Слайд 1 Лечебная физкультура в условиях детского дома - интерната с детьми
с тяжелой степенью умственной отсталости и детским церебральным параличом.
Слайд 2
Рассмотрим лечебную физкультуру и упражнения,
направленные на двигательное развитие в условиях детского дома интерната с детьми с тяжелой степенью умственной отсталости и детским церебральным параличом .
Актуальность исследований в этой области обусловлена особым вниманием общества к детям с ограниченными возможностями, их воспитанию и развитию. Эта категория детей нуждается в опеке государства. Однако человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться не только как объект социально-психологической помощи и заботы, но и как активный субъект окружающего социума, создающего условия для максимально возможной его самореализации и интеграции в общество.
Слайд 3Лечебная физкультура
Лечебная физкультура (ЛФК) – является наиболее эффективным
средством коррекции развития учащегося в условиях детского дома интерната .
Слайд 4 Физическая культура – это особая и самостоятельная область культуры,
которая приобретает ряд специфических черт в приложении к инвалидам различных групп. Обеспечивая развитие двигательного аппарата, укрепляя здоровье, повышает работоспособность организма, физическое воспитание способствует выживанию и преодолению множества отклонений, поскольку именно движение осуществляет непосредственно ту связь ребенка с окружающим миром, которая лежит в основе развития его психических процессов и организма в целом.
Слайд 5Занятия физическими упражнениями с лечебной целью имеют следующие задачи:
-
оказать оздоровительное и общеукрепляющее влияние на организм для восстановления работоспособности;
- улучшить кровообращение и обменные процессы в зоне поражения, чтобы устранить или снизить нервно-сосудистые и обменные расстройства;
- укрепить ослабленные мышцы, восстановить координацию движений, бороться с сопутствующими нарушениями: искривлением и ограничением подвижности позвоночника и т.п.
Слайд 6
Общими и обязательными принципами для лечебной физкультуры являются:
- Регулярное и систематическое
выполнение упражнений;
- Отсутствие длительных перерывов;
- Постепенное увеличение физической нагрузки;
- Отсутствие ориентации на других пациентов – только индивидуальные способы;
- Учет стадии развития болезни, возраста ребенка, его психологического состояния.
Слайд 7Роль занятий ЛФК для детей с тяжелой степенью умственной отсталости и
детским церебральным параличом:
- Оказание оздоровительного воздействия на общее состояние организма;
- Способствование укреплению тканей и органов в организме ребенка;
- Активизирование ослабленных мышц;
- Борьба с искривлением позвоночного столба;
- Улучшение метаболизма и других процессов обмена;
- Активизация работы головного мозга, ускорение кровообращения.
Слайд 8Все комплексы ЛФК для детей с тяжелой степенью умственной отсталостью и
детским церебральным параличом подбираются в индивидуальном порядке, но в него в любом случае будут входить следующие упражнения:
1. Упражнения для растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах, или же приведение мышц в тонус, расширение диапазона движения.
2. Упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы.
3. Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов.
4. Дыхательные упражнения.
Слайд 95. Упражнения на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов.
6. Тренировка
на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог.
7. Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц.
8.. Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся тренировка на сопротивление для развития мышечной силы.
Слайд 10Любое занятие начинается с организационного момента. Все упражнения выполняются в медленном
темпе. Пассивные упражнения на расслабление микро мышц тела основываются на принципах естественного движения и позволяют подготовить организм ребёнка к более сложным физическим упражнениям. Естественное движение – это мощное физическое действие при минимальной работе мышц. Принцип естественного движения восстанавливает работу центральной нервной системы (ЦНС), а ЦНС восстанавливает управление внутренними органами.
Слайд 11 На занятиях по лечебной физкультуре используются силовые упражнения, упражнения с крупными
и мелкими предметами, дыхательная гимнастика с элементами массажа и самомассажа, упражнения, направленные на развитие мелкой и крупной моторики рук, ориентировку в своём теле и в пространстве, координацию движений, профилактику плоскостопия, сколиоза и т.д. Упражнения подбираются в соответствии с возрастными особенностями и психофизическими качествами воспитанников и учитывают развитие мыслительной деятельности (памяти, мышления, внимания), тактильных, слуховых, зрительных анализаторов.
Слайд 12СУСТАВНЫЙ МАССАЖ
- подтягивание в плечевом поясе в сочетании с наклонами сидя;
- максимальная протяжка микро мышц тела;
- имитация мытья рук, трение ладоней, скрутка и вращение кистей в запястном суставе, скрутка кистей, сплетённых в замок;
- поднимание и опускание плеч;
- растяжка позвоночника;
- наклоны и повороты головы;
- наклоны туловища вправо, вперёд, влево, назад;
- вращение туловища в тазобедренном суставе;
- вращение стоп;
- вращение в коленном и голеностопном суставах.
Слайд 13 Формирование правильной осанки занимает первостепенное место у воспитанников с нарушением интеллекта.
Нарушение осанки – частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся в общей функциональной слабости, гипотоническом (пониженном напряжении тканей) состоянии мышц и связочного аппарата. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек. Основой профилактики и лечения нарушений осанки является общая тренировка организма ребёнка. В процессе проведения занятий необходимо добиваться тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбе. Выработке правильной осанки помогают упражнения на координацию движений, равновесия. Упражнения в играх чередуются с дыхательными упражнениями. Учащимся интересны упражнения с предметами: ходьба по ленте с предметом на голове (мешочек с песком, книга и др.), игры «Стойкий оловянный солдатик», «Гуси», и т.д. Ребёнку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка непосредственно на его теле.
Слайд 14 Поскольку именно движение осуществляет непосредственно ту связь ребенка с окружающим
миром, которая лежит в основе развития его психических процессов и организма в целом,физическая культура имеет большие возможности для коррекции и совершенствования моторики индивида. Большое число физических упражнений и вариативность их выполнения позволяет производить отбор целесообразных сочетаний для каждого отдельного случая.
Слайд 15 Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что ЛФК играет существенную
роль в формировании коррекции имеющихся дефектов в развитии ребёнка, стабилизирует функциональные системы организма, повышает адаптивность организма к неблагоприятным условиям жизни.
Слайд 16Использованная литература:
1. Детская спортивная медицина учеб. пособие / под ред. Т.
Г. Авдеевой, И. И. Бахраха. - Ростов-н/Д : Феникс, 2007
2. Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура : учеб. пособие / В. А. Епифанов. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2009.
3. Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика» № 4(34), 2009 г.
4. Дубровский В.И. «Лечебная физическая культура», Москва, «Владос», 2004 г.