Слайд 1КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО ПЛАВАНИЮ ДЛЯ ШКОЛ ГОРОДА АЛЬМЕТЬЕВСКА
Камалова
Эльвина Ильдаровна,
преподаватель ГАОУ СПО Альметьевский колледж физической культуры»
Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ
Значимое событие - Универсиада в городе Казани 2013 году способствовало бурному
развитию инфраструктуры городов Республики Татарстан
Слайд 3Это коснулось и ближайшие города
Слайд 4Плавание по праву занимает ведущее значение и место в системе физического
воспитания и относится к наиболее массовым видам спорта. Он имеет большое оздоровительно-гигиеническое, спортивное, воспитательное и прикладное значение. Трудно переоценить пользу плавания как средства закаливания, развития органов дыхания, исправления осанки, положительного влияния на сердечно-сосудистую и нервную систему, повышения жизненного тонуса детей.
Слайд 5На данный момент в городе Альметьевске насчитывается 12 бассейнов, из них
8 в городе и 4 в оздоровительных лагерях, но, к большому сожалению, они практически пустуют. Наши горожане неохотно плавают в бассейнах, тогда как в других больших городах эти заведения заполнены до отказа. Ведь 12 плавательных бассейнов – такой роскошью может похвастаться далеко не каждый город Татарстана. А в Альметьевске, благодаря поддержке нефтяников, созданы благоприятные условия для занятий этим видом спорта.
Слайд 6Цель данной программы заключается в гармоничном, физическом, духовно-нравственном развитии личности учащегося,
формировании потребностей к разносторонней физической подготовленности и самооздоровлению.
Основными задачами реализации программы являются:
Укрепление здоровья и закаливание.
Устранение недостатков физического развития.
Овладение жизненно необходимыми навыками плавания.
Обучение основам техники всех способов плавания и широкому кругу двигательных навыков.
Развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей).
Воспитание сознательной дисциплины.
Формирование желания заниматься профессиональным спортом.
Воспитание устойчивого интереса к здоровому образу жизни.
Воспитание морально-этических и волевых качеств.
Реализация данной программы предлагается осуществлять на основе следующих принципов:
Сознательности и активности.
Систематичности обучения.
Доступности и индивидуальности.
Наглядности обучения.
Оздоровительной направленности обучения.
Слайд 7Условия реализации программы
Программа рассчитана на обучение учащихся с 1 по
11 класс. Количество учащихся в группах по 10-12 человек. При необходимости классы делятся на подгруппы.
Продолжительность занятия составляет академический час, но может быть сокращена до 30-40 минут. Процесс обучения продолжается в течение 10 лет и, если учащиеся достигают высоких результатов, то занятия проводятся по индивидуальным программам и планам, или им рекомендуются занятия в спортивных группах плавания. Основными формами работы являются: групповые занятия, индивидуальные занятия, теоретические занятия, культурно-массовые мероприятия.
Для успешной реализации программы необходимы: бассейн, спортивный инвентарь (игрушки, обручи, плавательные доски, шесты, жилеты).
Слайд 8Режимы работы и требования по физической и технической подготовке
Слайд 9Организация учебной работы в бассейне
В школе организуется работа с учащимися
в течение всего учебного года. Учебный год обычно начинается с 1 сентября и заканчивается, как правило, в мае. В каникулярное время уровень физической подготовленности поддерживается по рекомендациям учителя физической культуры.
Годовой объем работы по годам обучения определяется из расчета недельного режима работы для данных классов
– 36 недель по одному уроку в неделю.
Расписание уроков составляется администрацией школы по представлению учителя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха учащихся, общего объема общеобразовательных дисциплин в течение учебного дня.
Слайд 10Примерный учебный план для оздоровительных групп, начальной подготовки и
учебно-тренировочных групп
Слайд 11Планирование годичного цикла
Учебный год условно можно разбить на 2 полугодия.
В первом полугодии проводятся упражнения для освоения с водой, а также обучение технике плавания кролем на груди и на спине.
Слайд 12Календарно-тематический план ГНП
Включает учебный материал:
Теоретические сведения;
Общеразвивающие и специальные упражнения на
суше;
Упражнения для освоения с водой;
Учебные прыжки в воду;
Элементарные гребковые движения;
Игры и развлечения на воде;
Медицинское обследование.
