Слайд 1
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Трёхстенская ООШ» Каменского
муниципального района
Воронежской области
с. Трёхстенки 2014
Выполнила:
учащаяся VI класса
МКОУ Трёхстенской ООШ
С.Э. Тихонова
Научный руководитель:
учитель физической культуры
В.Г. Кулинцова
Тема: «Русские народные игры на современном этапе развития школы»
Слайд 2Цель -изучение народных игр как культурной традиции русского народа.
Слайд 3 1. Возрождение традиций русской народной культуры через осознание роли народных
игр в жизни школьника;
2. Вооружение школьников необходимыми знаниями по физической культуре, формируемыми игровой деятельностью;
3. Содействие укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности, закаливанию растущего организма и профилактике заболеваний;
4. Создание предпосылок для успешного освоения спортивных игр.
Задачи:
Слайд 4По словам Президента РФ В. В. Путина «Культура – это свод
нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности, один из ключевых символов российской государственности и исторической преемственности, то, что объединяет нас с другими странами и народами мира».
Слайд 5Культура (от латинского «cultura» – «возделывание, воспитание,
образование, развитие, почитание») –
исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Слайд 6В своём этимологическом значении понятие «культура» восходит к античности.
Слайд 7Римский философ
М. Цицерон вёл речь о необходимости культуры
души и
духа.
Слайд 8В Древнем Китае термин «культура Вэнь» был одним из центральных.
В
учении древнекитайского учёного Конфуция обосновывалась сущностная роль языка в познании принятия правильных решений.
Слайд 9Французский философ Ж. П. Сартр отмечал, что культура никого и ничего
не спасает и не оправдывает.
Но она дело рук человека, в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо.
Слайд 10Согласно В. Далю, культура – это обработка и уход, возделывание, образование
умственное и нравственное.
Слайд 11На современном этапе развития школы ученики имеют слабое представление о русских
народных играх, забавах, развлечениях, составляющих основу национальной культуры России и физической подготовки их предков.
Слайд 12На уроках физической культуры оптимальным средством воспитания являются народные подвижные игры.
Подвижная игра – это осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстро меняющихся условиях.
Слайд 13Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них
ярко отражался образ жизни людей: их быт, труд, национальные устои, нравственное представление народа.
Слайд 14Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней
со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Слайд 15Данные археологии говорят о высоком уровне развития русских игр еще тысячу
лет назад. На территории Древнего Новгорода (10-13 век) обнаружено при раскопках огромное количество «кубарей» и шаров, остатки различных по размеру и форме мячей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других предметов.
Слайд 16
Классификация русских народных игр
Русские народные игры разделены на:
- детские народные
игры,
- девичьи русские народные игры,
- мужские русские народные игры,
- русские народные игры совместные для мужчин и женщин.
Слайд 17Русские народные детские игры:
Сорока, Лошадка, Перегонка, Пень , Шнур, Веревочка,
Бумажный змей, Рыбка.
Слайд 18Русские народные мужские игры
Мяч, Мяч об землю и об стену,
Летучий
мяч, Чушки, Чижик.
Слайд 19Русские народные игры совместные для мужчин и женщин
Медведь, Драгун, Венчик, Дергач,
Редька, Веревочка, Яша.
Слайд 20Русские народные девичьи игры:
Мак, Горелки, Лычки,
Сижу-посижу, Жмурки, Колечко,
Камешки,
Обруч
Слайд 21Яркую характеристику лапте дал известный русский писатель А. И. Куприн «…эта
народная игра – одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места».
Слайд 22Русская лапта – двухсторонняя командная игра, которая проводится на прямоугольной площадке,
ограниченной боковыми и лицевыми линиями (линия кона, линия дома), одна команда играет в защите, другая в нападении.
Слайд 23Изучая русские народные игры, мы предусматриваем достижение следующих результатов:
личностные результаты —
готовность и способность учеников к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Слайд 24Вывод
На современном этапе ученики имеют слабое представление о русских народных играх,
забавах, развлечениях, составляющих национальную культуру России и физической подготовке их предков, поэтому необходимо преодолеть этот недостаток путём всё большего привлечения школьников к деятельности спортивно-оздоровительного направления «Русские народные игры».