкультура и спорт, 1990.