Слайд 13УРОК № 2
ПО ПЛАВАНИЮ В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Тема: «Ознакомление со
свойствами воды»
Дата проведения:
Место проведения: малый бассейн школы
Класс: 1
Цель: преодоление психологического барьера учащихся перед водной средой.
Задачи урока:
1) организация учащихся: ознакомление с правилами поведения на воде;
2) ознакомление с общеразвивающими и имитационными упражнениями на суше;
3) разучивание упражненений для освоения с водой (передвижения, погружения и открывание глаз в воде, всплывания).
Оснащение и оборудование урока: плавательные доски, резиновые круги, обруч; короткий шест.
Слайд 14Подготовительная часть
(на суше)
Теория: беседа о цели обучения плаванию, организации и
гигиене занятий; правилах поведения в бассейне.
Построение, расчет по порядку, объяснение задач занятия (проводится и на всех последующих уроках).
Общая физическая подготовка:
1) передвижение шагом и бегом;
2) ходьба, бег, прыжки на двух ногах с различным положением рук;
3) общеразвивающие упражнения (проводится и на всех последующих уроках).
Имитация упражнений, применяющихся для освоения с водой:
упражнение «поплавок», «звездочка», «медуза»;
сильный и быстрый выдох через рот с несколько округленными губами, задержать дыхание на 3-4 с и сделать глубокий вдох через рот;
3) то же, но сочетая с приседанием (дыхание задерживать во время приседания, как при погружении под воду).
Слайд 15Основная часть (в воде)
Организованный вход в воду: построение вдоль бортика, расчет
на первый-второй и распределение на пары.
Упражнения для освоения с водой:
Передвижения по дну бассейна (парами в обход и по диагонали, в колонне по одному, вперед, назад, боком (приставными шагами), бег и ходьба по кругу, взявшись за руки («хоровод»).
Ходьба и бег вперед и назад с помощью попеременных гребковых движений руками (следить за плоским положением кистей).
Ходьба в положении наклона, опустившись в воду до подбородка, помогая себе попеременными гребковыми движениями руками.
4. Стоя в наклоне вперед (подбородок на поверхности воды), выполнить подряд 15-20 выдохов и вдохов с непродолжительной задержкой дыхания.
5. Набрать в ладони воду и «умыть» лицо.
6. Стоя в наклоне вперед, погрузить лицо в воду и открыть глаза.
7.Погружения под воду с открыванием под водой глаз и поиском на дне предметов.
8.Подныривание под разграничительную дорожку (резиновый круг, доску) при передвижении по дну бассейна.
9.Передвижение в колонне по одному с подныриванием в обруч, полностью погруженный в воду.
10. Погрузившись в воду, открыть глаза и сосчитать количество пальцев на руке партнера, поднесенных к лицу («водолазы»).
11. Присед под воду с последующим выпрыгиванием вверх и выполнением выдоха-вдоха во время прыжка.
12. То же, но после прыжка упасть в воду плашмя на грудь или бок («веселые дельфины») с различным исходным положением рук.
13. «Поплавок» (сделать вдох, задержать дыхание, обхватить руками колени и всплыть на поверхность).
Слайд 16Заключительная часть
Подвижные игры в воде, связанные с умением передвигаться в воде
и погружаться под воду («Кто выше?», «Полоскание белья», «Караси и карпы», «Лягушата» и др.).
Построение, подведение итогов урока и задание на дом (проводится и на всех последующих уроках).
Слайд 17Контрольные нормативы для групп начальной подготовки (промежуточные и итоговые):
«Поплавок» и «звездочка».
Скольжение
на груди и спине («стрелочка»).
Прыжки в воду в большом бассейне.
Техника работы ног, дыхания кролем на груди, на спине.
Техника работы рук, дыхания кролем на груди, на спине.
Техника работы ног, рук и дыхания брассом.
Проплыть на технику 25 м способом кроль на груди и на спине, брассом.
Техника стартового прыжка и поворота «маятник».
Контрольные нормативы для учебно-тренировочных групп (промежуточные и итоговые):
Техника работы ног, дыхания кролем на груди, на спине.
Техника работы рук, дыхания кролем на груди, на спине.
Техника работы ног, рук и дыхания брассом.
Проплыть на технику 50 м способом кроль на груди и на спине, брассом на время.
Техника стартового прыжка и поворота «маятник».
Проплывание 200 м (девочки) и 400 м (мальчики) любым способом без учета времени.